Уроки практической психологии
в начальной школе
|
Л.В. Строганова
М.: Педагогическое
общество России, 2005
|
Необходимость
преподавания психологии в школе, тем более в
начальной, до сих пор остается предметом
серьезной полемики. Стоит ли наряду с
традиционными предметами школьной программы
преподносить детям основы психологических
знаний и умений? Если да, то каким должно быть
содержание этого предмета, в какой форме его
следует преподавать, какие приемы использовать?
Ученые мужи еще далеки от единого мнения по этим
вопросам. При этом реальная школьная практика
далеко обогнала теоретическую дискуссию – уроки
психологии в той или иной форме уже ведутся во
многих школах по всей стране.
Во многих случаях главной движущей силой этого
начинания выступает энтузиазм отдельных
психологов и педагогов, слабо подкрепленный
соответствующими программами и методическими
разработками. Правда, вариативные программы и
даже учебники уже существуют, можно даже сказать,
в избытке. Но при решении конкретной задачи
построения соответствующих уроков перед каждым
преподавателем встает вопрос: какую из
существующих разработок предпочесть или, может
быть, выработать свою собственную программу и
методику? (Кстати, одно не противоречит другому –
создается впечатление, что большинство проектов
в этой области разрабатывается посредством
творческого переосмысления уже существующих.)
Новое пособие Л.В. Строгановой представляет
собой еще один вариант подхода к построению
уроков психологии в школе. В небольшой (90 страниц)
книге собраны планы уроков по 17 психологическим
темам, которые рекомендуется проводить в 1–4-м
классах. В краткой издательской аннотации
содержание книги представлено как «обобщение
опыта проведения уроков психологии «Познай
самого себя». По существу же, ни о каком обобщении
опыта речь не идет, если не иметь в виду, что планы
уроков выкристаллизовались в результате
многочисленных эмпирических проб (и неизбежных в
таких случаях ошибок). На то же намекает и
аннотация: «...Собран богатейший материал,
который рождался поистине в муках». Насчет мук
сомневаться не приходится, ибо как справедливо
отмечено там же: «говорить с детьми о психологии
на доступном языке очень сложно». Эпитет же
«богатейший» следует признать пиаровским
преувеличением – план каждого урока умещается
на паре страничек и состоит из лаконичных
тезисов, которые каждому преподавателю еще
предстоит раскрыть в соответствии со своими
знаниями, навыками и способностями.
Тут-то и видится одна неявная опасность. Книга
адресована «учителям-практикам начальной школы
и будущим педагогам», то есть тем, кто с
психологией если и знаком, то поверхностно. Тем
не менее им без тени сомнения предлагается
заняться психологическим просвещением младших
школьников. Для наглядности подставим на место
психологии какую-то иную премудрость – скажем,
игру в шахматы или на фортепиано. Чему научатся
дети у учителя, чьи собственные знания и навыки
исчерпываются заученными правилами шахматных
ходов или парой простеньких фортепианных этюдов?
Ясно, что ни шахматистов, ни пианистов таким
образом не вырастить. А психологов? Хотя задача
вроде бы и не в этом. Пользуясь уже приведенной
аналогией, она состоит в том, чтобы научить
малышей «детскому мату» и «Чижику-пыжику». Тому,
кого эта задача воодушевляет, книга послужит
полезным ориентиром.
Максим МАРИНИН
|