Про сельские школы
и нормативное финансирование
Во всех дошкольных
образовательных учреждениях нашего
муниципального образования педагоги-психологи
уже несколько лет проводят мониторинговые
исследования по изучению высших психических
функций детей. Ежегодно в исследованиях
принимают участие около 140 детей, обучающихся в
муниципальных дошкольных образовательных
учреждениях Шурышкарского района ЯНАО.
Педагогический процесс в дошкольных
образовательных учреждениях четко
структурирован, все дети обучаются по программе
М.А. Васильевой. Конечно, воспитатели вводят и
что-то новое, но по таким предметам, как
рисование, музыка, физкультура, труд, лепка,
конструирование, занимаются по традиционной
программе. Дополнительные занятия с детьми ведут
педагоги-психологи, учителя-логопеды, проводится
кружковая работа, работа по профилактике
здорового образа жизни, закаливанию детского
организма и пр.
В итоге, по данным мониторингового
исследования, дети, которые пошли в школу в 2005/2006
г., имели больший интеллектуальный потенциал по
сравнению с детьми, которые пошли в школу в
предыдущие годы. Будущие первоклассники, чей
уровень превышает типичный уровень развития
детей данного возраста, вполне могли бы
обучаться по усложненным и расширенным
программам. Их число по сравнению с прошлыми
исследованиями увеличилось на 13,8%, что
предполагало открытие классов развивающего
обучения по учебно-методическим комплектам.
Также в процессе исследования выявились
будущие первоклассники с высоким уровнем
развития (3%). Этим детям необходимы были
индивидуальные нагрузки, так как не только
обычные, но и усложненные программы для них
слишком просты. Обучение без напряжения снижало
бы темпы развития детей, а отсутствие интереса к
занятиям могло бы привести к падению
успеваемости. Педагогам-психологам предстояло
исследование на предмет одаренности этих детей,
а ПМПк школы должна была дать рекомендации
родителям и учителям по организации учебной и
воспитательной деятельности одаренных детей.
Скажете: подумаешь, что тут такого
необыкновенного? Вот тут-то и начинается самое
интересное!
По результатам исследований, самые высокие
показатели были у детей из трех дошкольных
образовательных учреждений. Все они поступили на
обучение в первый класс одной из школ района.
Вот краткая характеристика школы. Сдана в
эксплуатацию в 2004 году, полностью соответствует
евростандарту. В ней есть просторные классы,
оборудованные новой современной мебелью,
полностью компьютеризированные. обучение
проходит в первую смену. Есть два спортивных
зала, танцевальный зал, актовый зал, столовая,
БОС-кабинет(?), сенсорная комната,
стоматологический кабинет. Единственный
недостаток — в так называемые актированные дни
(ветреные, с низкой температурой) в помещении
заметно понижается температура, но в условиях
Крайнего Севера это обычное дело. Всем
специалистам служб сопровождения выделены
отдельные кабинеты, полностью оборудованные для
работы учителей-логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов, валеологов. Как говорится,
не школа, а мечта!
Итак, прогноз развития детей казался очень
благоприятным по сравнению с другими годами. И
любой подумал бы, что в новой школе дети будут
развиваться если не лучше, то хотя бы так же, как и
первоклассники в прежние годы. А если и будут
возникать какие-то проблемы, то их легко можно
решить, ведь арсенал для работы так велик.
Но именно в этом году и в этой школе в условиях
нормативного финансирования было произведено
укрупнение первых классов — как было предписано
министерскими документами. В итоге дети
оказались в классах, где обучается не 20 учащихся,
как это было ранее, а 30. То есть произошел скачок в
среднем на 30%.
Педагоги начальных классов (с большим
педагогическим стажем, новаторы, высшей и первой
квалификационной категорий) не сумели быстро
перестроиться (да это и невозможно сразу
сделать). К тому же следует учесть тот факт, что в
каждом классе обучаются дети с ограниченными
возможностями адаптации (3%), родители которых не
захотели переводить их в классы со специальными
(коррекционными) программами 7-го и 8-го вида.
Учителям пришлось вести работу в условиях
дифференцированного обучения. Таким образом,
нагрузка на учителей в среднем возросла сразу на
50%. Естественно, что в этих условиях учителям
пришлось в основном взаимодействовать с теми
детьми, кто быстро сумел приспособиться к новым
условиям. Произошел своего рода «естественный
отбор».
В результате в школе резко увеличился процент
дезадаптированных первоклассников (на 41% по
сравнению с предыдущими годами). Как следствие,
дети вышли за рамки социально-психологического
норматива и стали нуждаться в
специализированной помощи. Специалисты службы
сопровождения «захлебнулись» в том количестве
работы, которую пришлось проводить с детьми с
разного рода девиациями, а распределение времени
в сторону коррекционной работы
педагогов-психологов превысило норму в два раза.
Ситуацию не спас и арсенал современного
коррекционного оборудования школы.
Выводы муниципальной ПМПК подтвердили данные о
наличии у первоклассников ограниченных
возможностей адаптации, и количество таких детей
всего за один год резко увеличилось (на 20%). А ведь
изначально дети были школьно-зрелыми, что
подтверждено результатами индивидуального
обследования, проведенного
педагогами-психологами в дошкольных
образовательных учреждениях!
В итоге обучение детей теперь будет идти по
специальной (коррекционной) программе 7-го вида, а
администрация школы вынуждена открывать
дополнительный класс для таких детей. В этот
класс потребуется еще один педагог (с оплатой
выше обычной на 20%), а также за работу в этом
классе придется платить дополнительно и
педагогам-психологам, и учителям-логопедам, и
учителю-дефектологу. Сэкономили, называется! Вот
только на ком?
В остальных сельских школах муниципального
образования, где количество учащихся осталось на
прежнем уровне, показатели в среднем не
изменились и ситуация осталась благоприятной
для развития и воспитания детей. Число детей с
ограниченными возможностями адаптации
снизилось еще на 11%.
Была недавно в Тюмени — там как раз активно
идет сокращение работников служб сопровождения
образовательных учреждений «за ненадобностью» и
укрупняются классы в сельских территориях
Тюменской области. Неужели у них все гладко?
Может быть, сокращение специалистов служб
сопровождения происходит потому, что чиновники
не хотят знать правду о том, что происходит в
результате перехода на необоснованное
нормативное финансирование?
Как говорится, хотели как лучше, а получили как
всегда. Вот вам и нормативное финансирование!
А что же педагоги-психологи «школы-мечты»?
Вместо работы с одаренными учащимися — будущим
России (ведь нашей стране так нужна одаренная и
талантливая молодежь) — они опять и опять
занимаются с детьми с ограниченными
возможностями адаптации.
Ирина ЛУЧКИНА,
методист-психолог
районного методического кабинета,
Шурышкарский район,
Ямало-Ненецкий АО
|