Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


ГИЛЬДИЯ

ЗАЧЕМ ПСИХОЛОГУ ПОДДЕРЖКА?

В конфуцианстве есть такая притча. Как-то ученик спросил Конфуция, как следует людям относиться к богам и демонам. «Никак, — ответил Учитель. — Люди еще не научились относиться друг к другу».
Эта притча, прочитанная мной в газете «Школьный психолог», вдруг сделала ясными для понимания составляющие профессионального взаимодействия и общения, а именно — позитивное отношение и поддержка.

Простая арифметика

Существуют различные центры, в штате которых есть методисты, ответственные за обучение, сопровождение педагогов-психологов в их профессиональной деятельности. Педагоги-психологи предоставляют методистам на утверждение свою документацию, программы, планы, проходят аттестацию, обучаются на семинарах, самые смелые принимают участие в профессиональных конкурсах. Не так уж и мало. И в любой другой профессии данные мероприятия имели бы профессиональный эффект, выраженный в стабильности и развитии.

Однако на практике при взаимодействии с психологами системы образования данный подход оказывается малоэффективным, о чем свидетельствует текучесть кадров. По данным статистики Департамента образования г. Москвы, 38% специалистов имеют стаж работы от года до трех лет и 15% — от трех до пяти лет. Простая арифметика: проработав в образовательном учреждении в лучшем случае три года, специалисты уходят.

Анализ ситуации вывел на понимание одной из проблем, а именно проблемы дефицита личностной поддержки педагогов-психологов. Если учитывать, что психологическая поддержка — это процесс, который помогает специалисту поверить в себя и свои силы, способности, знания, возможности, перспективы, то остается открытым вопрос, как эту поддержку осуществлять в тех формах взаимодействия, которые существуют на сегодняшний день.

Давно замечено, что всякого рода теоретические семинары в большей степени фрустрируют психологов, чем поддерживают их. Фрустрация характеризуется сильной мотивированностью в достижении цели (например, помочь ребенку решить его проблему, разрешить конфликт в классе) и наличием преграды, препятствующей этому достижению (скажем, неудовлетворенность от внедрения в практику тех иных полученных на семинаре знаний). Хорошо подготовленный семинар дает представление о подходах к решению той или иной задачи, но не учитывает личностные особенности и не занимается проработкой эмоционального состояния самого психолога. Видеть, как кто-то умело водит автомобиль, не значит, что и ты сразу так же профессионально и уверенно будешь чувствовать себя на дороге.

Без поддержки у специалиста зачастую рождается мнение о собственной некомпетентности, усиливается эмоция страха, агрессии. Как следствие — неудовлетворенность, разочарование. И если этот процесс длится — уход из профессиональной деятельности. Может быть, разумнее позаботиться о себе и, не торопясь, пройти этапы обучения установлению контакта с ребенком, его родителями, педагогами, умению слышать и слушать их и себя, а уж потом применять что-то авторское, специальное. Попробовать получать удовольствие от процесса и не беспокоиться все время по поводу скорейшего и наилучшего результата. Ведь, как гласит народная мудрость, путь по прямой не всегда самый короткий. Желание иметь всё и сразу приводит к профессиональному кризису. И тогда специалист бывает вынужден расписаться в собственном бессилии.

Ответы на запросы

В 2004/05 учебном году начал свою деятельность Научно-методический центр практической психологии образования МГППУ. Тогда коллектив не рассматривал в качестве приоритетной проблему поддержки специалистов, цель определялась так: научить, как правильно.

Московским педагогам-психологам были предложены консультации по запросам и обучающие семинары по профессиональной тематике (нормативная основа, документация, диагностические методики, внедрение коррекционно-развивающих технологий и пр.). Отработав по такой схеме год, получили в итоге большое количество мероприятий и небольшое удовлетворение от собственной деятельности. Напоминали себе машину по выдаче информации — техничной, правильной, грамотной, но этому многогранному процессу взаимодействия с педагогами-психологами не хватало поддержки, которая появляется при сотрудничестве, сотворчестве. Чувствуя собственный дефицит психологической поддержки, приняли решение «перевести стрелки» с функционального подхода на поддерживающий, сопровождающий.

Процесс взаимодействия получился захватывающе интересным, причем не только для нас, но и для тех, кого мы обучаем. Вместо трехчасовых семинаров появились трехдневные, где большая часть времени уделяется работе с собственными эмоциями и практической проработке алгоритмов, коррекции тех или иных эмоциональных состояний.

Индивидуальное консультирование стало осуществляться на основе альтернативного решения задач, поиска, творчества. Например, педагогу-психологу с запросом «Оформление и ведение документации» предлагается план, отчет, журнал, заполненный кем-то. Задача — проанализировать данный документ и представить свой вариант заполнения и ведения нормативной документации. Поддержка в данном случае проявляется в том, что методист принимает, а не критикует варианты психолога, а общее видение документа вырабатывается совместно, в соответствии с нормативными указаниями.

При запросе «Проведение коррекционного занятия» психологу предлагается видеозанятие коррекционной группы на самые любимые темы — тревожность и агрессия, и по итогам просмотра также проводятся анализ и обсуждение. Поддержка психологов в направлении «Диагностика» (при консультировании и на семинарах) осуществляется не выдачей набора методик, а, например, с помощью авторской игры «В поисках методики».

Игра «в поисках методики»

Основа — коллективное творческое дело. Форма — игра по станциям. Группам выдаются маршрутные листы, где указывается порядок прохождения этапов, их названия и номера кабинетов.

Названия этапов

«Прощайте, игрушки, или Я готовлюсь к школе»

«Первый раз в пятый класс»

«Ах, эти эмоции, или Обратите внимание — подросток!»

«Нагадай, цыганка, или Самоопределение старшеклассника»

На каждом этапе был ведущий, который зачитывал задание, направлял и предоставлял бланки для заполнения.

А задание было следующее.

Обдумайте, обсудите в группе и затем впишите в таблицу по две диагностические методики в каждое направление: диагностика познавательной деятельности, личностного развития, диагностика в работе с педагогами, родителями. Время — 20 минут. Желаем успеха!

  Название мето-
дики, автор
Цель Воз-
раст
Форма тести-
рования (групповая, индивиду-
альная)
Надеж-
ность, валид-
ность
Преиму-
щества перед другими мето-
диками
Недо-
статки
Диагностика познавательной деятельности              
Диагностика личностного развития, межличностного взаимодействия              
Диагностика в работе с педагогами, родителями              

По истечении 20 минут группа переходит на следующую станцию (этап). После игры — обсуждение результатов, достоинств и недостатков выбранных методик.

Психодиагностическое исследование

Что дает проведение этой и подобных игр? Прежде всего вызывает интерес нестандартность подхода, происходит активизация ресурсов, коммуникации на заданную тему. Зачастую психологи просят дать им стандартные наборы методик, и не только новички, но и те, кто проработал пять и более лет. Мы с удовольствием делимся банком диагностического инструментария, однако, когда с этими же психологами была проведена игра «В поисках методик», они в один голос говорили о том, что все методики они знают сами и могут правильно подобрать по возрасту и другим необходимым критериям, отметили, что получили огромное удовольствие от поисковой деятельности и появившейся уверенности в профессиональной компетентности, чего они не ощущали, когда просто пользовались готовыми материалами. Мы достигли того, чего хотели, то есть смогли поддержать и вдохновить.

В направлении «Диагностика» мы не останавливаемся на выборе методики и совместно проводим психодиагностическое исследование. И тогда, предлагаем, например, следующее.

Фрагмент задания

Используя перечисленные ниже понятия, раскройте содержание данного этапа.

Этап № 1 — подготовительный

Запрос явный, скрытый
Переформулировка запроса в психологическую проблему
Сбор информации
Передача ответственности
Отсутствие запросов
Активность психолога
Просветительская деятельность
Гипотеза
Стратегия, план
Границы компетентности
Привлечение непрофессионалов
Время и место проведения
Методический материал

Несколько этапов, несколько наборов понятий. Сплести все эти разрозненные понятия в единый узор, осмыслить алгоритм: какая нить вплетается первой, что затем. На основе базового алгоритма получить свой оригинальный узор — это ли не чудо?

Данный алгоритм работы психологи переносят и на решение других профессиональных задач.

Таким образом, мы выстраиваем поддержку на безоценочном принятии и активизации ресурсов самого специалиста. Итог — обширная позитивная обратная связь, количество индивидуальных консультаций возросло с 48 в 2004/05 учебном году до 198 в 2005/06-м.

Опираясь на достигнутые результаты, коллектив центра продолжает работать, а именно осуществлять психологическую поддержку психологов системы образования. В 2006/07 учебном году основным в нашей деятельности стало направление «Формы и способы профессиональной самопрезентации и взаимодействия с педагогами».

Илона ГРОШЕВА,
заведующая методическим отделом
Научно-методического центра
практической психологии образования МГППУ