Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по курсу лекций О.В. Хухлаевой
«РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Контрольная работа должна быть отправлена до 25 ноября по адресу:
Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165.

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.

Комментарии




Бланк для выполнения тестовых заданий

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1 а б в г д 11 а б в г д
2 а б в г д 12 а б в г д
3 а б в г д 13 а б в г д
4 а б в г д 14 а б в г д
5 а б в г д 15 а б в г д
6 а б в г д 16 а б в г д
7 а б в г д 17 а б в г д
8 а б в г д 18 а б в г д
9 а б в г д 19 а б в г д
10 а б в г д c c

Контрольная работа № 1 состоит из 19 тестовых заданий и одного практического. Оценка контрольной работы будет проводиться по системе «зачет/незачет». За каждый правильный ответ теста начисляется 1 балл, за практическое задание – от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов – 24 (19 – за тестовую часть и 5 – за практическую). Для того чтобы работа была зачтена, необходимо выполнить все задания и набрать не менее 14 баллов (не менее 12 за тест и не менее 3 за практическое задание).

I. Тестовые задания

Тест содержит 19 вопросов. К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один, наиболее полно отражающий содержание вопроса. Выбранный ответ обведите в бланке кружочком.

1. Какова цель школьной психологической службы:

а) содействие развитию учащихся в процессе школьного обучения;

б) создание условий для успешного обучения детей в школе;

в) создание условий для гармоничного развития учащихся в целом;

г) обеспечение гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения;

д) создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

2. Какой из компонентов психологического здоровья содержит в себе необходимость принятия ребенком самого себя и окружающих людей:

а) развивающий;

б) социально-культурный;

в) инструментальный;

г) аксиологический;

д) потребностно-мотивационный.

3. Какие нарушения психологического здоровья являются следствием нарушения развития в раннем возрасте:

а) страхи и защитная агрессивность;

б) социальные страхи и деструктивная агрессивность;

в) страх взросления и компенсаторная агрессивность;

г) страх самовыражения и демонстративная агрессивность;

д) страх самоопределения и отрицающая агрессивность.

4. Как взаимосвязано психологическое и физическое здоровье человека:

а) никак не взаимосвязано;

б) физически здоровый человек здоров психологически;

в) психологически здоровый человек здоров физически;

г) разные ученые придерживаются различного мнения по этому вопросу;

д) психологическое здоровье есть предпосылка здоровья физического.

5. Психоаналитически ориентированная педагогика считает, что отставание ребенка в учебе и недисциплинированность являются следствием:

а) неправильных действий родителей;

б) неправильных действий педагогов;

в) бессознательных конфликтов ребенка;

г) недостаточной усидчивости ребенка;

д) плохого характера ребенка.

6. Какова цель групповой работы с родителями:

а) психологическое просвещение родителей;

б) помощь родителям в осознании своих воспитательных ошибок;

в) установление доверительных отношений с психологами;

г) формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействий взрослых в его отношении;

д) обучение родителей эффективным методам взаимодействия с детьми.

7. Какие методы работы следует использовать при взаимодействии с родителями на первоначальном этапе:

а) с опорой на материал, интересный для родителей;

б) знакомые, известные по предыдущему жизненному опыту;

в) активные;

г) новые, ранее родителям незнакомые;

д) с учетом актуальных проблем детей.

8. Почему необходимо мотивировать родителей к взаимодействию с психологом:

а) у родителей мало времени, они займут его чем-то более важным, чем беседы с психологом;

б) родители часто не проявляют интереса к личностному развитию детей;

в) родители не знают, чего им ждать от встреч с психологам, не понимают необходимости этого;

г) родители путают психолога с психиатром;

д) родители стремятся воспитывать детей так же, как воспитывали их самих.

9. Что значит умение быть открытым и конгруэнтным во взаимодействии с родителями:

а) открытое высказывание родителям того, что о них думаешь;

б) умение улыбаться, даже если ты злишься на родителей;

в) умение осознавать наличие у себя любых негативных и позитивных чувств, принимать их и выражать адекватно ситуации;

г) умение осознавать у себя негативные чувства и постараться заменить их на позитивные;

д) умение отказаться от негативных чувств в отношении родителей.

10. Определите оптимальную последовательность включения информационных методов с точки зрения повышения активности участия в них родителей:

а) информационные тексты, информационные лекции, устные информационные сообщения;

б) информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, информационные задания;

в) информационные лекции, информационные тексты, устные информационные сообщения;

г) информационные задания, информационные тексты, информационные лекции, устные информационные сообщения;

д) информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

11. Определите оптимальную последовательность включения проблемных методов с точки зрения повышения активности участия в них родителей и понижения уровня знакомости:

а) проблемные лекции, тренинги, круглые столы, детско-родительские мероприятия;

б) проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, круглые столы, тренинги;

в) тренинги, проблемные лекции, круглые столы, детско-родительские мероприятия;

г) проблемные лекции, круглые столы, тренинги, детско-родительские мероприятия;

д) проблемные лекции, круглые столы, детско-родительские мероприятия, тренинги.

12. Что представляют собой устные информационные сообщения:

а) достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания;

б) сообщение родителям какой-либо краткой информации на перемене;

в) информирование родителей о трудностях в развитии ребенка;

г) предоставление родителям значимой информации на психологическом семинаре;

д) часть консультативной беседы, посвященная информированию родителей об актуальном состоянии ребенка.

13. В чем принципиальное отличие информационной лекции от информационного сообщения:

а) в более актуальной информации;

б) для ее проведения необходимо приглашать постороннего специалиста;

в) для их проведения необходимо специально приглашать родителей;

г) в большей открытости родителей;

д) в большем сопротивлении родителей.

14. Что такое «проблемная ситуация»:

а) ситуация, в которой раскрывается важная проблема;

б) наличие у человека внутренней потребности к получению новых знаний, открытию новых способов действия;

в) наличие у человека интереса к какому-то вопросу;

г) наличие у человека желания изучать материал;

д) ситуация, проблемная для родителей.

15. Какую пользу могут принести психологу проблемные лекции:

а) дать возможность познакомиться с родителями;

б) установить с родителями доверительные взаимоотношения;

в) завоевать уважение родителей;

г) показать родителям свой профессиональный потенциал;

д) помогут узнать мнение родителей по тем или иным значимым темам.

16. Как мотивировать родителей к изменению стереотипов воспитания:

а) убеждать их в этом;

б) показывать на их детях, что их методы воспитания неэффективны;

в) информировать об эффективных методах воспитания;

г) включать в проблемные методы;

д) приглашать на индивидуальные консультации.

17. Чем отличается круглый стол «с рамкой» от других методов работы с родителями:

а) активизирует родителей;

б) позволяет проявить активность тем родителям, кто этого хочет, и сохранить позицию слушателя тем, кто к этому не готов;

в) позволяет психологу лучше узнать родителей;

г) позволяет родителям познакомиться друг с другом;

д) позволяет классному руководителю по-новому увидеть родителей.

18. Какова в этом методе роль классного руководителя:

а) он является участником встречи, что дает ему возможность выйти из привычной учительской роли, проявить чисто человеческие качества, познакомиться с родителями также в новых, более открытых позициях;

б) он является соведущим, помогает психологу вести встречу;

в) он является наблюдателем, старается как можно больше узнать о родителях;

г) он сидит в стороне, старается не мешать родителям раскрыться;

д) он ведет встречу, а психолог ему помогает.

19. Что является критерием эффективности использования проблемных методов:

а) если родители получат материал по важной для себя проблеме;

б) если родители проявят интерес к психологическим знаниям;

в) если родители обратятся к поиску ранее непривычных способов воздействия на своего ребенка;

г) если родители станут более внимательными к своему ребенку;

д) если родители разрешат все свои проблемы с воспитанием ребенка.

II. Практическое задание

Разработайте и проведите одно групповое мероприятие для родителей
и опишите его по следующей схеме:

1. Возраст детей, класс, основные проблемы и ресурсы класса.

2. Тема, предлагаемая для мероприятия. Обоснование ее актуальности для данного возраста и класса.

3. Выбранная форма, обоснование выбора.

4. Форма приглашения родителей (устная по телефону, письменная с помощью объявления и т.п.). Текст приглашения. Процент родителей, откликнувшихся на приглашение.

5. Подробный сценарий встречи.

6. Организация пространства встречи: как и где сидели родители, психолог, в каком кабинете и т.п.

7. Самоанализ встречи: что родителям понравилось, что было трудно слушать. Собственные трудности и находки.

8. Мысли и чувства, которые возникли после проведения встречи.

Практическое задание необходимо выполнить на отдельных листах в печатном виде или разборчивым почерком. В представленных материалах необходимо раскрыть все восемь пунктов плана.