СЕРОВ
(Свердловская обл.)
Здесь в средней школе № 7 уже
третий год подряд реализуется уникальный
творческий проект «Поисково-исследовательская
экспедиция»
Эта форма работы
направлена на формирование у ребят способности к
индивидуальной творческой деятельности, умения
принимать решение и нести ответственность за
него, навыков командной работы.
Творчеством охвачена вся школа, поскольку
проектная деятельность проходит на разных
уровнях: общешкольном, классном, групповом и
индивидуальном. Членами экспедиции являются не
только сами ребята, но и педагоги, и даже
администрация.
Работа осуществлялась инициативной группой,
созданной из числа заинтересованных педагогов:
А.С. Горшкова (директора школы), Т.Г. Власенко
(классного руководителя), С.В. Михеевой
(педагога-психолога), А.С. Бушуева (учителя
истории), А.В. Щеменок (учителя биологии и
географии), Л.А. Олениной (учителя немецкого
языка), Г.А. Бадгутовой (учителя математики).
Во время работы экспедиции ребятам оказывается
постоянная консультационная помощь по всем
вопросам, которые возникают в ходе выполнения
проекта. Классный руководитель поддерживает и
направляет идеи, выдвигаемые учащимися, помогает
в их реализации.
Мероприятие начинается
организационно-деятельностной игрой «Старт
поисково-исследовательской экспедиции», во
время которой происходит представление тем
исследовательской деятельности. Ребята выбирают
интересующую их тему и делятся на группы. Затем
под руководством педагогов приступают к
разработке творческого маршрута, готовят его
презентацию.
До начала проекта в каждой из тем педагогами
определяются «неизведанные области», из которых
подростки выбирают более частные проблемы.
Появляется дневник экспедиционного отряда, в
котором дети фиксируют выбранные ими
направления исследования. Так, отряд, выбравший
направление исследования «Люди, которые делают
открытия», занялся проработкой темы о великих
полярниках-иследователях, именами которых
названы улицы нашего города (о папанинцах и
челюскинцах).
Разработчики этого проекта решили проследить,
что помогло людям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, не только выжить и остаться
людьми, но и осуществлять важную научную работу.
Еще один экспедиционный отряд занялся
разработкой темы «Человек и его возможности».
Для участников проекта было важно определить
основу своеобразия собственной личности,
наметить возможности собственного роста.
Следующий этап творческой деятельности связан
с поиском возможностей для реализации проектов:
выбор наиболее важных целей и ценностей,
обоснование их значимости, проверка целей и
ценностей на позитивность, конкретность,
достижимость, ясность, этичность, составление
списка ресурсов для достижения цели, составление
списка ограничений на пути к цели, уточнение
параметров желаемого результата, поиск
союзников и определение стратегии деятельности.
Важным здесь становится определить творческий
продукт, формы его представления и адресат.
Продуктами деятельности экспедиционного отряда
могут быть: «Портфель достижений», «Моя глава в
учебник», программа концерта для детей младшего
возраста, веб-сайт, «Справочник-путеводитель
по…», сборник стихов, книжки-малышки, викторина
для младших школьников, сборник тестов,
театрализованная постановка, «Доска почета»,
статья в школьную или городскую газету.
А затем наступает самое интересное —
реализация плана исследования. На этом этапе
предполагается посещение различных учреждений
города (музей, отдел архитектуры, управление
культуры), визиты к компетентным специалистам:
директору театра, музея, начальнику управления
образования, руководителю кружка, участнику
военных действий в Афганистане. И конечно же,
работа в школьной, городской библиотеках,
поездка в библиотеку областного центра. В нашем
случае ребята запланировали еще и поездку в
библиотеки г. Екатеринбурга.
Промежуточным итогом экспедиции является
презентация поисково-исследовательского
продукта на творческом экзамене, родительском
собрании. Ребята представляют доклад на 5–7 минут
с иллюстрациями, раздают литературные альманахи,
информационные бюллетени, представляют веб-сайт
с результатами исследования, показывают
отснятый видеоклип.
После конструктивной критики проект
окончательно дорабатывается для представления
на общешкольном мероприятии, где и происходит
подведение итогов этой нелегкой, но интересной
работы.
Светлана МИХЕЕВА,
педагог-психолог
МОУ СОШ № 7,
г. Серов
|