Психологи очень любят
учиться. Вчерашний выпускник психологического
факультета, не успев получить диплом, уже жадно
озирается вокруг: куда бы пойти еще? Где тут
интересные курсы или нестандартные тренинги? За
этим судорожным желанием угадывается часто не
осознаваемое им самим мнение, что в вузе его
учили либо недостаточно, либо не тому. Думается,
что — по крайней мере отчасти — так оно и есть.
Высшее психологическое образование
просто-напросто не успевает за стремительно
меняющимися условиями профессиональной
деятельности современного «душеведа»:
устаревает научная информация, нет практических
курсов, на которых студентов научили бы решать
нынешние, а не вчерашние проблемы детей и
образования в целом. Но есть, пожалуй, еще одна
причина — внутри самих психологов. Это их
неуверенность в себе.
На студенческой скамье многие осознают, что
профессия психолога совсем не так проста, как
казалось при поступлении в вуз. Оказывается,
психологические теории многочисленны, запутанны
и труднопонимаемы, а психологическая практика
требует такого сочетания личностных качеств,
эмоциональной устойчивости и моральной высоты,
что наиболее честные выпускники признаются себе,
что приблизиться к профессиональному стандарту
в ближайшее время весьма маловероятно.
Массовость профессии вступает в противоречие с
ее элитарностью. Художником, писателем или
священником может стать не каждый (да и не
массовые это профессии), а ведь многочисленному
отряду психологов порой предъявляются
требования еще более высокого порядка.
Поэтому хочется оттянуть момент встречи с
клиентом один на один и пойти еще (хоть немножко!)
подучиться. Наверное, это правильно. Нам всем
приходится учиться постоянно. Но не стоит
забывать, что самые главные уроки мы сможем
получить только в самой своей профессии...
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|