Семейная консультация № 3
Лидия ШНЕЙДЕР,
доктор психологических наук
РОД, СЕМЬЯ, ОЧАГ:
фамильные ценности
Недавно пришлось наблюдать, как
подросток лет пятнадцати в ответ на весьма
корректно высказанную просьбу пожилой женщины
уступить ей место начал требовать сначала
доказательств ее инвалидности (так как «место-то
предназначено для инвалидов, а вдруг ты не
инвалидка»), затем глумился, заставляя
произнести текст следующего содержания:
«Дорогой, уступи, пожалуйста, пожилой и больной
тетеньке место». Данное действие было
остановлено возмущенными пассажирами, но этот
недоросль, полагаю, ни на йоту не почувствовал
себя не то что виноватым, а даже просто неправым,
он всего-навсего подчинился, уступил групповому
давлению.
Данный
факт свидетельствует о неуважительном,
нетерпимом отношении к старости. Массированная
атака на прошлое приводит к тому, что
представители (носители) этих прошедших времен
подвергаются остракизму в силу самого факта
возрастной (эпохальной) принадлежности. И чем
острее эта критика, тем с большей яростью
отдельные представители молодежи отвергают
стариков.
Проблема отцов и детей не нова, однако в
нынешнее время у нее есть существенные
дополнения.
Во-первых, количество стариков в стране растет.
Сейчас почти каждый четвертый гражданин
Российской Федерации – пенсионер (причем свыше
34,8 млн человек являются пенсионерами по
старости), и в дальнейшем соотношение между
количеством трудоспособного и
нетрудоспособного населения будет меняться в
сторону увеличения доли нетрудоспособных, в
основном пожилых, подавляющее большинство
которых будут составлять женщины (Г.П.
Медведева, 2000).
Во-вторых, пожилые люди с трудом воспринимают
социальные и культурные изменения, произошедшие
в последние десятилетия, и оказываются в числе
уязвимых групп населения. По мнению
специалистов, отношения поколений никогда не
носили гармонически-идиллического характера, но
в переломные периоды человеческой истории, когда
происходит процесс ломки традиционных идеалов и
культурных ценностей, возникает геронтофобия.
Это обстоятельство весьма характерно для
современной эпохи, полной и великих надежд, и
крахов прежних идеалов (А.И. Тащева, 1998).
В последнее время нетерпимость обнаруживается
в самых различных сферах человеческой жизни и
социального поведения: не утихает межэтническая
напряженность, усиливается противостояние
бедных и богатых (это заметно даже в школе, на
уровне детей одного класса), непримиримы друг к
другу любители «попсы» и «металлисты»,
болельщики разных команд готовы учинить
массовые побоища, борясь с «инаковостью» и пр.
Отчуждение «старики – молодежь» из этого же
ряда.
РОД
По мнению современных исследователей, защита
личного, соответствие образа «Я» его жизненному
воплощению, проблема выбора во всех сферах
жизненного пространства, самовыражение,
обретение «сущностного Я» в хаосе бытия, стали
главными темами в общественной мысли ХХ
столетия. Во всем этом явно обнаруживается
этноцентрический радикал. Говоря о механизмах
этих процессов, следует признать, что отчуждение
возникает и протекает быстрее, чем
идентификация. Кроме того, культ благосостояния
и личного успеха ведет к ускорению и
интенсификации бесполезного вещизма в
противовес аксиологической сформированности
своей натуры.
Современный человек изменяет и совершенствует
окружающий мир быстрее, чем себя, свое сознание, а
потому не успевает вписаться в этот мир и
становится «целиком и полностью
проблематичным». «Потому, наверное, что
современный человек мало ценит себя. И старается
прикинуться ценным», – констатирует Э. Шостром.
Однако обсуждение фамильных ценностей
возникает в рамках глобальной проблематики
существования самого рода человеческого.
Известен манифест Рассела–Эйнштейна,
подписанный учеными, участниками Пагоушского
движения. В нем прозвучали проникновенные слова
– напоминание о нашей принадлежности к роду
человеческому и призыв забыть обо всем
остальном. Если мы сможем сделать это, то откроем
путь в новый рай, если нет, перед нами опасность
всеобщей гибели.
Само человеческое существование, условия
выживания, достижение благополучия связаны с
пребыванием в согласии с природой человека.
Отсюда вытекает закономерный вопрос о
преодолении нашей отдельности в современном
мире. Э. Фромм вопрошает: «Как нам приобрести союз
с самими собою, с нашими собратьями людьми, с
природой?»
С нашей точки зрения, актуализируется вопрос о
видовой и родовой сущности современного
человека. Дети, изъятые из человеческого
сообщества и «воспитанные» животными, людьми,
даже после возвращения в социум, в полном смысле
этого слова не становятся. Звери, изъятые людьми
из привычной среды обитания и взращенные по
правилам и нуждам человеческого общежития,
проживая вблизи и рядом с человеком (домашние
животные), людьми стать не способны. Если
продолжить поэтический ряд пожеланий о том, что
убегающему следует быть зайцем, парящему –
орлом, то живущему среди людей не мешало бы быть
человеком. Пословица гласит: «пока и мы человеки
– счастье не пропало».
В этом особый смысл. Обретение силы своего рода
– один из краеугольных камней обретения веры в
себя, уверенности в своих супервозможностях.
Более того, человек понимает, что факты его
биографии станут предметом не только
ознакомления для следующих поколений, но и
подражания и предостережения от ошибок.
Методика «Сила вашего рода»
Напомним эту мощнейшую по силе воздействия
методику И. Вагина.
• Постарайтесь вспомнить максимальное число
своих родственников, представить их лица,
походку, интонации голоса. А теперь вспомните
свое самое любимое место отдыха, где вы
чувствуете себя комфортно и спокойно. Закройте
глаза и представьте, что вместе с вами там же
находятся все ваши родственники. Вы их видите
всех сразу. Все вместе вы действительно похожи на
дерево, у которого много сильных раскидистых
ветвей. И вы – одна из этих ветвей. В ваших жилах
течет кровь многих поколений ваших предков, их
гены – ваши гены. А теперь определите лучшего из
вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в
его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми?
Как он переживал победы и поражения? О чем мечтал?
Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала
вашей силой. Теперь попробуйте подойти к другим
избранным вами представителям рода. Обратитесь к
ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вас
не станет на этой земле, и вы для кого-то станете
ангелом-хранителем. И ваши потомки будут
вспоминать вас, гордиться вами, как вы просите
эту силу сейчас у своих предков. Поблагодарите их
и попрощайтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох – и
вернитесь в этот мир.
Приобщение человека к родовой сущности носит
сакральный характер и обнаруживается в
древнейших обрядовых действах. Первым выступает
обряд инициации при рождении. Смысл – принятие
нового члена общины (семьи), «погружение» в
особенности его рода (пеленание в пеленки со
знаками семьи либо в отцовскую рубаху).
В современном обществе, несмотря на очевидную
десакрализацию и профанацию обрядов,
сохраняется смысл «приобщения» к роду. Чаще
всего это выступает как реализация обычая
передачи медсестрой ребенка при выписке из
роддома на руки отцу.
Далее обратимся к свадебным обрядам. Общий
психологический смысл системы свадебных обрядов
– это соединение через жениха и невесту двух
родов, «породнение». Поэтому до центрального
момента свадьбы – брачной ночи – обрядовые
действа разворачиваются в форме своеобразного
диалога двух родов. Два рода, до этого бывших
«чужими», «неведомыми» (ср. «невеста» –
неизвестная, «жених» – чужой, чуженин),
стремились к устранению, снятию «отчуждения».
Здесь отражена и ярко реализуется одна из
центральных культурных оппозиций: «свой –
чужой», причем чужой становится «своим» в
результате «о-своения», он осваивается и
утрачивает статус «чужого».
Дихотомия «свой – чужой» – одна из базовых,
основных структур культуры в целом. Понятие
«чужой» как враждебный, не свой имеет
универсальную распространенность. Чужой – это
недоступный, не о-освоен-ный. Но, однако, как пишет
Вальденфельс, «чем больше удается нам сделать
Чужое, появившееся в феноменологическом опыте,
наглядным, «Чужое», появившееся в
герменевтическом опыте, – понятным, тем более
исчезает оно»1. О-своение
«чужими» родами друг друга – неизбежный акт
сосуществования людей, диалогичности их бытия.
Проблемы отношений со «значимыми другими» (А.А.
Кроник) давно находятся в поле внимания
психологов. Человеку небезразлично, что другие
имеют представление о нем, и очень важно, что они
признают его. В своем воображении человек
пытается представить, как его воспринимают
другие люди, и в соответствии с этим строит
взаимодействие с ними. Получается, что «Я» и
«Другой» неотделимы друг от друга. Человеческий
поступок, как собственный, так и чужой,
оценивается с позиции множества значимых других,
и действие осознается по меркам и эталонам
ценного и должного (А.А. Кроник). Человек ведет
себя, во многом ориентируясь на нормы
референтных групп, в них формируется его совесть.
М.М. Бахтин утверждает, что становление души
всегда начинается с обращения к нам других людей.
Следующий шаг в становлении души – это открытая
способность «почувствовать себя дома в мире
других людей», обрести любовь к этому дому, к
тому, что хранит «дословность» человека и этим
сохранением делает возможным «подлинность
человека». К. Ясперс подчеркивал «близость
обладающих самобытием людей» (курсив автора. –
Л.Ш.) как лучшее, что может быть нам даровано
сегодня. «Эти люди служат друг другу гарантией
того, что бытие есть».
А.А. Брудный пишет об этом так: «В процессе
общения человек осознает свою индивидуальность,
личность обретает самое себя. Конечно, человек
сначала смотрится, как в зеркало, в другого
человека, но он и сам становится зеркалом для
других людей. Они отражаются в его сознании,
населяют его, субъективно реальные даже в случае
своего физического отсутствия. Родные (и прежде
всего родители) и близкие люди, с которыми
человека связывает общая судьба, прочно входят в
его внутренний мир. В дневнике И. Пущина
сохранилась примечательная запись о покойных
декабристах: «Когда, где и как, я не помню и даже
теряюсь, когда тщусь понять, – но внутри ощущаю,
что с иными не совсем расстался». И это знакомое
многим чувство не есть феномен индивидуального
сознания, но нечто большее, связанное с
сущностной стороной соучастия индивида в
духовной жизни общества.
ДОМ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ
В древнейших, доисторических представлениях
рефлексия на «место и вещь» отсутствовала, но
присутствовало пространство «земное и
небесное», мир как обжитое человеком
пространство. Это мироощущение является как бы
продолжением «вселенской» сущности человека;
вместе с тем здесь усилен компонент «свое –
чужое», ограничивающий «свое пространство»
Домом, Землей.
Отметим, что в сказочных повествованиях дом
выступает живым символом материнского лона (не
случайно большинство сказок и былин начинаются с
того, что герой выезжает из дома, отправляясь в
путь-дорогу).
Весьма интересным для анализа представляется
обряд инициации, который проходил трехлетний
ребенок. В редуцированном виде этот обряд и по
сегодняшний день сохраняется в некоторых
областях России (на Дону, в селах Астраханской
области). Трехлетнего мальчика сажали на коня,
надевали на него «взрослый» ремень, давали в руки
«взрослое» оружие и помогали трижды объехать
вокруг дома. Обряд сопровождался заговором, а
часто и исполнением казачьих песен. Троекратный
объезд дома имел сакральный смысл: действие
выступало в качестве оберега дома, а дом, в свою
очередь, становился источником силы для будущего
защитника.
Этот обряд символизировал «смерть» ребенка в
качества существа, не имеющего никаких
обязанностей, и «рождение» в качестве члена
сообщества (семьи, рода), обладающего
определенными правами и обязанностями. После
прохождения этого обряда мальчика начинали
учить основным мужским работам, требовать
соблюдения норм поведения, принятых для мужчин.
Девочке трехлетнего возраста впервые давали в
руки веретено и сажали за прялку. Прядение
считалось не только исконно женским делом, но и
сакральным действием. Наши предки полагали, что
прядущая девушка (женщина) прядет судьбу себе и
дому. Поэтому важно было, чтобы первая сплетенная
нить была без узлов, длинной и ровной. Этой первой
спряденной нити придавали огромное сакральное
значение: она хранилась в доме до дня свадьбы, и
именно ею мать опоясывала невесту в этот день.
Чем же является дом для каждого из нас? Не там ли
мы можем побыть наедине с собой, а также
встретиться с родными и близкими людьми? Не место
ли это для трапезы, радости от интимной близости
с любимым человеком, сна и отдыха? Дом для
человека место, где он находит мир, приют и
пристанище до тех пор, пока длится его земное
существование. Думая о бездомных людях, тех, кто
живет в приютах или на улице, или о беженцах,
живущих во временных лагерях, мы осознаем, какое
это счастье – иметь дом. «Худо тому, кто живет в
чужом дому», – замечено в народе.
Ощущение родного гнезда вместе с восторгом
младенческих, детских и отроческих впечатлений
рождается стихийно. Родная природа, как и родная
мать, может быть только в единственном числе. Все
чудеса и красоты мира не могут заменить
какой-нибудь невзрачный пригорок с речной
излучиной, где растет береза или верба. Еще милее
становятся родные места, когда человек приложил
к ним руки, когда каждая пядь близлежащей земли
знакома на ощупь и связана с четкими бытовыми
воспоминаниями. Родной дом, а в доме очаг и
красный угол были средоточием хозяйственной
жизни, центром всего крестьянского мира. Этот мир
в материально-нравственном смысле составлял
последовательно расширяющиеся круги, которые
замыкали в себе сперва избу, потом весь дом, потом
усадьбу, поскотину, наконец, гари и дальние
лесные покосы, отстоящие от деревни иногда верст
на десять-пятнадцать.
По своей значимости «родной дом» находился в
ряду таких понятий, как смерть, жизнь, добро, зло,
Бог, совесть, родина, земля, мать, отец. Родимый
дом для человека есть нечто определенное,
конкретно-образное. Образ его не абстрактен, а
всегда предметен, точен и... индивидуален даже для
членов одной семьи, рожденных одной матерью и
выросших под одной крышей.
Каждому человеку необходимо уделять огромное
внимание порядку в своем доме, и вот по каким
причинам.
Во-первых, это спасение себя и своей
семьи от «непогод жизни», защита своих родных от
беспризорности. Семью создают отношения
родители–дети, а брак оказывается легитимным
признанием тех отношений между мужчиной и
женщиной, тех форм сожительства или сексуального
партнерства, которые сопровождаются рождением
детей. Следует обратить внимание на
пространственную локализацию семьи – жилище,
дом, собственность и экономическую основу семьи
– общесемейную деятельность родителей и детей,
выходящую за узкие горизонты быта и
потребительства, но совершаемую в стенах родного
дома.
Об этом упоминается уже в Домострое, хотя
термина «семья» в ее современной трактовке
Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом»
как обозначением некоего единого хозяйственного
и психологического целого, члены которого
находятся в отношениях господства–подчинения,
но равно необходимы для нормальной жизни
домашнего организма. Слуги, челядь входят в
понятие «домочадцы». Дом стремится оградить себя
от вмешательства извне тем, что представляет
себя окружающим наиболее благополучной своей
стороной. Домашнее сообщество стремилось
оградить себя от вмешательства сплетен и
пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были
очень характерны для русских горожан. В
Домострое присутствуют семейные удовольствия. К
ним отнесены: удовольствие от вкусной,
разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от
«устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета
и уважения со стороны соседей и «людей знаемых».
Все решения, связанные с «домовным строением»,
муж и жена должны обсуждать ежедневно и наедине.
Во-вторых, в доме человек может жить,
творить, организовывать свое личное
пространство и время, в котором он понят, принят и
обладает абсолютной ценностью.
В-третьих, дом – это место защиты каждого
человека, где он спасается от зла и укрывает свое
тело от глаз других людей. Это убежище,
предписанное во времена борьбы или несчастий.
«Сидите дома и никуда не выходите», – советуют
родители детям во время опасности. Человек может
убедиться в мудрости этих советов, когда он не
способен повлиять на зло, происходящее вокруг.
Если он укроется в доме от совершения
запрещенных вещей и от взглядов на
недозволенное, то убережет свою душу от
развратных помыслов и глупых поступков, а своих
детей – от влияния плохой компании.
В-четвертых, большую часть своего времени
люди проводят дома, особенно в очень жаркую или
очень холодную погоду, в раннее или позднее время
суток, в конце тяжелого рабочего дня, и это время
должно быть потрачено с пользой, на благо себе и
своей семье, в противном случае это будет пустая
или пагубная трата времени.
В-пятых, и это самое важное, – внимание к
дому является основным элементом построения
государства, так как общество состоит из
хозяйств и семей, подобно тому как строение – из
свай и кирпичей. Хозяйства формируют округу, а
округи, в свою очередь, – общины. Если составные
части прочны, общество будет построено по мудрым
законам, переполняясь добродетелью, перед
которой не устоит никакое зло. Дома людей –
столпы общества, реформирующие его и ведущие его
по праведному пути, как это делают примерные
граждане, искатели истины, праведные жены,
заботливые матери и др. Этот вопрос очень важен.
Сегодня, к сожалению, многие дома переполнены
недостатками, злом, примерами невнимательности,
что поднимает следующий вопрос: как избежать
всего этого, что необходимо сделать, чтобы в
семье царила атмосфера чистой привязанности и
нежного взаимного сочувствия?
ОЧАГ
Издавна в каждом доме имелся некий центр,
средоточие, нечто главное по отношению ко всему
подворью. Этим средоточием, несомненно, всегда
был очаг, русская печь, не остывающая, пока
существует сам дом и пока в нем есть хоть одна
живая душа.
Каждое утро на протяжении многих веков
возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить,
утешать и лечить человека. С этим огнем связана
вся жизнь. Родной дом существует, пока горит очаг,
это тепло равносильно душевному. И если есть в
мире слияние незримого и физически ощутимого, то
родной очаг – идеальный пример такого слияния. С
началом христианства очаг в русском жилище,
по-видимому, отдал часть своих «прав и
обязанностей» переднему правому углу с лампадой
и православными иконами. Божница в углу над
семейным столом, на котором всегда лежали
обыденные хлеб-соль, становится духовным
средоточием крестьянской избы, как зимней, так и
летней. Однако правый передний угол совсем не
противостоял очагу, они просто дополняли друг
друга.
Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса,
считались образы богоматери (связь со значением
большухи, хранительницы очага и семейного тепла,
очевидна), Николая-чудотворца (который и плотник,
и рыбак, и охотник) и, наконец, Егория, попирающего
копьем змия (заступник силой оружия).
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что
семейные ценности, ценности родства, дома, очага
– основа дружбы народов, межнационального
взаимопонимания, контактности и терпимости
людей друг к другу, уважения к старым и заботы о
малых. Семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы
понять его, достаточно познать семью. Проявления
власти, интимности, независимости, доверия,
навыков общения, существующих в ней, — ключ к
разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим
изменить мир, полагают известные психологи,
нужно изменить семью.
Завершим наш разговор обзором метафорических
представлений о семье, предложенных
современными молодыми людьми:
• это город, который нам предстоит построить и
сохранить;
• попытка людей жить правильно;
• едущий поезд с вынужденными или
запланированными остановками, на которых
выходят и входят разные люди;
• веник, который трудно сломать;
• четыре ножки стола, объединенные общей
столешницей;
• гавань, где тебя ждут;
• моя тень в солнечный день;
• красивый букет;
• ванна, наполненная теплой водой и обильной
мягкой пеной;
• гнездо ласточки;
• грибница опят;
• те люди, с которыми хорошо по жизни;
• оркестр, играющий одну музыку;
• раковина;
• крыша, которая защищает от бурь и непогоды;
• то, в чем каждый пытается найти защиту от
одиночества;
• круг, вписанный в многоугольник;
• солнечная гавань в океане жизни;
• улыбающиеся и ждущие, пушистые домашние
тапочки;
• две разные планеты, но имеющие общую
атмосферу;
• горошины в стручке;
• дерево в саду;
• зонтик, который защищает от дождя;
• моя крепость;
• маленькая вселенная.
1 Вальденфельс Б. Своя
культура и чужая. Парадокс науки о «чужом» /
перевод О. Кубановой, 2003. |