Клиническая психология. Учебник
|
2-е изд.
Под ред.
Б.Д. Карвасарского
СПб.: Питер, 2006
|
Весьма вероятно, что
имя Б.Д. Карвасарского мало что говорит
психологам, занятым в образовании. Да и название
книги далеко от школы и проблем обучения. А может
ли она оказаться полезной — вопрос, ответ на
который неоднозначен и определяется прежде
всего содержанием работы психолога, например —
имеет он дело со здоровыми или больными детьми.
Это основательное издание — без малого 1000
страниц — рекомендовано в качестве учебника для
студентов медицинских вузов, и в том числе
факультетов клинической психологии. Оно
представляет собой попытку систематизации
сведений из разных областей психологии — общей,
социальной и клинической для будущих врачей и
психологов, которые придут работать в
медицинские центры. По мнению авторов книги,
клинический психолог становится партнером врача.
Во-первых, он способствует установлению
взаимопонимания больного с врачом, причем
универсальных рецептов в данном случае не
существует, и действия психолога находятся в
зависимости от характера заболевания и
личностных особенностей пациента. Во-вторых, у
больного человека формируются восприятие и
оценка собственного состояния, и внутренняя
картина болезни становится предметом заботы
психолога. Эти задачи, типичные для клинического
психолога, на самом деле хорошо знакомы и
психологам образования, которым, например,
нередко приходится общаться с родителями, не
замечающими (или не желающими этого делать)
трудности своего ребенка, или педагогами,
имеющими неадекватные, предвзятые представления
об учениках. Не случайно, наверное, в начале книги
специально оговаривается, что клинические
психологи могут оказаться полезными и в
учреждениях другого профиля, в том числе в
образовании.
Научный редактор капитального труда Б.Д.
Карвасарский — ученик и последователь психиатра,
психотерапевта и медицинского психолога В.Н.
Мясищева, а в настоящее время — ведущий ученый в
области неврозов, психотерапии и медицинской
психологии.
Книга состоит из трех неравных частей: в первых
двух речь идет об основах общей и социальной
психологии, а третья, самая значительная,
посвящена клинической психологии. Если данные из
общей и социальной психологии носят
ознакомительный характер, то раздел, посвященный
клинической психологии, отличается
фундаментальностью как в изложении фактов, так и
в сведениях о возможных подходах к их
интерпретации. А содержащиеся в пособии
многочисленные конкретные выводы и рекомендации
интересны всем психологам-практикам, независимо
от области приложения их труда. Также следует
обратить внимание на помещенный в конце книги
«Психологический практикум», который либо
поможет расширить круг используемых
диагностических методик, либо позволит
убедиться в собственной компетентности.
Даже если эта книга при первом знакомстве
производит впечатление не очень нужной, знать о
ее существовании полезно, с тем чтобы обратиться
к ней в случае необходимости.
Марина СТЕПАНОВА
|