ЗАЧЕМ ПСИХОЛОГУ ПОДДЕРЖКА?
В конфуцианстве есть такая притча. Как-то
ученик спросил Конфуция, как следует людям
относиться к богам и демонам. «Никак, — ответил
Учитель. — Люди еще не научились относиться друг
к другу».
Эта притча, прочитанная мной в газете «Школьный
психолог», вдруг сделала ясными для понимания
составляющие профессионального взаимодействия
и общения, а именно — позитивное отношение и
поддержка.
Простая арифметика
Существуют различные центры, в штате которых
есть методисты, ответственные за обучение,
сопровождение педагогов-психологов в их
профессиональной деятельности.
Педагоги-психологи предоставляют методистам на
утверждение свою документацию, программы, планы,
проходят аттестацию, обучаются на семинарах,
самые смелые принимают участие в
профессиональных конкурсах. Не так уж и мало. И в
любой другой профессии данные мероприятия имели
бы профессиональный эффект, выраженный в
стабильности и развитии.
Однако на практике при взаимодействии с
психологами системы образования данный подход
оказывается малоэффективным, о чем
свидетельствует текучесть кадров. По данным
статистики Департамента образования г. Москвы, 38%
специалистов имеют стаж работы от года до трех
лет и 15% — от трех до пяти лет. Простая арифметика:
проработав в образовательном учреждении в
лучшем случае три года, специалисты уходят.
Анализ ситуации вывел на понимание одной из
проблем, а именно проблемы дефицита личностной
поддержки педагогов-психологов. Если учитывать,
что психологическая поддержка — это процесс,
который помогает специалисту поверить в себя и
свои силы, способности, знания, возможности,
перспективы, то остается открытым вопрос, как эту
поддержку осуществлять в тех формах
взаимодействия, которые существуют на
сегодняшний день.
Давно замечено, что всякого рода теоретические
семинары в большей степени фрустрируют
психологов, чем поддерживают их. Фрустрация
характеризуется сильной мотивированностью в
достижении цели (например, помочь ребенку решить
его проблему, разрешить конфликт в классе) и
наличием преграды, препятствующей этому
достижению (скажем, неудовлетворенность от
внедрения в практику тех иных полученных на
семинаре знаний). Хорошо подготовленный семинар
дает представление о подходах к решению той или
иной задачи, но не учитывает личностные
особенности и не занимается проработкой
эмоционального состояния самого психолога.
Видеть, как кто-то умело водит автомобиль, не
значит, что и ты сразу так же профессионально и
уверенно будешь чувствовать себя на дороге.
Без поддержки у специалиста зачастую рождается
мнение о собственной некомпетентности,
усиливается эмоция страха, агрессии. Как
следствие — неудовлетворенность, разочарование.
И если этот процесс длится — уход из
профессиональной деятельности. Может быть,
разумнее позаботиться о себе и, не торопясь,
пройти этапы обучения установлению контакта с
ребенком, его родителями, педагогами, умению
слышать и слушать их и себя, а уж потом применять
что-то авторское, специальное. Попробовать
получать удовольствие от процесса и не
беспокоиться все время по поводу скорейшего и
наилучшего результата. Ведь, как гласит народная
мудрость, путь по прямой не всегда самый
короткий. Желание иметь всё и сразу приводит к
профессиональному кризису. И тогда специалист
бывает вынужден расписаться в собственном
бессилии.
Ответы на запросы
В 2004/05 учебном году начал свою деятельность
Научно-методический центр практической
психологии образования МГППУ. Тогда коллектив не
рассматривал в качестве приоритетной проблему
поддержки специалистов, цель определялась так:
научить, как правильно.
Московским педагогам-психологам были
предложены консультации по запросам и обучающие
семинары по профессиональной тематике
(нормативная основа, документация,
диагностические методики, внедрение
коррекционно-развивающих технологий и пр.).
Отработав по такой схеме год, получили в итоге
большое количество мероприятий и небольшое
удовлетворение от собственной деятельности.
Напоминали себе машину по выдаче информации —
техничной, правильной, грамотной, но этому
многогранному процессу взаимодействия с
педагогами-психологами не хватало поддержки,
которая появляется при сотрудничестве,
сотворчестве. Чувствуя собственный дефицит
психологической поддержки, приняли решение
«перевести стрелки» с функционального подхода
на поддерживающий, сопровождающий.
Процесс взаимодействия получился захватывающе
интересным, причем не только для нас, но и для тех,
кого мы обучаем. Вместо трехчасовых семинаров
появились трехдневные, где большая часть времени
уделяется работе с собственными эмоциями и
практической проработке алгоритмов, коррекции
тех или иных эмоциональных состояний.
Индивидуальное консультирование стало
осуществляться на основе альтернативного
решения задач, поиска, творчества. Например,
педагогу-психологу с запросом «Оформление и
ведение документации» предлагается план, отчет,
журнал, заполненный кем-то. Задача —
проанализировать данный документ и представить
свой вариант заполнения и ведения нормативной
документации. Поддержка в данном случае
проявляется в том, что методист принимает, а не
критикует варианты психолога, а общее видение
документа вырабатывается совместно, в
соответствии с нормативными указаниями.
При запросе «Проведение коррекционного
занятия» психологу предлагается видеозанятие
коррекционной группы на самые любимые темы —
тревожность и агрессия, и по итогам просмотра
также проводятся анализ и обсуждение. Поддержка
психологов в направлении «Диагностика» (при
консультировании и на семинарах) осуществляется
не выдачей набора методик, а, например, с помощью
авторской игры «В поисках методики».
Игра «в поисках методики»
Основа — коллективное творческое дело. Форма —
игра по станциям. Группам выдаются маршрутные
листы, где указывается порядок прохождения
этапов, их названия и номера кабинетов.
Названия этапов
• «Прощайте, игрушки, или Я готовлюсь к школе»
• «Первый раз в пятый класс»
• «Ах, эти эмоции, или Обратите внимание —
подросток!»
• «Нагадай, цыганка, или Самоопределение
старшеклассника»
На каждом этапе был ведущий, который зачитывал
задание, направлял и предоставлял бланки для
заполнения.
А задание было следующее.
Обдумайте, обсудите в группе и затем впишите в
таблицу по две диагностические методики в каждое
направление: диагностика познавательной
деятельности, личностного развития, диагностика
в работе с педагогами, родителями. Время — 20
минут. Желаем успеха!
|
Название мето-
дики, автор |
Цель |
Воз-
раст |
Форма тести-
рования (групповая, индивиду-
альная) |
Надеж-
ность, валид-
ность |
Преиму-
щества перед другими мето-
диками |
Недо-
статки |
Диагностика познавательной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика личностного развития,
межличностного взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика в работе с педагогами, родителями |
|
|
|
|
|
|
|
По истечении 20 минут группа переходит
на следующую станцию (этап). После игры —
обсуждение результатов, достоинств и
недостатков выбранных методик.
Психодиагностическое исследование
Что дает проведение этой и подобных игр? Прежде
всего вызывает интерес нестандартность подхода,
происходит активизация ресурсов, коммуникации
на заданную тему. Зачастую психологи просят дать
им стандартные наборы методик, и не только
новички, но и те, кто проработал пять и более лет.
Мы с удовольствием делимся банком
диагностического инструментария, однако, когда с
этими же психологами была проведена игра «В
поисках методик», они в один голос говорили о том,
что все методики они знают сами и могут правильно
подобрать по возрасту и другим необходимым
критериям, отметили, что получили огромное
удовольствие от поисковой деятельности и
появившейся уверенности в профессиональной
компетентности, чего они не ощущали, когда просто
пользовались готовыми материалами. Мы достигли
того, чего хотели, то есть смогли поддержать и
вдохновить.
В направлении «Диагностика» мы не
останавливаемся на выборе методики и совместно
проводим психодиагностическое исследование. И
тогда, предлагаем, например, следующее.
Фрагмент задания
Используя перечисленные ниже понятия,
раскройте содержание данного этапа.
Этап № 1 — подготовительный
• Запрос явный, скрытый
• Переформулировка запроса в психологическую
проблему
• Сбор информации
• Передача ответственности
• Отсутствие запросов
• Активность психолога
• Просветительская деятельность
• Гипотеза
• Стратегия, план
• Границы компетентности
• Привлечение непрофессионалов
• Время и место проведения
• Методический материал
Несколько этапов, несколько наборов понятий.
Сплести все эти разрозненные понятия в единый
узор, осмыслить алгоритм: какая нить вплетается
первой, что затем. На основе базового алгоритма
получить свой оригинальный узор — это ли не чудо?
Данный алгоритм работы психологи переносят и
на решение других профессиональных задач.
Таким образом, мы выстраиваем поддержку на
безоценочном принятии и активизации ресурсов
самого специалиста. Итог — обширная позитивная
обратная связь, количество индивидуальных
консультаций возросло с 48 в 2004/05 учебном году до
198 в 2005/06-м.
Опираясь на достигнутые результаты, коллектив
центра продолжает работать, а именно
осуществлять психологическую поддержку
психологов системы образования. В 2006/07 учебном
году основным в нашей деятельности стало
направление «Формы и способы профессиональной
самопрезентации и взаимодействия с педагогами».
Илона ГРОШЕВА,
заведующая методическим отделом
Научно-методического центра
практической психологии образования МГППУ
|