Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ДОВЕРЯТЬ ИЛИ УПРАВЛЯТЬ?

Сравнительный анализ групп
со спонтанной и управляемой групповой динамикой

Практическая психология в последние годы проникает в различные сферы нашей жизни. Безусловно, одним из наиболее востребованных и практически применимых ее направлений являются психологические тренинги. За последние годы такие тренинги (как социально-психологические, так и личностные) приобрели достаточно широкую популярность, проникая в различные сферы нашей жизни: бизнес (тренинги продаж, эффективной коммуникациии и др.), образование (тренинги различных умений, решения конфликтов и др.) и множество других. Тренинги личностного роста также стали неотъемлемой частью психологического образования. В русле социально-психологической адаптации современной молодежи психологические тренинги с подростками также являются важным элементом.

Здесь мы бы хотели рассмотреть такой вид групповой работы, как группа встреч, или личностного роста со спонтанной групповой динамикой. Эта форма групповой работы мало распространена по различным причинам. Обычно участникам обещают, что в ходе тренинга они овладеют навыками общения или уверенного поведения, умением выходить из конфликтных ситуаций и др. В группе же личностного роста результат не столь стремителен и на первый взгляд не всегда имеет конкретную практическую направленность. Поэтому среди разнообразия тренингов такая форма групповой работы является необычной и пока еще не очень распространена.

ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО

Итак, в чем же отличие классического тренинга личностного роста от группы со спонтанной групповой динамикой?

В классическом тренинге – активный ведущий, который задает формат и рамки групповой работы, предлагает группе упражнения и следит за их правильным исполнением, предлагает участникам высказаться, собирает обратную связь и т.д.

Важным условием является наличие в тренинге упражнений, которые подбираются в соответствии с его целями. Как уже отмечалось, важной функцией ведущего является регулирование процесса общения между участниками. Безусловно, в зависимости от целей тренинга и личностных особенностей ведущего регулирование процесса и содержания работы может осуществляться более или менее директивно, однако в любом случае ведущий является «истиной в последней инстанции» в том смысле, что определяет ход событий. Соответственно, ведущий вправе вмешиваться в процесс развития групповых отношений: поддерживать или, наоборот, прекращать дискуссии, стимулировать или ограничивать высказывания участников.

Совершенно по-другому строится работа в группах со спонтанной групповой динамикой. Ведущий в привычном смысле в группе отсутствует; его роль исполняет фасилитатор. Правила и нормы участники группы устанавливают сами, также сами и регулируют процесс общения, включая обмен мнениями, выражение эмоций, обратную связь и пр. Таким образом, в группе со спонтанной групповой динамикой отсутствуют как планирование, так и какие-либо упражнения. Важно, что участники находят ресурс для движения внутри группы, а не в упражнениях или словах ведущего. Однако несмотря на такое, казалось бы, важное условие, как отсутствие ведущего и активных упражнений, результаты личностных изменений в итоге прохождения такой группы могут быть очень впечатляющими и разительно превосходить результаты классической тренинговой группы.

Отличительной особенностью группы со спонтанной групповой динамикой является также функция ведущего-фасилитатора. На некоторых этапах развития группы у участников может появиться потребность в дополнительной информации, которой может владеть фасилитатор. Так, например, на одной из групп у участников появился запрос на информацию по навыкам конструктивного выражения эмоций, и около половины занятия было посвящено отработке этого навыка. При этом фасилитатор (в силу имеющихся знаний) уже выступал в роли более активного ведущего, что включало в себя как рассказ в теоретической части, так и контроль отработки навыка.

Группа со спонтанной групповой динамикой начинается со слов ведущего о том, что в группе не будет ведущего, который управляет процессом жизни группы, и что участникам предоставляется полная свобода в выборе путей дальнейшего развития группы.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

(Описанные ниже примеры взяты из практической работы групп СПП «Эмпатия» и других психологических центров Москвы.)

Замешательство

Когда фасилитатор заявляет, что группа полностью свободна в выборе путей дальнейшего развития, первой реакцией участников становится замешательство. Часто оно сопровождается длительными напряженными молчаливыми паузами и незначащими фразами. Сразу бросается в глаза, что участники практически не слушают друг друга.

После длительной паузы:

Света. Может, познакомимся?.. Меня зовут Света.

(Пауза.)

Сергей. А меня Сережа.

(Пауза.)

Сергей (с иронией). Вот и познакомились!

Незначимые разговоры и описание прошлого опыта

Постепенно первое напряжение в группе спадает и участники начинают медленно приоткрываться друг другу. Обычно сначала это незначимые разговоры и описание предыдущего опыта. Как правило, на этом этапе участники еще невнимательно слушают друг друга. Часто разговор перескакивает с одной темы на другую, участники не слушают друг друга.

Костя. Я вот недавно ехал в метро, и меня попросили уступить место. Как же меня это разозлило!

Света. Да уж, действительно бесит! У меня тоже такое бывало.

Такие незначимые разговоры можно сравнить с разведкой: участники как бы осваиваются с новой незнакомой территорией — территорией группы.

Отрицательные эмоции

Первыми эмоциями, которые, как правило, появляются в группе, бывают отрицательные. Это связано как с накопившимся напряжением в группе, так и с экспериментированием: «Могу ли я открыто на группе говорить о своих чувствах, примут ли меня таким?» Именно с этого момента начинается настоящая работа — участники открываются, пытаются изменить ситуацию, вступают в активные дискуссии. Нередко отрицательные эмоции направлены в первую очередь на ведущего.

Олег. Я вообще не понимаю, что я здесь делаю. Я пришел глубоко работать, а не просто сидеть и болтать!

Фасилитатор. И что тебе мешает?

Олег. Мне мешает, то, что ты ничего не делаешь! Лучше предложи какую-нибудь интересную тему, а то мы так и будем говорить ни о чем. Никто никого не слушает!

Фасилитатор. Но ты можешь как-то изменить это?

Олег. Почему я должен менять?! Ты ведущий — ты и меняй!

Дима. А мне кажется, мы должны сами с этим справиться.

Оля. Но у нас ничего не получается! Посмотри, никто никого не слушает.

Важный личностный материал

После того как участники поняли, что в этой группе они могут выражать отрицательные эмоции и при этом будут приняты и поняты, доверие между ними достигает достаточно высокого уровня. Постепенно, один за другим, участники начинают открываться друг другу, рассказывая о важных, волнующих сторонах своей жизни. Безусловно, делиться важным опытом они начинают уже в атмосфере доверия. Как правило, группа уже внимательно выслушивает каждого участника, уделяя ему достаточно внимания:

Сергей. На самом деле у меня дома такие проблемы...

Оля. И что же происходит?

Сергей. Просто мои родители... Они... они собираются разводиться. И у меня дома постоянные скандалы. Как мне все это надоело! Лучше бы это поскорее закончилось.

Спонтанные чувства

Если на предыдущих этапах участники делились прошлым опытом, то на этой стадии они могут уже существовать в режиме «здесь и сейчас». Они делятся спонтанными чувствами, возникающими в процессе работы.

Дима (обращаясь к Ольге). Вот я смотрю на тебя во время наших занятий, слушаю, что ты сейчас говоришь, и удивляюсь. Какой же ты уникальный, добрый человек!

Или так:

Лена. Вот мы сейчас что-то говорим, а Рома-то сидит, и как будто его и нет.

Фасилитатор. А ты можешь сказать это Роме?

Лена. Рома, ты где? Мне тебя не хватает — включайся в нашу дискуссию.

Обратная связь

Это один из действенных механизмов групповой работы, который дает участникам возможности для личностного роста и изменений. В процессе группового общения у каждого появляется возможность узнать, каким его видят и воспринимают другие.

Настя (обращаясь к Ване). Ну вот — опять ты привлекаешь к себе внимание!

Ваня. Я?! Я просто высказываю свое мнение.

Настя. Да, только ты всегда перебиваешь других, да еще с таким видом, как будто знаешь истину.

Как уже говорилось, обратная связь — один из действенных механизмов групповой работы, однако она требует определенной атмосферы доверия и готовности участников не только открыто говорить об отношениях, но и воспринимать мнения других о своем поведении.

Иногда обратная связь может принимать весьма острые формы:

Ира (обращаясь к Жене). Слушай, сколько можно рассказывать о том, как тебе плохо, — ты просто перетягиваешь внимание всех нас и при этом ничего не делаешь. Тебе просто очень нравятся твои проблемы!

Осознание и начало изменений

В атмосфере все более крепнущего доверия, искренности и принятия у участников группы начинаются личностные изменения. Почти все изменения происходят через осознание и принятие.

Света. Когда мы в прошлый раз обсуждали мою ситуацию и люди высказывались, я была совершенно не согласна! А позавчера вдруг поняла — это же действительно так. Действительно, я ставлю себя выше других. Ох и сложно же все это!

Истинное общение

Карл Роджерс, описывая группы встреч, использует термин «истинное общение», и нам кажется, что это вполне отражает происходящее на группе со спонтанной групповой динамикой. На этом этапе открытость участников друг другу достигает максимального уровня — и это один из важнейших результатов таких групп. На новом этапе участники также свободно выражают позитивные чувства друг к другу, в группе раскрывается огромный поддерживающий потенциал и способность помогать и исцелять. В подавляющем большинстве случаев для участников такой опыт открытого общения и открытой поддержки является первым в жизни.

Аня. Всю жизнь надо мной все издевались... начиная с первого класса... Я так рада, что наконец окончила школу, что этот кошмар закончился...

Фасилитатор. А как ты чувствуешь себя здесь — в группе?

Аня. Здесь по-другому...

Саша. Но мы-то над тобой не издеваемся!

Оля. Да, ведь мы тебя принимаем, мы же с тобой нормально общаемся. Даже очень хорошо общаемся.

Саша. А ты просто возьми да изменись! Вот ты сидишь, опустив плечи и голову, и тихим голосом говоришь, и смотришь в пол. Просто посмотри на нас!

Аня распрямляется и поднимает глаза, оглядывая группу.

Группа аплодирует.

Поведенческие изменения в группе

Если встречи продолжаются в течение достаточно длительного времени, то изменения в поведении участников можно увидеть непосредственно на группе, как будто каждый гармонизируется, меняя ту часть себя, которая доставляла сложности.

Ваня. Представляете, вчера начальник опять повысил на меня голос, а я просто очень вежливо ему говорю: «Николай Михайлович, я вас попрошу соблюдать рамки и не кричать на меня». Вот он удивился! Но притих...

Оля. Сначала я хотела наорать не него, а потом подумала: «А что он почувствует, если я так наору на него?». И знаете что — я просто промолчала. И мне так хорошо от этого стало!

Появление нового запроса

Со временем у группы могут появиться новые осознанные запросы. Это случается, когда группа достигла высокого уровня доверия и искренности в общении: участники свободно выражают как положительные, так и отрицательные чувства, дают обратную связь, оказывают поддержку. На этом этапе группа логично завершается или выходит на новый уровень развития. Вариантов дальнейшего развития множество: от тренинга навыков до анализа ситуаций, которые возникают у участников в течение недели. На данном этапе фасилитатору важно дать возможность группе выбрать дальнейший путь, предоставляя несколько вариантов развития. Вполне возможно, что группа может завершиться, что также является положительным результатом.

Важно отметить, что стадии могут меняться местами. Стоит отметить, что опыт прохождения одной стадии сохраняется и на следующих этапах. Так, например, на этапе выражения положительных чувств или поведенческих изменений участники также продолжают давать обратную связь, высказывать негативные эмоции, делиться важным личностным материалом.

НЕОЦЕНИМЫЙ ОПЫТ

Опыт искреннего (истинного) общения безусловно может быть применен не только в группе, но и в жизни, однако очевидно, что не во всех жизненных ситуациях такой стиль общения будет воспринят адекватно: часто участники групп, окрыленные позитивными результатами, наталкиваются на стену непонимания или даже раздражения в ответ на свое искреннее и открытое общение.

Главным результатом таких групп мы считаем появление у участников нового опыта, новой возможности, а использовать ее или нет — это уже дело каждого, и, безусловно, всегда надо учитывать общий ситуативный контекст. По мнению многих, опыт общения в группе в первую очередь применим в близких отношениях. Важным результатом также может являться и выполнение последующего запроса группы, однако это уже зависит от индивидуальных особенностей и целей группы.

Как мы видим, тренинг группы со спонтанной групповой динамикой может привести к очень интересным результатам: участники действительно меняются, и часто эти изменения носят глубокий характер, раскрывая лучшие качества каждого человека, ведя к большей искренности, взаимопониманию, открытости. Участники получают прекрасную возможность научиться (и учатся) оказывать поддержку, быть внимательными, осознавать и выражать свои эмоции.

По опыту работы можно сказать, что результаты от участия в такой группе имеют очень длительный характер и, как правило, для участников это важный и незабываемый опыт. Безусловно, нельзя утверждать, что группы со спонтанной групповой динамикой являются более эффективными, чем классический тренинг, — для достижения конкретных целей в сжатые сроки управляемая групповая динамика более эффективна.

Таким образом, можно сделать вывод, что группа со спонтанной групповой динамикой является одним из эффективных методов групповой работы, приводящей к значительным позитивным изменениям в участниках, пробуждающей в них способности к искреннему, открытому общению. Она раскрывает в них поддерживающий потенциал и в целом гармонизирует личность.

Григорий КОНОНЕНКО,
психолог, Москва