Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

ОРЕХОВО-ЗУЕВО
(Московская обл.)

Здесь уже больше года действует программа по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей

В работу по реализации городской программы «Профессиональное становление молодого учителя» активно включились педагоги-психологи. Она была организована не только в самих образовательных учреждениях, но и в рамках городского методического объединения: проводились различные тренинговые занятия, семинары-практикумы.

Более глубокое и системное сотрудничество педагогов-психологов и молодых учителей состоялось в рамках секции «Диагностика и прогнозирование личностного роста молодого учителя». На основе анализа этой работы был запланирован целый комплекс мероприятий, направленных на развитие личности начинающих педагогов, максимальное использование их потенциала в жизни и профессиональной деятельности.

Год назад с помощью опросника В.Симонова и Ю.Дементьевой нами была проведена диагностика готовности молодых учителей (стаж работы от 3 до 5 лет) к педагогической деятельности.

Ее результаты показали, что в целом для этой группы молодых специалистов, характерна высокая работоспособность (86%), исполнительность (72%), коммуникабельность (86%), адаптированность к педагогической деятельности (только 7% учителей оказались не вполне адаптированными к работе в школе).

Однако стоит отметить недостаточную уверенность в своих силах (у 21% педагогов) и низкий уровень саморегуляции (у 50% молодых специалистов). Поэтому было решено, что на обучающих занятиях молодым педагогам будут предложены упражнения, способствующие повышению уверенности в своих силах, различные способы эмоциональной саморегуляции.

Стало ясно, что надо обратить внимание и на развитие творческих способностей, которые у 60% молодых учителей выражены слабо. Объясняется это, скорее всего, боязнью отойти от программы, неверием в себя, в свои силы, возможности.

С учетом этого был проведен ряд занятий, посвященных профилактике синдрома профессионального выгорания, знакомству с естественными способами регуляции организма, снятия напряженности. Благодаря этому молодые учителя вооружились своеобразной «техникой безопасности» для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми по роду своей профессиональной деятельности.

Большой интерес вызвало занятие, посвященное способам коррекции нарушений дисциплины на уроке. Теперь в арсенале молодых педагогов имеются техники экстренного педагогического вмешательства при нарушении дисциплины.

На каждом занятии участникам предоставляется пакет методических материалов («Советы психолога по организации работы с родителями», «Как организовать работу с родителями», «Способы саморегуляции организма», «Первая помощь при остром стрессе», «Техники экстренного педагогического вмешательства при нарушениях дисциплины», «План психологического анализа урока»). А после занятий я провожу индивидуальное консультирование молодых учителей по интересующим их вопросам.

В начавшемся учебном году эта работа будет продолжена. Хочется верить, что психологическая поддержка молодых коллег эффективно скажется на их профессиональном и личностном росте.

Ирина КАЗЕИЧЕВА,
психолог-консультант
городского методического объединения
молодых педагогов,
педагог-психолог МОУ СОШ № 18,
г. Орехово-Зуево