Лекции по общей психологии
|
(Серия
«Мастера психологии»)
А.Р. Лурия
СПб.: Питер, 2006
|
Представлять А.Р. Лурия
не надо — имя ученика и последователя
Л.С.Выготского, создателя отечественной
нейропсихологии, одного из ведущих психологов
прошлого столетия прочно вошло в энциклопедии и
справочные издания, монографии и учебные
пособия. Однако заслуги советского психолога с
мировым именем этим не ограничиваются: Лурия не
был кабинетным ученым, посвятившем свою жизнь
исключительно служению науки. Данное издание —
лучшее тому подтверждение. Новое поколение
психологов не знает, а точнее говоря, не может
знать по причине своей молодости о
педагогическом таланте Лурия, читавшем в течение
многих лет на факультете психологии Московского
университета курс общей психологии. Причем если
сначала Лурия, как и Леонтьев, излагал будущим
психологам всю общую психологию, то впоследствии
ученые разделили курс пополам, и Лурия стал
читать «Эволюционное введение в психологию» и
«Психологию познавательных процессов», а
Леонтьев — «Психологию личности».
Соответствующая часть общего курса и составляет
содержание «Лекций…», в которые вошли главы,
посвященные психологии как науке, проблеме
соотношения мозга и психических процессов, а
также психологии восприятия, памяти, мышления и
речи.
По мнению автора предисловия Е.Д. Хомской, лекции
Лурия — не только исторический документ, они
современны и займут достойное место среди
учебной литературы нового поколения. Возразить
трудно: все сказанное Лурия 30–40 лет назад не
потеряло своей актуальности.
Однако прямой вопрос о полезности и
необходимости книги для практиков рискует
остаться без положительного ответа: она не
только не является руководством к действию, но
даже не содержит в себе практико-ориентированных
сведений. При этом, правда, было бы большой
натяжкой сказать, что «Лекции…» не имеют
никакого отношения к практике. Например, в
разделе, описывающем внимание, речь идет в том
числе об измерении устойчивости внимания с
помощью таблиц Бурдона и Крепелина, а в качестве
метода исследования продуктивного мышления
предлагается прием Эббингауза — дополнение фраз
до целого. Можно с большой долей вероятности
предположить, что даже этого недостаточно, чтобы
побудить не заинтересованного в получении
теоретических сведений читателя взять в руки том
добротно изданных издательством «Питер» лекций.
Да и не надо.
Среди психологов — молодых и постарше, занятых в
образовании, медицине, бизнесе, спорте и пр., —
наверняка найдется немало тех, кто понимает, что
профессионализм не сводится к владению
несколькими десятками методик и таким же
количеством научных терминов. Настоящий,
непоказной профессионализм заключается в умении
отличить психологическое по содержанию издание
от психологического по названию и предполагает
осознание неких принципиальных положений той
конкретно-психологической области, в которой
приходится работать. Классический по манере
изложения курс лекций Лурия, построенный на базе
культурно-исторической концепции, — надежный
источник необходимых для этого подлинно научных
сведений по психологии.
Марина СТЕПАНОВА
|