Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Уроки практической психологии
в начальной школе

Л.В. Строганова
М.: Педагогическое
общество России, 2005

Необходимость преподавания психологии в школе, тем более в начальной, до сих пор остается предметом серьезной полемики. Стоит ли наряду с традиционными предметами школьной программы преподносить детям основы психологических знаний и умений? Если да, то каким должно быть содержание этого предмета, в какой форме его следует преподавать, какие приемы использовать? Ученые мужи еще далеки от единого мнения по этим вопросам. При этом реальная школьная практика далеко обогнала теоретическую дискуссию – уроки психологии в той или иной форме уже ведутся во многих школах по всей стране.
Во многих случаях главной движущей силой этого начинания выступает энтузиазм отдельных психологов и педагогов, слабо подкрепленный соответствующими программами и методическими разработками. Правда, вариативные программы и даже учебники уже существуют, можно даже сказать, в избытке. Но при решении конкретной задачи построения соответствующих уроков перед каждым преподавателем встает вопрос: какую из существующих разработок предпочесть или, может быть, выработать свою собственную программу и методику? (Кстати, одно не противоречит другому – создается впечатление, что большинство проектов в этой области разрабатывается посредством творческого переосмысления уже существующих.)
Новое пособие Л.В. Строгановой представляет собой еще один вариант подхода к построению уроков психологии в школе. В небольшой (90 страниц) книге собраны планы уроков по 17 психологическим темам, которые рекомендуется проводить в 1–4-м классах. В краткой издательской аннотации содержание книги представлено как «обобщение опыта проведения уроков психологии «Познай самого себя». По существу же, ни о каком обобщении опыта речь не идет, если не иметь в виду, что планы уроков выкристаллизовались в результате многочисленных эмпирических проб (и неизбежных в таких случаях ошибок). На то же намекает и аннотация: «...Собран богатейший материал, который рождался поистине в муках». Насчет мук сомневаться не приходится, ибо как справедливо отмечено там же: «говорить с детьми о психологии на доступном языке очень сложно». Эпитет же «богатейший» следует признать пиаровским преувеличением – план каждого урока умещается на паре страничек и состоит из лаконичных тезисов, которые каждому преподавателю еще предстоит раскрыть в соответствии со своими знаниями, навыками и способностями.
Тут-то и видится одна неявная опасность. Книга адресована «учителям-практикам начальной школы и будущим педагогам», то есть тем, кто с психологией если и знаком, то поверхностно. Тем не менее им без тени сомнения предлагается заняться психологическим просвещением младших школьников. Для наглядности подставим на место психологии какую-то иную премудрость – скажем, игру в шахматы или на фортепиано. Чему научатся дети у учителя, чьи собственные знания и навыки исчерпываются заученными правилами шахматных ходов или парой простеньких фортепианных этюдов? Ясно, что ни шахматистов, ни пианистов таким образом не вырастить. А психологов? Хотя задача вроде бы и не в этом. Пользуясь уже приведенной аналогией, она состоит в том, чтобы научить малышей «детскому мату» и «Чижику-пыжику». Тому, кого эта задача воодушевляет, книга послужит полезным ориентиром.

Максим МАРИНИН