Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


ДОКУМЕНТЫ

Информационное письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации

от 07.07.2006 № 06-971

«Об образовательных учреждениях для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи»

Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей направляет дополнительную информацию по вопросам развития сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее ?
ППМС-центров) в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ.

В Российской Федерации на протяжении последних 15 лет сложилась и продолжает развиваться служба практической психологии в системе образования. Структуры управления службой практической психологии на региональном и муниципальном уровнях созданы и успешно функционируют в 62 субъектах Российской Федерации.

Сегодня это 740 ППМС-центров, более 64 тысяч педагогов-психологов, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различного типа и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть
ППМС-центров успешно развивается. Вместе с тем, в некоторых регионах отмечается сокращение количества ППМС-центров (по данным мониторинга 2005 года).

В связи с этим считаем необходимым разъяснить, что в соответствии с подпунктом 6.2 статьи 29 Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) к компетенции субъектов Российской Федерации отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, в том числе в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 13.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов «организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации». Таким образом, в соответствии с законами субъекта Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями органы местного самоуправления, в том числе по организации предоставления образования в ППМС-центрах.

Тем же законом (№ 184-ФЗ, п.6, ст. 26.3) установлена следующая норма: «Законами субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32–36, 38–40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. ППМС-центры могут функционировать как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на муниципальном уровне.

В целях дальнейшего развития службы практической психологии в системе образования органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендуем разработать региональные программы развития службы практической психологии, обеспечить их реализацию, предусмотрев:
разработку нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ППМС-центров и педагогов-психологов образовательных учреждений;
совершенствование системы повышения квалификации специалистов данного профиля;
сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, финансирование ППМС-центров за счет средств соответствующих бюджетов (субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения.

С.Н. АПАТЕНКО