Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Развитие личности ребенка
от семи до одиннадцати

Екатеринбург:
У-Фактория, 2006

Выход новой книги о психологии младшего школьника знаменует очередной этап издательского проекта «Психология детства», задуманного и успешно осуществляемого уральскими педагогами и психологами (они в авторском коллективе доминируют) в сотрудничестве с московскими и питерскими коллегами. Сам проект — весьма масштабный и многогранный, он включает четыре книжные серии, в одной из которых — «Развитие личности ребенка (от рождения до шестнадцати лет)», уже пятой по счету, и выходит данная книга. Впечатляет и заявленный тираж — 15 тысяч экземпляров, что по нынешним временам свидетельствует о немалой смелости издателей. Ведь создать хорошую книгу (а эта очень неплоха!) еще полдела, другая добрая половина — донести ее до потенциального читателя. А вот тут-то и видится серьезный риск. Адресованная родителям, книга очень непохожа на большинство изданий такого рода. Не так уж много родителей, готовых приобрести недешевый «талмуд» объемом в 640 страниц и внимательно его прочитать.
Не секрет, что предпочтение чаще отдается более компактным и броско оформленным книгам, подкупающим своими «карнегианскими» названиями — например, «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер. Кстати, на ту же Гиппенрейтер, так же как и на ряд других популярных в последние годы книг по возрастной психологии, авторы активно ссылаются. Точнее — пересказывают содержащиеся в них идеи, мало что добавляя от себя. В этом смысле новый объемный труд представляется весьма вторичным. Это своего рода популярный компендиум знаний о ребенке, почерпнутых из разных источников, причем почерпнутых порой некритически. Скажем, о половом развитии младшего школьника повествуется с опорой на фрейдистскую схему психосексуального развития без малейшего сомнения в ее адекватности (правда, про эдипов комплекс, слава богу, ни слова!).
Но этот раздел, пожалуй, редкое исключение на фоне прочих, где информация представлена более или менее объективно. Так, говоря о влиянии телевидения и компьютера на психическое развитие, авторы избегают крайностей и справедливо указывают, что наряду с возможными издержками тут существуют и позитивные моменты. Рассказывая родителям о различных системах развивающего обучения, наряду с их плюсами отмечают (правда, довольно сдержанно) и минусы. И так далее. Поэтому в целом книга воспринимается не как патетическая проповедь (чем грешат иные подобные издания), а как доходчиво изложенная информация к размышлению. Информация по большей части интересная и полезная для родителей... которые прежде подобных книг не читали. А с трудом верится, что какой-то родитель свое психологическое просвещение начнет именно с этой книги. Психологи и подавно нового для себя из книги ничего не почерпнут. За исключением, пожалуй, хорошо структурированного подхода к ответам на родительские запросы. Коли у самого не всегда находятся ответы, их легко найти в данном издании, суммирующем несколько подобных.
Иными словами, перед нами еще одна популярная энциклопедия детского развития, подобная переводным питерским изданиям. В этом смысле становится приятно, что и сами можем не только переводить, но и то же самое писать. Только вряд ли за рубежом эту книгу переведут — ведь у них есть свои Кайл, Крайг и прочие. А у нас теперь и то, и другое!

Максим МАРИНИН