ОРЕХОВО-ЗУЕВО
(Московская обл.)
Здесь уже больше года
действует программа по
психолого-педагогическому сопровождению
молодых учителей
В работу по
реализации городской программы
«Профессиональное становление молодого
учителя» активно включились педагоги-психологи.
Она была организована не только в самих
образовательных учреждениях, но и в рамках
городского методического объединения:
проводились различные тренинговые занятия,
семинары-практикумы.
Более глубокое и системное сотрудничество
педагогов-психологов и молодых учителей
состоялось в рамках секции «Диагностика и
прогнозирование личностного роста молодого
учителя». На основе анализа этой работы был
запланирован целый комплекс мероприятий,
направленных на развитие личности начинающих
педагогов, максимальное использование их
потенциала в жизни и профессиональной
деятельности.
Год
назад с помощью опросника В.Симонова и
Ю.Дементьевой нами была проведена диагностика
готовности молодых учителей (стаж работы от 3 до 5
лет) к педагогической деятельности.
Ее результаты показали, что в целом для этой
группы молодых специалистов, характерна высокая
работоспособность (86%), исполнительность (72%),
коммуникабельность (86%), адаптированность к
педагогической деятельности (только 7% учителей
оказались не вполне адаптированными к работе в
школе).
Однако стоит отметить недостаточную
уверенность в своих силах (у 21% педагогов) и
низкий уровень саморегуляции (у 50% молодых
специалистов). Поэтому было решено, что на
обучающих занятиях молодым педагогам будут
предложены упражнения, способствующие повышению
уверенности в своих силах, различные способы
эмоциональной саморегуляции.
Стало ясно, что надо обратить внимание и на
развитие творческих способностей, которые у 60%
молодых учителей выражены слабо. Объясняется
это, скорее всего, боязнью отойти от программы,
неверием в себя, в свои силы, возможности.
С учетом этого был проведен ряд занятий,
посвященных профилактике синдрома
профессионального выгорания, знакомству с
естественными способами регуляции организма,
снятия напряженности. Благодаря этому молодые
учителя вооружились своеобразной «техникой
безопасности» для специалистов, имеющих
многочисленные и интенсивные контакты с людьми
по роду своей профессиональной деятельности.
Большой интерес вызвало занятие, посвященное
способам коррекции нарушений дисциплины на
уроке. Теперь в арсенале молодых педагогов
имеются техники экстренного педагогического
вмешательства при нарушении дисциплины.
На каждом занятии участникам предоставляется
пакет методических материалов («Советы
психолога по организации работы с родителями»,
«Как организовать работу с родителями», «Способы
саморегуляции организма», «Первая помощь при
остром стрессе», «Техники экстренного
педагогического вмешательства при нарушениях
дисциплины», «План психологического анализа
урока»). А после занятий я провожу индивидуальное
консультирование молодых учителей по
интересующим их вопросам.
В начавшемся учебном году эта работа будет
продолжена. Хочется верить, что психологическая
поддержка молодых коллег эффективно скажется на
их профессиональном и личностном росте.
Ирина КАЗЕИЧЕВА,
психолог-консультант
городского методического объединения
молодых педагогов,
педагог-психолог МОУ СОШ № 18,
г. Орехово-Зуево
|