Профориентация старшеклассников
Диагностика и развитие профессиональной
зрелости
|
Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
Факты, которые приводит
автор книги, говорят сами за себя: только 40%
подростков выбирают профессию с учетом
содержания будущей деятельности, а остальные —
под влиянием друзей и родителей или СМИ. При этом
в среднем они могут назвать всего 20–26 профессий.
Следовательно, профессиональный выбор по
большей части оказывается случайным,
недостаточно обоснованным и неосознанным.
Последствия такого шага во взрослой жизни
психологам хорошо известны: горькие
разочарования, которые нередко сопровождаются
трудностями поиска работы (некогда престижная
профессия перестает быть таковой), плюс
обвинения в адрес взрослых — и родителей, и
педагогов, которые не подсказали, не отговорили,
не настояли. За всем этим скрываются, на что
совершенно справедливо указывает автор, не
только заблуждения относительно
предрасположенности каждого человека к
определенному виду деятельности, но и намерение
переложить ответственность за профессиональный
выбор на окружающих. Поэтому наша помощь
подросткам не может ограничиваться
формированием у них представлений о мире
профессий и собственных особенностях,
склонностях и способностях. Необходимо сделать
так, чтобы эти представления стали основой самостоятельного
профессионального выбора. О том, как может быть
организована такая помощь прежде всего со
стороны психологов, рассказано в этой небольшой
книге, вышедшей в серии «Библиотека
практического психолога».
В первой части дается психологическая
классификация профессий (специальностей).
правда, при этом автор ссылается на работы Е.А.
Климова 15-летней давности, что вызывает
некоторые возражения, так как за последнее время
значительно расширился спектр профессиональной
деятельности. В частности, появились профессии,
которые не укладываются в разработанную
Климовым классификацию.
Вторая часть посвящена вопросам диагностики
профессиональной зрелости личности подростков.
В этой главе представлены различные опросники,
которые позволяют выявить, с одной стороны,
намерения и склонности старшеклассников, а с
другой — их личностную готовность к
профессиональному выбору. Обращаясь к этим и
другим опросникам, следует помнить об их весьма
ограниченных диагностических возможностях.
И наконец, в третьей части представлена
программа, направленная на формирование
профессиональной зрелости. Это цикл из восьми
связанных друг с другом групповых занятий,
каждое из которых имеет самостоятельные цель и
задачи. Одни способствуют расширению
представлений о мире профессий, другие повышают
интерес к самому себе, третьи облегчают
осознание собственного эмоционального
отношения к выбору будущей профессии и т.д. Эта
часть работы школьного психолога самая
трудоемкая и в то же время самая значимая, так как
помогает подростку не только понять важность
выбора и в конце концов его осуществить, но и
принять на себя ответственность за свое
профессиональное будущее.
Марина СТЕПАНОВА
|