Развитие личности ребенка
от семи до одиннадцати
|
Екатеринбург:
У-Фактория, 2006
|
Выход новой книги о
психологии младшего школьника знаменует
очередной этап издательского проекта
«Психология детства», задуманного и успешно
осуществляемого уральскими педагогами и
психологами (они в авторском коллективе
доминируют) в сотрудничестве с московскими и
питерскими коллегами. Сам проект — весьма
масштабный и многогранный, он включает четыре
книжные серии, в одной из которых — «Развитие
личности ребенка (от рождения до шестнадцати лет)»,
уже пятой по счету, и выходит данная книга.
Впечатляет и заявленный тираж — 15 тысяч
экземпляров, что по нынешним временам
свидетельствует о немалой смелости издателей.
Ведь создать хорошую книгу (а эта очень неплоха!)
еще полдела, другая добрая половина — донести ее
до потенциального читателя. А вот тут-то и
видится серьезный риск. Адресованная родителям,
книга очень непохожа на большинство изданий
такого рода. Не так уж много родителей, готовых
приобрести недешевый «талмуд» объемом в 640
страниц и внимательно его прочитать.
Не секрет, что предпочтение чаще отдается более
компактным и броско оформленным книгам,
подкупающим своими «карнегианскими» названиями
— например, «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер.
Кстати, на ту же Гиппенрейтер, так же как и на ряд
других популярных в последние годы книг по
возрастной психологии, авторы активно ссылаются.
Точнее — пересказывают содержащиеся в них идеи,
мало что добавляя от себя. В этом смысле новый
объемный труд представляется весьма вторичным.
Это своего рода популярный компендиум знаний о
ребенке, почерпнутых из разных источников,
причем почерпнутых порой некритически. Скажем, о
половом развитии младшего школьника
повествуется с опорой на фрейдистскую схему
психосексуального развития без малейшего
сомнения в ее адекватности (правда, про эдипов
комплекс, слава богу, ни слова!).
Но этот раздел, пожалуй, редкое исключение на
фоне прочих, где информация представлена более
или менее объективно. Так, говоря о влиянии
телевидения и компьютера на психическое
развитие, авторы избегают крайностей и
справедливо указывают, что наряду с возможными
издержками тут существуют и позитивные моменты.
Рассказывая родителям о различных системах
развивающего обучения, наряду с их плюсами
отмечают (правда, довольно сдержанно) и минусы. И
так далее. Поэтому в целом книга воспринимается
не как патетическая проповедь (чем грешат иные
подобные издания), а как доходчиво изложенная
информация к размышлению. Информация по большей
части интересная и полезная для родителей...
которые прежде подобных книг не читали. А с
трудом верится, что какой-то родитель свое
психологическое просвещение начнет именно с
этой книги. Психологи и подавно нового для себя
из книги ничего не почерпнут. За исключением,
пожалуй, хорошо структурированного подхода к
ответам на родительские запросы. Коли у самого не
всегда находятся ответы, их легко найти в данном
издании, суммирующем несколько подобных.
Иными словами, перед нами еще одна популярная
энциклопедия детского развития, подобная
переводным питерским изданиям. В этом смысле
становится приятно, что и сами можем не только
переводить, но и то же самое писать. Только вряд
ли за рубежом эту книгу переведут — ведь у них
есть свои Кайл, Крайг и прочие. А у нас теперь и то,
и другое!
Максим МАРИНИН
|