Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

СЕРОВ
(Свердловская обл.)

Здесь в средней школе № 7 уже третий год подряд реализуется уникальный творческий проект «Поисково-исследовательская экспедиция»

Эта форма работы направлена на формирование у ребят способности к индивидуальной творческой деятельности, умения принимать решение и нести ответственность за него, навыков командной работы.

Творчеством охвачена вся школа, поскольку проектная деятельность проходит на разных уровнях: общешкольном, классном, групповом и индивидуальном. Членами экспедиции являются не только сами ребята, но и педагоги, и даже администрация.

Работа осуществлялась инициативной группой, созданной из числа заинтересованных педагогов: А.С. Горшкова (директора школы), Т.Г. Власенко (классного руководителя), С.В. Михеевой (педагога-психолога), А.С. Бушуева (учителя истории), А.В. Щеменок (учителя биологии и географии), Л.А. Олениной (учителя немецкого языка), Г.А. Бадгутовой (учителя математики).

Во время работы экспедиции ребятам оказывается постоянная консультационная помощь по всем вопросам, которые возникают в ходе выполнения проекта. Классный руководитель поддерживает и направляет идеи, выдвигаемые учащимися, помогает в их реализации.

Мероприятие начинается организационно-деятельностной игрой «Старт поисково-исследовательской экспедиции», во время которой происходит представление тем исследовательской деятельности. Ребята выбирают интересующую их тему и делятся на группы. Затем под руководством педагогов приступают к разработке творческого маршрута, готовят его презентацию.

До начала проекта в каждой из тем педагогами определяются «неизведанные области», из которых подростки выбирают более частные проблемы. Появляется дневник экспедиционного отряда, в котором дети фиксируют выбранные ими направления исследования. Так, отряд, выбравший направление исследования «Люди, которые делают открытия», занялся проработкой темы о великих полярниках-иследователях, именами которых названы улицы нашего города (о папанинцах и челюскинцах).

Разработчики этого проекта решили проследить, что помогло людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не только выжить и остаться людьми, но и осуществлять важную научную работу. Еще один экспедиционный отряд занялся разработкой темы «Человек и его возможности». Для участников проекта было важно определить основу своеобразия собственной личности, наметить возможности собственного роста.

Следующий этап творческой деятельности связан с поиском возможностей для реализации проектов: выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их значимости, проверка целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность, составление списка ресурсов для достижения цели, составление списка ограничений на пути к цели, уточнение параметров желаемого результата, поиск союзников и определение стратегии деятельности.

Важным здесь становится определить творческий продукт, формы его представления и адресат. Продуктами деятельности экспедиционного отряда могут быть: «Портфель достижений», «Моя глава в учебник», программа концерта для детей младшего возраста, веб-сайт, «Справочник-путеводитель по…», сборник стихов, книжки-малышки, викторина для младших школьников, сборник тестов, театрализованная постановка, «Доска почета», статья в школьную или городскую газету.

А затем наступает самое интересное — реализация плана исследования. На этом этапе предполагается посещение различных учреждений города (музей, отдел архитектуры, управление культуры), визиты к компетентным специалистам: директору театра, музея, начальнику управления образования, руководителю кружка, участнику военных действий в Афганистане. И конечно же, работа в школьной, городской библиотеках, поездка в библиотеку областного центра. В нашем случае ребята запланировали еще и поездку в библиотеки г. Екатеринбурга.

Промежуточным итогом экспедиции является презентация поисково-исследовательского продукта на творческом экзамене, родительском собрании. Ребята представляют доклад на 5–7 минут с иллюстрациями, раздают литературные альманахи, информационные бюллетени, представляют веб-сайт с результатами исследования, показывают отснятый видеоклип.

После конструктивной критики проект окончательно дорабатывается для представления на общешкольном мероприятии, где и происходит подведение итогов этой нелегкой, но интересной работы.

Светлана МИХЕЕВА,
педагог-психолог
МОУ СОШ № 7,
г. Серов