Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Профориентация старшеклассников

Диагностика и развитие профессиональной зрелости

Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2005

Факты, которые приводит автор книги, говорят сами за себя: только 40% подростков выбирают профессию с учетом содержания будущей деятельности, а остальные — под влиянием друзей и родителей или СМИ. При этом в среднем они могут назвать всего 20–26 профессий. Следовательно, профессиональный выбор по большей части оказывается случайным, недостаточно обоснованным и неосознанным.

Последствия такого шага во взрослой жизни психологам хорошо известны: горькие разочарования, которые нередко сопровождаются трудностями поиска работы (некогда престижная профессия перестает быть таковой), плюс обвинения в адрес взрослых — и родителей, и педагогов, которые не подсказали, не отговорили, не настояли. За всем этим скрываются, на что совершенно справедливо указывает автор, не только заблуждения относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и намерение переложить ответственность за профессиональный выбор на окружающих. Поэтому наша помощь подросткам не может ограничиваться формированием у них представлений о мире профессий и собственных особенностях, склонностях и способностях. Необходимо сделать так, чтобы эти представления стали основой самостоятельного профессионального выбора. О том, как может быть организована такая помощь прежде всего со стороны психологов, рассказано в этой небольшой книге, вышедшей в серии «Библиотека практического психолога».

В первой части дается психологическая классификация профессий (специальностей). правда, при этом автор ссылается на работы Е.А. Климова 15-летней давности, что вызывает некоторые возражения, так как за последнее время значительно расширился спектр профессиональной деятельности. В частности, появились профессии, которые не укладываются в разработанную Климовым классификацию.

Вторая часть посвящена вопросам диагностики профессиональной зрелости личности подростков. В этой главе представлены различные опросники, которые позволяют выявить, с одной стороны, намерения и склонности старшеклассников, а с другой — их личностную готовность к профессиональному выбору. Обращаясь к этим и другим опросникам, следует помнить об их весьма ограниченных диагностических возможностях.

И наконец, в третьей части представлена программа, направленная на формирование профессиональной зрелости. Это цикл из восьми связанных друг с другом групповых занятий, каждое из которых имеет самостоятельные цель и задачи. Одни способствуют расширению представлений о мире профессий, другие повышают интерес к самому себе, третьи облегчают осознание собственного эмоционального отношения к выбору будущей профессии и т.д. Эта часть работы школьного психолога самая трудоемкая и в то же время самая значимая, так как помогает подростку не только понять важность выбора и в конце концов его осуществить, но и принять на себя ответственность за свое профессиональное будущее.

Марина СТЕПАНОВА