Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология современного подростка

Под ред. Л.А. Регуш
СПб.: Речь, 2005

Подростковый возраст как предмет изучения занимает в психологии двойственное положение: с одной стороны, многочисленные гипотезы и направленные на их проверку исследования, а с другой — большое разнообразие полученных данных и отсутствие не только единого мнения, но хотя бы не противоречащих друг другу выводов. Не вызывает сомнений, что главной причиной такого положения дел является различие теоретических позиций, лежащих в основании экспериментальных исследований и сделанных в результате практических рекомендаций. Главной, но не единственной.
Большинство психологов, занятых изучением феномена детства, признают обусловленность психического развития ребенка социально-экономической ситуацией, и вследствие этого описание психологических особенностей подростков не может не зависеть от той эпохи, в которую происходило их взросление. Как и о чем следует разговаривать с подростками, как реагировать на нежелательные отклонения в их поведении, действенны ли запреты — ответы на эти и многие другие вопросы только на первый взгляд не нуждаются в тщательном продумывании и не зависят от времени и места. Авторы данного сборника — а книга представляет собой коллективный труд психологов, преимущественно из Санкт-Петербурга, обобщающий их опыт работы с подростками в течение последних 15 лет, — знакомят нас с современными детьми. Именно поэтому разработанные авторами коррекционные программы, во-первых, отражают накопленные многолетние данные и, во-вторых, вполне могут быть использованы в качестве инструментария в ежедневной практической деятельности.
По мнению авторов, самыми проблемными областями для современных подростков являются неопределенность в будущем и взаимоотношения с родителями. Условно книга может быть разделена на две части: в первой, более значительной по объему, речь идет о психологических особенностях современных подростков, во второй представлены возможные формы оказания им психологической помощи. При этом авторы обращают внимание как на различное содержание решаемых подростками проблем (профессиональное самоопределение, установление диалога со сверстниками и родителями, разрешение конфликтных ситуаций и др.), так и на зависимость отношения к ним у детей из благополучных и неблагополучных семей, из детского дома, состоящих на учете в милиции.
Хочется обратить внимание на очень важную мысль книги — о том, что далеко не все подростки неблагополучны и нуждаются в профессиональной психологической помощи. К счастью, и в наше время с его нестабильностью многие родители оказались в состоянии установить со своими детьми продуктивные и доверительные взаимоотношения, что помогает повзрослевшим мальчикам и девочкам самостоятельно (вместе с родителями, но без внешней помощи) решать актуальные жизненные задачи. Однако сказанное ни в коем случае не принижает значения рецензируемой работы, материалы которой помогут практикующим психологам почувствовать себя полезными подросткам и их родителям.

Михаил ЖДАНОВ