Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006
Известный физиолог Н.Е. Введенский говорил: «Изнемогают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают». Мы часто переживаем, что наши дети перегружены и сильно утомляются от непомерного ученического труда. Однако специальные исследования показывают, что вопрос заключается отнюдь не в объеме нагрузки, а в том, КАК дети относятся к этой нагрузке. Иначе говоря: с удовольствием и интересом они поглощают знания или делают это с отвращением.
Есть такая остроумная фраза: «Мозг ржавеет скорее от неупотребления, чем от перегрузок». К сожалению, эта фраза стопроцентно может быть отнесена к огромному количеству современных школьников. Потому что учиться им неинтересно. Негативные чувства в отношении школы, испытываемые детьми, подпитываются разными источниками. Можно, конечно, говорить об особенностях современных школьников: дескать, они нынче такие, не то, что мы раньше… Или свалить все на педагогов, которые не умеют преподавать увлекательно. Или указывать на общественно-экономические и политические факторы. В чем причина низкой учебной мотивации детей — в конце концов не так уж и важно. Важно четко осознать остроту проблемы и понять, что мы, психологи, не должны оставаться в стороне.
Думается, пришла пора от привычных тренингов общения, сплочения, самовыражения, управления стрессом и т.п., от коррекции когнитивной сферы и занятий по адаптации перейти непосредственно к решению конкретных учебных проблем школьников, и прежде всего — к развитию учебной мотивации. Это очень сложно. Тут ведь не только с детьми надо работать, но и с администрацией и педагогами, систему строить.
Методических материалов по этой проблеме очень мало. Нас в редакции авторы не очень балуют такими разработками. Но если вы знаете, как решить эту проблему, — присылайте статьи, поделитесь опытом с коллегами!
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор