Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностико-коррекционная работа
с младшими школьниками

(Библиотека
практического психолога)
В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт
М.: ТЦ Сфера, 2005

Подавляющее большинство изданий для практикующих психологов представляет собой описание набора диагностических методик и коррекционных программ. При этом остается непонятным, почему для решения одной и той же проблемы предлагаются разные развивающие занятия и на каком основании надо отдать предпочтение какой-то одной из них. Такое дистанцирование от теоретических вопросов — по причине недооценки их важности для решения практических проблем или в силу (и такое может быть) недостаточного знакомства с ними самого автора — своим результатом имеет формирование у практических психологов «фельдшерского» стиля работы. Данное издание, предназначенное для занятых в образовании психологов и даже родителей, принципиально отличается от аналогичных выраженным стремлением авторов обосновать основные направления и формы практической работы.
Буквально с первых страниц авторы обращают внимание на то, что психологи, как правило, сосредоточивают свои усилия на критических периодах жизни ребенка. И как это ни печально звучит, но трудно не согласиться с авторами — их усилия мало результативны. Отсюда, кстати говоря, порой и проистекает недовольство низкой эффективностью психологической службы, на что указывают и педагоги, и родители. Поэтому авторы, осознавая промахи своих коллег, предлагают дополнить работу «на переломах» жизни ребенка его сопровождением в так называемом стабильном возрасте. В известном смысле авторские рекомендации могут быть рассмотрены как пример профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений интеллектуального и эмоционального развития младшего школьника.
По мнению авторов, перед школьным психологом, наблюдающим за самыми маленькими учениками, стоит задача определить, как условия обучения влияют на их психическое развитие. Две основные методики — тест преобразования понятийного опыта (ТППО), направленный на диагностику систематизации и обобщения житейских понятий под влиянием обучения, и методика неоконченных предложений, выявляющая составляющие отношения к себе как к ученику, — позволяют сделать заключение об умственном и личностном развитии ребенка.
Диагностику рекомендуется проводить в 1–3-х классах начальной школы, а ее результаты дают возможность сделать выводы о ходе умственного развития ребенка и изменении его самоотношения. Авторы разработали специальную программу психолого-педагогического наблюдения за ребенком от 1-го ко 2-му классу, а также развивающую программу, рассчитанную на детей с проблемами формирования идентичности. Разделы программы соответствуют выявленным авторами аспектам самоотношения.
Вряд ли все практические психологи, а тем более имеющие немалый опыт работы и создавшие собственные программы сопровождения учеников начальной школы, воспользуются предложенной системой диагностико-коррекционной работы. Предвидя это, авторы предлагают читателям несколько вопросов, ответы на которые послужат основанием для определения собственного отношения к честно заявленной авторской позиции.

Марина СТЕПАНОВА