«Я такой же, как все»
Проект работы с детьми младшего школьного
возраста
Окончание. Начало в № 19/2006
Игра «Заколдованный остров»
Задачи:
— повышение уровня взаимной чувствительности
членов группы;
— осознание проблем слабовидящих и слепых;
— обучение детей навыкам релаксации.
Материалы: платки для завязывания глаз;
лист ватмана; маркер; кассета с записью спокойной
музыки.
ХОД ИГРЫ
1. Коллективный счет
Участники стоят в кругу, опустив головы и не
глядя друг на друга. Задача — называть по порядку
числа натурального ряда, стараясь добраться до
самого большого, не совершив ошибок. При этом
должны выполняться три условия: 1) никто не знает,
кто начнет счет и кто назовет следующее число
(запрещается договариваться друг с другом
вербально и невербально); 2) один и тот же участник
не может называть два числа подряд; 3) если нужное
число будет названо вслух двумя или более
игроками, ведущий требует снова начинать с
единицы.
Ведущий обращает внимание участников на то, что
они должны уметь прислушиваться к себе, ловить
настрой других, чтобы понять, промолчать ли в
данный момент, или пришла пора озвучить число.
Если участники начинают по кругу
последовательно произносить числа, следует их
похвалить за сплоченность и находчивость и
предложить отказаться от этого приема.
2. Кораблекрушение
Участникам предлагается ситуация
кораблекрушения. Вся группа оказывается на
острове заколдованной чарами слепоты.
Пробраться сквозь густые заросли можно, только
помогая друг другу. Для этого все разбиваются на
пары и по очереди проходят «заросли», созданные
из перевернутых стульев. Один из пары с
завязанными глазами проходит «тропу», второй ему
помогает, указывая верный путь. Главное условие:
помогать можно только словами, не прикасаясь к
идущему по «тропе».
3. Карта острова
Когда потерпевшие кораблекрушение проходят
сквозь заросли, они оказываются на вершине горы,
с которой виден весь остров. Туман на мгновение
рассеивается, и путешественники видят корабль,
причаливший к острову. Остров снова покрывается
волшебным туманом. Лишь один член группы
запоминает дорогу вниз. Для того чтобы все смогли
спуститься к кораблю, необходимо нарисовать
карту.
Выбираются два участника — запомнивший
местность и тот, кто сможет нарисовать карту при
помощи запомнившего. Рисующему завязывают глаза.
участнику, который будет диктовать, ведущий
показывает схематичное изображение острова или
же называет какое-либо животное, на которое похож
остров. В данной ситуации необходимо учитывать
уровень «продвинутости» группы, насколько
участники связаны взаимопониманием друг с
другом, так как от этого зависит сложность
задания.
Итак, один описывает карту, второй с
завязанными глазами рисует ее на листе ватмана,
прикрепленного к стене.
4. Спуск с горы
Карта успешно нарисована, и теперь необходимо
спуститься с горы к кораблю. Участники
разбиваются на те же пары, что и во втором
задании, но теперь ведущий становится ведомым, а
ведомый — ведущим.
На этот раз необходимо пройти весь путь, держа
своего товарища за руку (игра «Слепой и
поводырь»). Для усложнения задачи можно выйти за
пределы класса и «попутешествовать» по школьным
коридорам и лестницам. Однако в данной ситуации
следует учитывать, что не все дети способны сразу
стать на место незрячего человека, и поэтому
маршрут следует разработать так, чтобы избежать
травматизма.
5. Путешествие на корабле
Спуск с горы успешно завершен,
путешественников встречает корабль, который
доставляет всех потерпевших кораблекрушение
домой. Включается спокойная музыка.
Ведущий. Дорогие путешественники, вот вы и
добрались до корабля, на котором отправитесь
домой. Вы очень устали и хотите отдохнуть
(участники садятся на стулья). Сядьте поудобнее,
займите такое положение, которое покажется вам
наиболее удобным. Закройте глаза...
Ваше тело начинает постепенно расслабляться.
Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах.
Сердце бьется ровно и ритмично... Дышится легко,
ровно, глубоко... С каждым вдохом вы чувствуете,
как ваше тело все больше наполняется ощущением
покоя и приятной вялости. Рядом с вами журчит
теплая вода. Кончики вашей правой руки слегка
касаются ее. В пальцах возникает ощущение тепла,
и вы начинаете чувствовать легкую пульсацию. Вы
чувствуете, как приятное тепло поднимается вверх
по руке... Вот уже вся ваша рука погружается в
приятную теплоту, расслабляется... Сердце бьется
ровно и ритмично... Дышится легко, ровно, глубоко...
А теперь кончики пальцев вашей левой руки слегка
касаются воды (повторяется вышеприведенный
текст).
Ваше внимание обращается к ступням... Ступни
расслабляются. Они чувствуют приятное тепло...
Теплая, приятная волна поднимается по ногам
вверх, даруя приятное расслабление и отдых
мышцам... Напряжение исчезает... Сердце бьется
ровно и ритмично... Дышится легко, ровно, глубоко...
Приятное тепло поднимается вверх.
Расправляются, расслабляются мышцы живота и
груди... По всему телу распространяется приятное
расслабляющее тепло, которое создает ощущение
покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в
шее, в затылке... Сердце бьется ровно и ритмично...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Расслабляются мышцы лица... Губы становятся
мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки
на лбу... Веки перестают подрагивать... Все мышцы
лица расслаблены... Сердце бьется ровно и
ритмично... Дышится легко, ровно, глубоко...
Ваше тело полностью расслаблено... Напряжение
растворяется, уходит... Вас наполняет ощущение
расслабленности, отдыха, покоя...
Вы расслаблены и спокойны.
А теперь представьте, что вы находитесь на
корабле. Какой он? Возможно, это огромный лайнер,
а может быть, небольшой катер или прекрасный
парусник... Представьте, есть ли на корабле
команда... кто является капитаном вашего корабля?
А может быть, вы сами являетесь капитаном?.. Вы
стоите на капитанском мостике. Ласковый ветер
овевает ваше лицо... Корабль плывет по бескрайним
морским просторам... Куда он движется? Что ждет
вас на пути? Представьте себе ваше путешествие...
(Выдерживается пауза 1–2 минуты.)
Но вот ваше путешествие подошло к концу.
Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вы
спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, вы
оглядываетесь на свое судно, мысленно
благодарите за приятное путешествие... Вы уходите
все дальше и дальше от своего судна... и вновь
переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете
ощущать свое тело...
(Голос ведущего становится более бодрым,
звучным.)
Вы чувствуете, как к вам возвращается
ощущение собственного тела... Вялость и апатия
отступают. Расслабленность заменяется
собранностью... Бодрость и энергия все больше
наполняют вас. Вы бодры, наполнены силой и
энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и
уверены в себе. Потянитесь, откройте глаза.
6. Рефлексия
Проводится так же, как и в первой игре (см. № 19,
2006).
Игра «Экскурсия»
Задачи:
— осознание проблем людей с ограничением
движения;
— развитие эмпатии.
Материалы: игрушечные коляски с
сидящими в них куклами; веревка для натягивания
между стульями.
ХОД ИГРЫ
1. Распределение ролей
Выбираются один-два ребенка, которые в течение
всей игры будут сидеть на стульях, изображая
людей, которые не могут передвигаться без
посторонней помощи. Если есть возможность, можно
использовать инвалидные коляски. Остальные
участники помогают сидящим на стульях выполнять
упражнения. В игре также можно использовать
детские коляски, в которых сидят куклы. Некоторым
детям можно привязать к коленным сгибам
небольшие дощечки, для того чтобы исключить
возможность сгибания ног в коленях.
Участники отправляются на экскурсию в другой
город.
2. Посещение магазина
Участникам предлагается посетить магазин
сувениров. Когда дети подходят к дверям,
выясняется, что входные двери слишком узкие и
коляски не проходят. Необходимо перенести на
руках детей, сидящих в колясках, или найти
какой-либо другой способ посещения магазина.
3. Поход в театр
Экскурсанты приобрели на всех билеты в театр.
Но для того, чтобы в него попасть, необходимо
перейти дорогу по подземному переходу.
Примечание. в качестве подземного перехода
можно использовать школьную лестницу.
4. Дорога к автобусу
Пришло время возвращаться домой, а
единственная дорога, по которой можно пройти к
автобусу, оказалась перегорожена упавшим
деревом. Необходимо всем перебраться через
дерево.
Препятствие создается из натянутой между двух
стульев веревки. Участники должны перенести
своих товарищей, сидящих на стульях, коляски с
куклами и никого не уронить.
5. Деролинг
Каждый по очереди говорит: «Я не... (имя
персонажа игры), я — ... (собственное имя)».
6. Рефлексия
Проводится обсуждение игры так же, как и в
предыдущих играх.
Игра «Строительство города будущего»
Задачи:
— закрепление полученных знаний о людях с
ограниченными возможностями;
— поиск путей решения проблем людей с
ограниченными возможностями.
Материалы: мяч; пуговицы, нитки, иголка,
лоскут ткани; карточки с названиями различных
профессий, в количестве, несколько превышающем
число участников; материалы для рисования; лист
ватмана.
ХОД ИГРЫ
1. Продолжи предложение
Детям предлагается закончить следующие фразы:
— Слух помогает мне ...
— Зрение помогает мне ...
— Обоняние помогает мне ...
— Осязание помогает мне ...
— Пробуя пищу на вкус, я могу ...
2. Беседа
Ведущий. Мы все знаем слово «инвалид». Кто они
такие, инвалиды?
Участники пытаются ответить на вопрос, их
ответы дополняет ведущий (ребята могут не знать,
что к этой группе относятся люди с болезнями
сердца, больные диабетом и т.д.).
Ведущий. Часто ли мы видим таких людей на
улицах, в музеях, театрах, в различных
учреждениях? Почему?
Обсуждая возможные ответы, ребята могут
осознать, насколько трудно бывает инвалидам в
обычном мире.
Ведущий. В последнее время
практически все, кто общается с инвалидами,
помогают им, и сами они предпочитают называть
себя «люди с ограниченными возможностями». Как
вы думаете, почему?
Этот вопрос помогает изменить угол зрения на
то, что значит быть инвалидом. «Люди с
ограниченными возможностями» звучит более
уважительно, более ясно отражает то, в чем они
нуждаются.
Проводятся небольшие демонстрационные игры
для того, чтобы понять, что чувствуют люди с
ограниченными возможностями. Каждая игра
проводится в течение 2–3 минут.
3. Шарады
Водящий показывает слово или выражение
жестами, остальные участники должны догадаться,
что хочет сказать водящий. Первый угадавший
становится водящим.
4. Игра в мяч
Участники бросают друг другу мяч. Игру можно
проводить аналогично игре в пионербол. Главное
условие — пользоваться только одной рукой.
5. Чаепитие
Несколько участников с завязанными глазами или
пользуясь одной рукой наливают себе чай, делают
бутерброд.
6. Мастерская
Два-три участника пытаются пришить пуговицу на
лоскуток ткани или к одежде, пользуясь только
одной рукой.
7. Рефлексия
Ведущий просит участников рассказать о том, что
они чувствовали во время выполнения заданий.
Как, по их мнению, должны относиться здоровые
люди к людям с ограниченными возможностями?
Жалость к ним — это хорошо или плохо?
После обсуждения ведущий может рассказать о
людях, которые несмотря на трудности, вызванные
болезнью (что лишь в малой степени попытались
сейчас почувствовать ребята), достигли в жизни
очень многого — получили высшее образование,
стали признанными учеными, совершили сложные
путешествия, помогали другим людям.
К сожалению, подобные случаи скорее исключение,
чем правило для нашего общества, поэтому
следующий вид работы посвящен тому, как можно
помочь людям с ограниченными возможностями
8. Работа в группах
Перед началом работы в группах ведущий может
задать ребятам несколько вопросов.
Ведущий. Мы уже говорили, что люди с
ограниченными возможностями почти полностью
выключены из жизни нашего общества. Кажется ли
вам это справедливым? Почему?
Представьте себе, что инвалидов лишили части
прав, например права голоса на выборах.
Объясняется это тем, что они не в состоянии сами
добраться до избирательных участков. Как вы
относитесь к этому? Какие аргументы «за» и
«против» этого решения вы можете привести?
А как вы отнесетесь к решению запретить людям
со слабым сердцем или с астмой занимать высокие
государственные посты, так как приступ у них
может случиться в любой момент?
Что могут сделать другие люди и общество для
того, чтобы компенсировать ограниченные
возможности?
Участники разбиваются на небольшие группы и
обсуждают, какая специальная забота нужна людям,
которые не могут ходить, не видят, не слышат, у
которых астма или слабое сердце. Группы могут
предложить идеи проектов, которые сделают город
(дом, школу, магазин, театр) более удобным для
людей с ограниченными возможностями.
Важным результатом работы будет осознание
ребятами того, что, хотя люди с ограниченными
возможностями нуждаются в поддержке и заботе
окружающих, нельзя лишать их возможности выбора
и самостоятельной жизни. Прекрасно оснащенный и
полностью отрезанный от мира интернат, где вся
жизнь человека строго регламентирована,
решительно неприемлем.
9. Проект
Каждый участник берет наугад одну из карточек с
названием профессии, затем все дети, с точки
зрения той профессии, которая досталась, на
бумаге создают совместный проект города
будущего с учетом потребностей людей с
ограниченными возможностями: в данном проекте
учитывается высота бордюров, ширина лифтов,
крутизна въездов и т.п. В результате с помощью
изобразительных средств создается общий проект
города, в котором удобно и хорошо живется всем
его жителям. Этот проект можно вывесить на стену
в классе на некоторое время, дети могут подходить
и дополнять уже созданную картину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2000;
2. Вачков И.В. Групповые методы в работе
школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002;
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Ч. 1–3. — М.: Генезис, 2001.
Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДУ № 389
Алексей СУШЕНЦОВ,
композитор,
член Белорусской ассоциации
инвалидов-колясочников,
г. Минск
|