ОТ СЛОВ – К ДЕЛАМ
Если
год назад на все наши вопросы о дальнейшей судьбе
психологов сотрудники Министерства образования
и науки России только разводили руками, то
сейчас, встретившись с Т.Ю. Федотовой
(специалистом Департамента государственной
молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей, ответственным за психологическую
службу), я узнала много нового. Порадовало то, что
наша роль в образовании теперь понимается и
признается руководством министерства. А поэтому
многие инициативы со стороны психологического
сообщества находят активную поддержку на
государственном уровне.
Тамара
Юрьевна, какая работа проводится по реализации
программы развития службы, отраженной в итоговых
документах семинара-совещания «Проблемы
развития психологической службы в условиях
системных изменений профессионального
образования России»?
(Оно состоялось 14–15 июня в Москве. См. «Школьный
психолог», № 17, 2006.)
По результатам этого совещания в органы
управления образованием субъектов Российской
Федерации было направлено информационное письмо
от 28 июня текущего года за номером 899. Мы
проинформировали коллег о том, что такое
мероприятие состоялось. Отметили, что в нем
приняли участие руководители учреждений
профессионального образования из различных
городов России и представители крупнейших
российских психологических вузов, руководители
органов управления образованием, крупнейшие
ученые и практики.
Письмо сопровождается рекомендациями
семинара-совещания. Порадовало, что из регионов
начали приходить отклики. Например, из
Департамента общего и профессионального
образования Брянской области, из Департамента
образования г. Владимира и других городов и
регионов нам сообщили о той работе, которая
проводится там по развитию психологической
службы образования. Нас информируют и о том, что
наши рекомендации приняты во внимание, и
рассказывают, какие шаги будут предприняты по
реализации намеченных задач.
Продолжается ли работа по созданию программы
развития психологической службы?
Да. Более того, руководство нашего департамента
предложило, чтобы это была ведомственная целевая
программа. Таким образом ей придается более
высокий статус — государственной программы и
выделяется соответствующее финансирование.
Проект этой программы уже готов, она достаточно
объемна. В ней определены основные направления
развития психологической службы, и сейчас
творческий коллектив, состоящий из известных
ученых и практиков, принимает участие в ее
доработке. Готовятся документы по созданию
рабочей группы, которая в дальнейшем займется
реализацией этой программы.
Кроме того, сейчас уже подготовлен проект
Положения о службе практической психологии в
системе образования Российской Федерации. Этот
документ готовится почти год. Мы неоднократно
информировали читателей «Школьного психолога» о
ходе работы по его созданию. Напомню, что он
обсуждался участниками семинаров-совещаний
психологов различных ступеней образования,
которые проводило Министерство образования и
науки совместно с Федерацией психологов
образования России. Активная работа над ним
продолжается и сейчас: проект документа
практически готов.
Думаю, что в октябре на совещании в «Орленке» мы
его обсудим.
Тамара
Юрьевна, расскажите более подробно об этом
мероприятии. Многие наши читатели не знают о
нем.
Совещание, которое прошло 14–16 июня, убедило
руководство министерства в том, что именно
психологическая служба является той структурой
системы образования, которая успешно решает
вопросы развития и формирования личности
подрастающего поколения. Поэтому было решено в
рамках Всероссийской недели школьной
психологии, которая пройдет с 4 по 9 октября в
«Орленке», провести совещание по развитию службы
практической психологии в системе образования
РФ. Мы проинформировали о нем руководителей
органов образования и получили самый живой
отклик: принять участие в совещании захотели
многие. Это и представители органов управления
образованием субъектов РФ, директора
ППМС-центров, педагоги-психологи, методисты
психологической службы, ученые.
Мы придаем этому совещанию очень большое
значение. Оргкомитет по подготовке этого
совещания возглавляет И.К. Беляк, зам. директора
Департамента государственной молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей.
Он будет выступать с основным докладом.
Планируется серьезный разговор о том, как
развивается психологическая система
образования в современных условиях, какие
существуют проблемы в ее организации и
управлении. Мы прекрасно понимаем, что
управленческая вертикаль сейчас не простроена
должным образом, много вопросов возникает и по
организации деятельности специалистов
психологической службы.
Очень интересна идея В.В. Рубцова о
необходимости создания службы комплексной
психолого-медико-социально-правовой помощи
ребенку, семье и педагогу в системе образования.
Надеюсь, что на этом совещании будут еще раз
обсуждены и одобрены Положение о Службе
практической психологии в системе образования
Российской Федерации, программа ее развития на
2007–2010 годы.
А затем рабочая группа будет готовить эти
документы к утверждению на III Национальной
научно-практической конференции «Психология
образования: культурно-исторические и
социально-правовые аспекты», которая пройдет
12–14 декабря в Москве.
Изменится
ли жизнь психологов в новом учебном году? Можно
ли их чем-то порадовать?
Да, и мне приятно об этом сообщить. В регионы
ушло Информационное письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от
07.07.2006 № 06-971 «Об образовательных учреждениях для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи». Это очень важно,
поскольку с вступлением в действие Федерального
закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий о
местном самоуправлении» многие учреждения
данного типа закрывались, реорганизовывались,
переименовывались, при этом менялись функционал
и основное содержание их деятельности.
Это происходит потому, что отдельные нормы
этого закона были неверно истолкованы. Многие
руководители решили, что все ППМС-центры
муниципального подчинения должны быть в
обязательном порядке переданы на уровень
субъектов РФ. И чтобы этого не произошло,
ППМС-центры стали переименовывать и
перепрофилировать. Их учредители —
муниципальные органы управления образованием,
естественно, не хотели передавать их на
региональный уровень.
В письме мы разъясняем, что в действующем
законодательстве есть такие нормы, которые
позволяют субъектам РФ своими
нормативно-правовыми актами передавать
полномочия по предоставлению образовательных
услуг в ППМС-центрах на уровень муниципальный, и
таким образом проблема решается. То есть
ППМС-центры можно сохранить и развивать как на
муниципальном, так и на региональном уровнях
управления образованием. Мы передаем это письмо
для публикации в вашей газете.
И второе, что порадует психологов, — Приказ от 27
марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и других
работников образовательных учреждений».
Пункт 8.1 посвящен работе педагогов-психологов.
Есть смысл его процитировать: «Режим рабочего
времени педагогов-психологов в пределах
36-часовой рабочей недели регулируется правилами
внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой
консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее
половины недельной продолжительности их
рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой
консультативной работе, обработки, анализа и
обобщения полученных результатов, заполнения
отчетной документации, а также повышения своей
квалификации.
Выполнение указанной работы
педагогом-психологом может осуществляться как
непосредственно в образовательном учреждении,
так и за его пределами».
Эта норма существовала и раньше, но теперь она
узаконена. 18 часов психолог работает
непосредственно с ребенком, и другими
участниками образовательного процесса, а 18 можно
использовать на остальные виды работ.
Естественно, все это должно быть согласовано с
директором, который, в соотвествии с Законом об
образовании, определяет правила внутреннего
распорядка.
Спасибо,
Тамара Юрьевна! Вы нас всех действительно и
порадовали, и обнадежили. А что, на ваш взгляд,
способствовало таким серьезным достижениям?
Я думаю, что активность самих психологов,
формирование единого психологического
сообщества, которое все активнее стало заявлять
о своих возможностях и интересах. И это не могло
не вызвать ответную реакцию у руководителей
системы образования.
Прежде всего хочется отметить конструктивную
позицию руководства Департамента
государственной молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей, которое с большим
вниманием и интересом отнеслось к
психологической службе, по достоинству оценив ее
потенциал. Это выражается не только в активном
участии во всех наших мероприятиях, но и в
реальной помощи и поддержке большинства наших
начинаний.
Говоря о психологическом сообществе, я прежде
всего имела в виду Федерацию психологов
образования России, без активного
сотрудничества с которой мы уже не представляем
своей работы.
Мы тесно сотрудничаем с президиумом и
исполнительной дирекцией Федерации, ее
региональными представителями при разработке
нормативных документов: Положения о Службе
практической психологии в системе образования,
программы ее развития. Совместно готовим
мероприятия общероссийского значения:
конференции, семинары-совещания.
Я думаю, что наше взаимодействие будет
развиваться и дальше. Ведь оно позволяет
общественной организации принимать участие в
вопросах общественно-государственного
регулирования в системе образования, что сейчас
крайне актуально.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|