Зависимость от компьютера
В эпоху бурного развития информационных
технологий компьютер воспринимается как
неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство
современных детей вообще не представляют себе
без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают
один на один со светящимся экраном.
Хорошо это или плохо? Некоторых родителей, с
раннего возраста приучающих детей к компьютеру,
это радует: ребенок сидит дома, не пропадает на
улице, а поэтому у них не возникает причин для
беспокойства. На чрезмерное увлечение
компьютером родители, как правило, не обращают
внимания до тех пор, пока в поведении ребенка не
появляются ярко выраженные отклонения, такие как
воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже
эти симптомы не всегда воспринимаются как
серьезное нарушение в развитии ребенка. На самом
деле игровая или компьютерная зависимость
рассматривается психологами и психиатрами как
одна из форм аддиктивного поведения.
Ощущение всесильности
Установлено, что азартные игры могут вызывать
зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную
или даже наркотическую. В детском возрасте
игровая зависимость обычно развивается в
отношении компьютерных игр. При этом такая
полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит
в себе еще одну опасность — зависимость от него
самого.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили
американцы в конце 80-х гг. прошлого века. По их
мнению, ее симптомами являются: навязчивое
желание проверять свой почтовый ящик в
Интернете, постоянное ожидание очередного
выхода в сеть, пристрастие к работе (играм,
программированию или другим видам деятельности)
и непреодолимая тяга к поиску информации в сети.
Из-за неограниченного доступа к информации это
нередко создает иллюзорное ощущение
всесильности. Особая опасность стать зависимым
от Интернета подстерегает тех, для кого
компьютерные сети оказываются почти
единственным средством общения с миром.
Другим проявлением компьютерной зависимости
является патологическое стремление играть в
сетевые игры, привязанность к on-line-аукционам или
электронным покупкам в Интернете. Побочным
эффектом видеоигр становится чрезмерная
вовлеченность, нарастание агрессивности
(особенно у детей).
Специалисты в области интернет-зависимости
особо выделяют увлечение общением on-line с
друзьями по сети. Это опасно, поскольку может
повлечь за собой желание заменить реальную
жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью,
удовлетворяющей практически любым критериям.
Если человек лишается возможности
пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у
него возникает подавленное настроение, все
остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных
случаях зависимый перестает обращать внимание
не только на окружающих, но и на себя, на свой
внешний вид, перестает выполнять элементарные
гигиенические процедуры. Самостоятельные
попытки избавиться от зависимости чаще всего
приводят к развитию депрессивного состояния,
которое проходит, когда больной возвращается к
привычному занятию.
Основная проблема избавления от любой
зависимости состоит в том, что личность больного
искажена, дисгармонична, а потому даже при
активном желании излечиться закрепить
достигнутый результат бывает очень непросто. В
психиатрической практике неоднократно
встречались случаи, когда избавившиеся от
наркотической зависимости люди становились
игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного
сильнее и избавиться от нее труднее, чем от
наркотиков.
В той или иной степени такого рода зависимостью
могут страдать все люди. На ее развитие могут
повлиять даже изменения политического строя,
материального благосостояния. Игровая
зависимость характерна для инфантильного
общества: надежда на удачу, игра, счастливый
случай освобождают от ответственности, от
необходимости самостоятельно принимать
серьезные решения.
Медицина против игромании
Проблема лечения игровой зависимости, которая
признана серьезной угрозой психическому и
физическому здоровью населения, вызвала
серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22
июня в Москве прошла научная конференция с
международным участием «Игровая зависимость:
мифы и реальность».
Это первое мероприятие, где эти проблемы
обсуждались на государственном уровне. Среди
участников были не только специалисты-практики:
психиатры, психологи, психотерапевты, но и
представители законодательной (Государственная
дума, Московская городская дума) и
исполнительной власти (Министерство
здравоохранения и социального развития,
Министерство образования и науки), представители
СМИ.
Отметив всю опасность игровой зависимости как
у детей, так и у взрослых, участники конференции
пришли к выводу, что к решению этой проблемы
нужно подходить комплексно, привлекая к работе
все общественные институты. Необходимы
серьезные изменения в законодательной сфере,
регулирующей игровой бизнес, производство и
реализацию компьютерных игр, а также контроль за
их исполнением. Кстати, принимавший активное
участие в конференции представитель игрового
бизнеса Д.Я. Слободкин (Генеральный директор
российско-испанского предприятия «Фортуна») был
солидарен с остальными участниками,
выступавшими за развитие цивилизованного и
контролируемого игорного бизнеса. Работа с
зависимыми людьми должна носить комплексный
характер: здесь необходимо взаимодействие
медиков, психологов, педагогов, социальных
работников.
Говоря о конкретных мерах по лечению и
профилактике игровой и компьютерной
зависимости, директор Государственного научного
центра социальной и судебной психиатрии имени
В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева
объявила о создании специальной группы по
решению этих проблем.
Планируется также создать сеть центров, в
которых будут оказывать помощь всем желающим
преодолеть зависимость от азартных игр.
Поскольку официальной статистики по игромании в
России нет, создаваемые подразделения будут
проводить и статистические исследования. В
ближайшее время ожидается выход монографии по
проблемам игровой зависимости.
Аналог волшебной палочки
К сожалению, основное внимание участники
конференции уделили игровой зависимости
взрослых, что, безусловно, является серьезной
проблемой. Но специалисты, работающие с детьми,
большую опасность видят в возрастающей
компьютерной зависимости детей и подростков.
Здесь каждый случай требует особого изучения:
часто за кажущейся компьютерной зависимостью
могут скрываться психологические проблемы,
такие как неуспешность ребенка в реальной жизни,
неумение общаться, социальная
дезадаптированность.
Как правило, компьютерными аддиктами
становятся дети и подростки, имеющие
нестабильные и конфликтные семейные или
школьные отношения, без серьезных увлечений.
Именно они находят в виртуальном мире отдушину и
считают свое пребывание в сети или успехи в
компьютерной игре достаточными для
самоутверждения и для улучшения
психологического состояния, считает Тамара
Ахрямкина (Самарский филиал Московского
городского педагогического университета).
По мнению Юрия Шевченко (доктора медицинских
наук, заведующего кафедрой детской и
подростковой психиатрии, психотерапии и
клинической психологии Российской медицинской
академии постдипломного образования),
специалистам, работающим с детьми, надо хорошо
понимать те чувства, которые испытывает ребенок
во время увлеченной игры на компьютере: «Игра
дает ребенку те эмоции, которые может, но не
всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр
— от положительных эмоций до отрицательных:
восторг, удовольствие, увлеченность, досада,
гнев, раздражение. И все это можно испытать, не
вставая с места! Есть и другой важный аспект:
ребенок в игре получает власть над миром.
Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки,
благодаря которой, практически не прикладывая
усилий, ты становишься властелином мира. У
ребенка создается иллюзия овладения этим миром.
Проиграв, он может переиграть, вернуться назад,
что-то переделать, заново прожить неудавшийся
кусок жизни. Это особенно засасывает детей,
которые болезненно ощущают свою неуспешность,
детей, которым в силу тех или иных причин не
удается идти в жизни по пути «радостного
взросления».
Мальчиков привлекает реализация их
агрессивных тенденций. Ведь практически все
подростковые компьютерные игры построены на
агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не
простое развлечение. В такого рода играх быстро
усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде
стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые
особо агрессивные компьютерные игры, так как они
могут спровоцировать незрелую, неразвитую
личность на реализацию агрессивных импульсов
уже не в игре, а в жизни».
С точки зрения психологии наиболее интересными
и опасными для детей являются ролевые игры (RPG —
role playing games). По сведениям целого ряда
зарубежных и российских психологов, именно
ролевые игры способны больше всех остальных
компьютерных игровых программ сформировать
устойчивую психологическую зависимость. Только
в случае с RPG-играми можно пронаблюдать распад
личности на «Я идеальное» и «Я реальное»,
нарастание разрыва между которыми влечет
усиление дезадаптации и нарушение психического
состояния.
Не меньшую опасность для неокрепшей психики
детей, считают специалисты, таит и, казалось бы,
безобидное общение в Интернете. Бывают случаи,
когда у некоторых психически неустойчивых
подростков, «примеряющих» на себя различные
виртуальные образы, возникают проблемы с
самоидентификацией — происходит отчуждение «я»,
начинается раздвоение личности по типу
компьютерной шизофрении.
Но даже если компьютер ребенка не подключен к
Интернету, это не означает, что многочасовое
сидение полезно для детей. «Компьютер
искажает мышление ребенка, учит мыслить не
творчески, а технологически. Есть задача, итог и
комплекс средств, при помощи которых можно
решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление
ребенка программируется, творческие способности
не развиваются. Происходит роботизация мышления,
уходят эмоции, сострадание, человечность — то,
что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на
мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер
вреден. Чем позже мальчик или девочка за него
сядут, тем лучше», — считает Юрий Шевченко.
Детские психологи и психиатры уверены, что
единственным на настоящий момент проверенным
способом профилактики компьютерной зависимости
у ребенка является увлечение деятельностью, не
связанной с частым использованием компьютера,
чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача
взрослых — показать растущему человеку, что
существует масса интересных занятий, в частности
спорт, туризм, которые не только позволяют
пережить разнообразные острые ощущения, но также
тренируют тело и нормализуют психологическое
состояние.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке Центра психологии А.В. Шубина. Профессиональные семейные психологи центра помогут справиться с проблемами, возникающими в семье, а детские психологи окажут квалифицированную помощь с адаптацией ребенка в школьном коллективе, трудностями в обучении, общении со сверстниками и домашними, возрастными проблемами подростков, психологическими зависимостями, в том числе игроманией. Центр располагается в Челябинске, но его специалисты дают рекомендации и онлайн – вы можете получить необходимую консультацию детского психолога или другого специалиста с помощью Skype.
|