Началу нового учебного года предшествуют
педсоветы и совещания, на которых педагогам и
психологам даются «ориентиры на будущее».
Мы решили поддержать эту традицию и познакомить
читателей с тем, какие задачи ставят перед
психологической службой в образовании и как
оценивают ее современное состояние известные
психологи и руководители системы образования.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРОВОЗЕ
И НЕ ТОЛЬКО?
Сергей Николаевич АПАТЕНКО,
директор Департамента государственной
молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России:
Министерство образования и
науки РФ видит в психологической службе
мощнейший потенциал, и использовать его умело и
эффективно — наша с вами задача номер один!
Психологическая служба нужна для «привязки к
местности» всех разработанных программ и
проектов в сфере образования. Мы понимаем, что
игнорирование особенностей и возможностей
человеческой психики может свести на нет все
благие начинания. С ростом научно-технических
возможностей возрастают и, соответственно,
меняются требования к человеку как к субъекту
труда.
Особого внимания заслуживает программа
психологической реабилитации молодежи,
прошедшей службу в «горячих точках». Современная
политическая ситуация, вовлеченность в нее
молодежи диктуют необходимость еще одного
направления в работе: обеспечения
психологического сопровождения социальных и
воспитательных инициатив. Не случайно в
общеобразовательной школе вводится
преподавание психологии как учебного предмета.
Сегодня большинство молодых людей не готовы
противостоять всевозможным манипуляционным
воздействиям со стороны политических
группировок, и мы должны им в этом помочь.
Я готов подтвердить, что Министерство
образования и науки РФ и Департамент
государственной молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей открыты для всех
инициатив и предложений со стороны
психологического сообщества по всем
направлениям, в том числе по совместной
реализации национального проекта в области
образования.
Виталий Владимирович РУБЦОВ,
президент Федерации психологов образования
России,
директор Психологического института РАО,
академик РАО, доктор психологических наук,
профессор:
Молодежную политику нельзя
выстраивать без участия психологической службы!
Именно здесь у психологов есть очень большие
возможности: наша детская, педагогическая и
возрастная психология намного опережают
западные научные школы!
Настало время, когда необходимо принципиально
пересмотреть взгляд на психолога как на одного
из вспомогательных специалистов, встроенных в
социальный институт образовательного
учреждения, рассматриваемого как фабрика по
производству и передаче знаний.
То, что в министерстве до сих пор отсутствует
специальный отдел, не является случайным, а
фиксирует вспомогательную функцию психолога в
практической службе образования. А ведь именно
наши образовательные учреждения являются тем
местом, где можно очень серьезно влиять на
воспитание молодежи, формирование ее
гражданского самосознания. Здесь роль
психологической службы трудно переоценить.
Нужна систематическая управленческая работа с
психологической службой, с ресурсом, который там
сложился. Я считаю, что министерство и
профессиональное сообщество очень выиграют,
если мы «прицепим» психологический «паровоз» к
системе образования.
Ирина Владимировна ДУБРОВИНА,
зав. лабораторией научных основ детской
практической психологии
Психологического института РАО, академик РАО,
доктор психологических наук, профессор:
С сожалением приходится
констатировать, что своего, четко определенного,
места в системе современного образования
психология пока что не имеет...
И раньше были претензии к подготовке
психологов, и сейчас мы слышим нарекания в их
адрес. И дело не в продолжительности подготовки
специалистов, а в качестве их образования!
На мой взгляд, одним из самых серьезных
недостатков является нарушение баланса между
профессиональной компетентностью, которая
формируется у будущих психологов, и
психологической культурой их личности! Именно
гуманитаризация рассматривается учеными самых
различных школ и направлений как основа
образования. А культура выступает как
непременное условие развития человека.
Сейчас психологическая практика опережает и
научные разработки, и управленческие решения,
которые часто бывают некорректными. Речь идет
прежде всего о формировании образовательного
пространства, где должны закладываться и
культура, и ценности, и идеалы человека.
Юрий Михайлович ЗАБРОДИН,
проректор по научной работе МГППУ, академик
РАО,
доктор психологических наук, профессор, академик
РАО:
Психологическая служба должна
приучать общество к правильному использованию
слова «психология», правильному отношению к
специалисту-психологу, она должна стать частью
психологической культуры нашего общества!
Прежде всего, мы должны определиться: какие
социальные задачи мы, как психологи, решаем в
нашем обществе и нашей системе образования. Если
у нас нет своих задач, если они противоречат
стратегии такого социального института, как
образование, нам очень тяжело будет в него
вписаться.
Мы уже создали вакуум воспитания у наших детей.
А природа вакуума не терпит, и он заполняется
всем тем, что дети впитывают из окружающей
действительности. Чистить эти «конюшни» и
создавать нормальную ситему воспитания теперь
очень непросто. Я боюсь, что мы создадим также и
вакуум профессионализма в нашем обществе.
Наша задача – выпустить в жизнь молодого
человека, у которого сформирована четкая
гражданская позиция и который подготовлен к
социальной ситуации. Другими словами, у него
должны быть сформированы действенные образцы
активного поведения. И третье качество, которое
должно быть у молодого человека: готовность к
профессиональной деятельности. а она появляется
только тогда, когда он уже нашел свое место в
обществе.
Роль человека экономически активного
предполагает два психологических критерия:
мотивацию, то есть желание работать, и
поведенческие образцы, то есть умение вести себя
в экономическом пространстве.
Александр Григорьевич АСМОЛОВ,
зав. кафедрой психологии личности МГУ,
доктор психологических наук, профессор:
При всем нашем единстве,
психологическая служба в образовании очень
разобщена. Мы не имеем сводной информации о том,
какого рода ключевые изменения приносят нам
различные «волны» модернизации образования. Для
нас по-прежнему остается загадкой современная
молодежь, особенности ее социума. Правда ли, что
современные молодые люди крайне прагматичны?
Каково представление об успешности у
современных подростков?
Мы не можем создавать психологические
программы без серьезных социальных и
социально-психологических исследований.
Современные подростки и молодые люди
предпочитают конфликтные способы разрешения
возникающих проблем, а мы не владеем методами
прогнозирования конфликтов, в том числе
этнических, межконфессиональных. Не говоря уже
об их разрешении.
Множество профилактических программ, в том
числе по работе с подростками и молодежью,
создается без серьезной экспертной
психологической оценки. Особенно страшно
становится, когда мы имеем дело с
антиалкогольными и антинаркотическими
программами, многие из которых могут лишь
навредить неправильно подобранной и
преподнесенной информацией.
Юрий Петрович ЗИНЧЕНКО,
и.о. декана факультета психологии Московского
государственного университета им. М.В.
Ломоносова,
доктор психологических наук, профессор:
Современный молодой специалист
часто оказывается неготовым к самостоятельной
практической работе.
Инновационной моделью подготовки будущих
специалистов может стать создание технологий
самостоятельной работы студентов на основе
компьютерного моделирования ситуаций,
позволяющих отрабатывать навыки диагностики,
экспертизы, консультаций, коррекции. Это
позволит также изменить способ оценки качества
обучения, поскольку будут проверяться не только
знания, но и умения студентов решать различные
профессиональные задачи.
Важно также начать подготовку специалистов,
ориентированных не на обслуживание
(исполнительская работа), а на создание новых
технологий психологической работы, —
психологов-технологов, задача которых —
разработка новых технологий психологической
диагностики, экспертизы, помощи и обоснованных
воздействий на человека.
Давно назрел вопрос о создании механизма
общественно-государственнной системы
регулирования психологической практики через
лицензирование отдельных видов деятельности,
периодической аттестации специалистов,
сертификации средств и методов психологической
помощи и защиты, экспертизы в целях
предупреждения негативных воздействий на
психику человека.
Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|