Известный
физиолог Н.Е. Введенский говорил: «Изнемогают не
столько от того, что много работают, сколько от
того, что плохо работают». Мы часто переживаем,
что наши дети перегружены и сильно утомляются от
непомерного ученического труда. Однако
специальные исследования показывают, что вопрос
заключается отнюдь не в объеме нагрузки, а в том,
КАК дети относятся к этой нагрузке. Иначе говоря:
с удовольствием и интересом они поглощают знания
или делают это с отвращением.
Есть такая остроумная фраза: «Мозг ржавеет
скорее от неупотребления, чем от перегрузок». К
сожалению, эта фраза стопроцентно может быть
отнесена к огромному количеству современных
школьников. Потому что учиться им неинтересно.
Негативные чувства в отношении школы,
испытываемые детьми, подпитываются разными
источниками. Можно, конечно, говорить об
особенностях современных школьников: дескать,
они нынче такие, не то, что мы раньше… Или свалить
все на педагогов, которые не умеют преподавать
увлекательно. Или указывать на
общественно-экономические и политические
факторы. В чем причина низкой учебной мотивации
детей — в конце концов не так уж и важно. Важно
четко осознать остроту проблемы и понять, что мы,
психологи, не должны оставаться в стороне.
Думается, пришла пора от привычных тренингов
общения, сплочения, самовыражения, управления
стрессом и т.п., от коррекции когнитивной сферы и
занятий по адаптации перейти непосредственно к
решению конкретных учебных проблем школьников, и
прежде всего — к развитию учебной мотивации. Это
очень сложно. Тут ведь не только с детьми надо
работать, но и с администрацией и педагогами,
систему строить.
Методических материалов по этой проблеме очень
мало. Нас в редакции авторы не очень балуют
такими разработками. Но если вы знаете, как
решить эту проблему, — присылайте статьи,
поделитесь опытом с коллегами!Игорь
ВАЧКОВ,
главный редактор
|
|
|