Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
КУРС ЛЕКЦИЙ
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. Психологическое здоровье как
ключевое понятие школьной психологической
службы, определяющее работу с родителями |
18 |
Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с
родителями |
19 |
Лекция 3. Активные формы групповой работы с
родителями. Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция 4. Активные методы
консультирования: детско-родительские
мероприятия, тренинги |
21 |
Лекция 5. Индивидуальное консультирование
родителей. Общие принципы |
22 |
Лекция 6. Консультирование родителей с опорой
на тип нарушения психологического здоровья
ребенка. Контрольная работа № 2 |
23 |
Лекция 7. Индивидуальное консультирование
родителей с опорой на особенности возраста.
Специфика возрастного кризиса |
24 |
Лекция 8. Личностная готовность психолога к
работе с родителями |
Итоговая работа должна быть
отправлена в Педагогический университет вместе
со справкой из учебного заведения. |
ЛЕКЦИЯ 4
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Детско-родительские мероприятия, тренинги
Активные методы, их специфика
Активными будем называть такие методы, которые
обеспечивают не только внутреннее проживание
участниками темы встречи, но и предполагают их
какие-либо внешние действия. Данное определение
опирается на понимание активности как способа
самовыражения личности (К.А.
Абульханова-Славская), то есть внешнего
проявления внутренних потребностей, отношений,
способностей. Важно отметить, что это тот способ
самовыражения, при котором обеспечивается или
сохраняется субъектность личности. Поэтому
активные методы должны побуждать самовыражение
участников, создавать условия для этого, но
позволять участникам реализовывать его в
комфортных для себя формах и содержании.
В современной школе для родителей, по нашему
мнению, можно реализовывать такие активные
методы, как детско-родительские мероприятия и
тренинги.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Детско-родительские
мероприятия необходимы при каждом переходе
ребенка в новую возрастную группу, когда у него
появляется возможность и желание общаться с
окружающими по-новому, из более взрослой позиции,
а родители по разным причинам сохраняют с ними
«более детский» стиль взаимодействия.
Если
же стремление ребенка общаться по-новому не
находит реализации, то возможными становятся
формализация отношений, снижение уровня доверия
или «остановка» ребенка на детской инфантильной
позиции. И здесь могут помочь
детско-родительские мероприятия. Отметим, что
под возрастной группой мы не имеем в виду тот или
иной возрастной период: младший школьный,
подростковый возраст, а тот отрезок возраста, в
течение которого значительно меняется
содержание общения, его основные темы, вопросы,
самостоятельность мышления.
Детско-родительские мероприятия проводятся в
форме игры с элементами тренинга, в которой
принимают участие команды смешанного состава:
родители и дети. Можно включать сюда и педагогов,
тогда эффективность игры только увеличится.
Детско-родительские мероприятия ставят своей
задачей показать родителям и другим взрослым
возможности ребенка в общении, акцентировать
наиболее значимые для них в том или ином возрасте
темы. Но не менее важной является появляющаяся у
родителей возможность увидеть других детей
класса, чтобы понять место своего ребенка среди
них, а также через сравнение с другими точнее
рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Хотя мы обсуждаем детско-родительские
мероприятия в аспекте работы с родителями, они не
менее важны для детей. Они позволяют ребенку
увидеть родителей как реальных людей, без
привычной родительской роли. Более того, в
непривычной для многих творческой,
жизнеутверждающей позиции. Причем чем активнее
проявляются родители, тем большее чувство
гордости возникает у их детей. Это положение
необходимо обязательно пояснять родителям. И
здесь мы подходим к тому, как объяснить
родителям, зачем необходимы эти мероприятия.
Ведь если слова «лекция» или «семинар» в нашей
культуре существуют применительно ко взрослым,
то игра — занятие для взрослых несерьезное, не
заслуживающее того, чтобы тратить на него время.
А кто-то и боится ее, так как она требует
спонтанности, которую многие уже потеряли.
Поэтому слово «игра» не стоит упоминать при
приглашении родителей, которое обычно делается
по телефону. Надо просто пригласить их на
встречу, посвященную обсуждению какой-то
значимой для класса проблемы. Тогда внимание
родителей будет акцентировано не на форме
встречи, а на ее содержании. Однако уже перед
самой встречей с детьми родителей необходимо
специально подготовить. Во-первых, рассказать о
возможностях игры («для солидности» можно
упомянуть о некоторых теориях игры), с другой —
стимулировать активность родителей. Но в то же
время следует дать право тем, кому трудно
участвовать в игре, быть «молчаливым»
участником.
Если игра проводится с младшими школьниками,
после ее окончания можно провести небольшую
рефлексию только с родителями. У многих
возникнут вопросы, и важно их обсудить. Если игра
проводится с подростками, рефлексия после игры
невозможна, поскольку она будет означать наличие
некоторых тайн от ребят, и эффект игры будет
смазан.
Как конструировать игру? Прежде всего
определите ее тему, которая должна быть значимой
для детей данного возраста и класса. После этого
можно подумать о формах работы. Здесь нужно
опираться на знакомые детям формы, которые они
использовали на занятиях психологией, или формы,
в которых детей можно потренировать заранее.
Важно, чтобы эти формы задействовали различные
каналы восприятия и переработки информации, то
есть чтобы в игру включались обсуждение,
действия, зрительное наблюдение.
После того как определены формы, нужно
продумать начало и окончание игры. Вначале надо
давать задания, позволяющие «повысить
энергетику» группы и поднять настроение
участников. Важно, чтобы на этом этапе в
различных вариантах звучала позитивная лексика.
В конце необходима яркая эмоциональная «точка» и
действия по побуждению родителей и детей к тому,
чтобы сказать друг другу слова благодарности.
Первые задания имеет смысл делать не чисто
игровыми, а скорее разговорными, например
предложить обсудить значимые вопросы и записать
на листе бумаге варианты ответов. Это позволит
снизить напряжение у взрослых и быстрее включить
их в игру.
Как проводить игру? Посчитать, сколько групп
будет принимать участие в игре. Для этого сложить
количество детей и родителей, которые обещали
прийти, и поделить на семь (численность группы
оптимальна, если ее можно делить на восемь
подгрупп).
Потом необходимо подготовить помещение. По
периметру класса из парт составить несколько
«круглых столов» (понятно, что, составленные из
парт, они круглыми не будут) по числу групп,
оставив в центре некоторое свободное
пространство — сцену. Все стулья поставить вдоль
стен, чтобы иметь возможность в начале встречи
провести общую разминку. Позже, когда участники
будут работать по группам, они поставят стулья
вокруг своего «круглого стола».
Заранее нужно определить состав
детско-родительских групп. При этом дети и
родители определяются в разные группы, чтобы
обеспечить каждому свободу самопредъявления —
некоторые дети стесняются играть в присутствии
своих родителей. В младших классах детей и
родителей можно объединять. Списки групп
прикрепляются к каждому «круглому столу», в
соответствии с ними участники занимают свои
места.
Ведущий организует игру стоя, находясь у одной
из стен, то есть имея возможность видеть всех
участников. Когда идет работа в группах, он
внимательно наблюдает за тем, чтобы были
включены все участники. В противном случае
подходит к группе и организует включение в
работу всех.
Важно, чтобы ведущий был достаточно спонтанным
— был готов отойти от заранее спланированного
хода игры и «пойти» за участниками, удлинить или
укоротить какой-то из этапов. Для этого нужно
хорошо чувствовать участников и понимать, что
одна и та же игра в разных классах проходит
по-разному: кому-то интереснее игровые моменты,
кому-то — более глубокое обсуждение.
Игра «Мои ступени»
для учащихся 5-го класса и их родителей
(разработано совместно с Т.В. Макаровой)
Цель: содействие в углублении
взаимопонимания детей и родителей.
Ведущий заранее просит детей принести детские
фотографии своих родителей и размещает их на
стенде.
Для эмоционального разогрева участникам
предлагается по очереди быстро закончить
предложения: «Если я пятиклассник, то я люблю...»;
«Если я пятиклассник, то я не люблю...»; «Если я
пятиклассник, то я мечтаю...» При этом уточняется,
что родители основываются на опыте своего
проживания возраста 5-го класса.
Следующее задание, которое выполняется
командами, — это совместно обсудить и записать
на двух больших листах бумаги:
— трудности пятиклассников сейчас и раньше (то
есть их родителей);
— радости пятиклассников сейчас и раньше.
После этого представители команд зачитывают
свои работы. Возможно, родители захотят
подробнее поделиться опытом, рассказать о своем
детстве. Иногда у детей возникают вопросы по
поводу радостей и трудностей родителей, например
они могут не знать, что такое сбор макулатуры или
игра «Зарница». Необходимо дать возможность всем
желающим высказаться.
Следующее задание — вспомнить и рассказать
какой-то запомнившийся яркий эпизод, который
относился ко времени обучения в пятом классе. Это
также делают и родители и дети.
Далее ведущий говорит о том, что во все времена
у пятиклассников случаются те или иные трудные
ситуации и необходимо уметь их разрешать.
Командам раздаются заранее придуманные
ситуации, значимые для учащихся данного класса.
Оговаривается условие: родители играют роли
детей, дети — родителей и других взрослых. Затем
команды придумывают свои сценки и проигрывают
перед остальными. Как правило, родители получают
при этом большое удовольствие, особенно если они
играют роли непослушных детей.
После этого можно провести викторину, в которой
детям необходимо ответить на вопросы, касающиеся
опыта родителей. Например, что было нарисовано на
пионерском значке или что такое совет дружины. А
родителей спрашиваем о детской жизни, например:
что дети больше всего любят есть в столовой или в
какую игру играют на прогулке.
В завершение игры дети и родители поют песню,
известную ребятам, например «Как здорово, что все
мы здесь сегодня собрались».
После этого ведущий показывает свой «сюрприз»
— стенд с детскими фотографиями взрослых и
просит родителей узнать друг друга.
Завершается игра обменом чувств и мыслей.
Игра «Отцы и дети»
для учащихся 6-го класса и их родителей
(разработано совместно с А.С. Кривцовой)
Цель: содействие в углублении
взаимопонимания детей и родителей.
Для эмоционального разогрева ведущий
предлагает участникам по очереди быстро
придумать картинки-ассоциации к различным
словам позитивного содержания, например:
счастье, дружба, нежность, победа.
После этого показать к этим же словам
ассоциации — движения.
Затем он просит команды в течение двух минут
подобрать себе название и девиз.
Следующее задание, которое выполняется
командами, — совместно обсудить и записать на
больших листах бумаги:
— чего родители не понимают в детях,
— чего дети не понимают в родителях.
После этого представители команд зачитывают
свои работы. Ведущий очень аккуратно
подытоживает результаты и просит участников
подумать над тем, как снизить зону непонимания,
подводя их к выводу, что главное в этом случае —
не таить свои чувства, а приступить к
переговорам.
Однако, как говорит ведущий, переговоры тоже
нужно уметь вести конструктивным способом. Он
предлагает поупражняться в этом, а для этого
разыграть конфликтные ситуации конструктивным и
неконструктивным способами.
Каждая команда получает по две ситуации,
продумывает их окончание, распределяет роли.
Затем показывает их остальным. Ситуации
готовятся ведущими заранее, исходя из актуальных
тем класса. Например, они могут быть такими.
Несмотря на то что я все воскресенье
напоминал(а), чтобы сын (дочь) сделал(а) уроки, а он
(она) отвечал(а), что все сделал(а), он (она) принес
(принесла) в понедельник две двойки. И тогда я...
Дочь (сын) все свое свободное время проводит
за компьютером, я пытаюсь ему (ей) сначала
спокойно объяснить, что это очень вредно, что
портится зрение, но сын (дочь) так увлечен(а)
комьпютером, что не слышит меня. И тогда я...
Дочь (сын) требует, чтобы я не приставал(а) к ней
с напоминаниями: сделал(а) ли уроки, все ли
подготовил(а) к школе, взял(а) ли форму для
физкультуры? Но я понимаю, что если я этого не
буду делать, то он (она) все будет забывать делать.
Поэтому я...
Мама хочет, чтобы я все время был(а) чем-то
занят(а), чтобы чем-то занимался(лась) помимо
школы. Я иногда так устаю, что мне хочется все
бросить. И тогда я...
Я не могу покупать в магазине ту одежду, которую
хочу. Мама говорит, что у меня нет вкуса, что я еще
плохо разбираюсь в стилях одежды, поэтому она
сама выбирает мне, что надо надевать, а мои друзья
в школе выбирают себе вещи сами. И поэтому я...
Меня заставляют рано ложиться спать, говорят,
что я устаю, что я еще мал (мала) ложиться поздно,
что бессмысленно сидеть допоздна и ничего не
делать, а я хочу просто о чем нибудь подумать,
помечтать. Поэтому я...
Следующее задание: создать скульптуру на тему
«Взаимопонимание» так, чтобы были задействованы
все участники. После этого каждая команда
представляет свою скульптуру и рассказывает про
нее.
Завершающее задание — изготовление командами
коллажа на тему «Дружная семья». Участникам
предлагается представить, что за каждым столом
сидят не команды, а дружные семьи, в которых дети
стараются понять родителей, а родители стремятся
понять своих детей. Затем создается
символический образ дружной семьи с помощью тех
средств, которые ведущий приготовил заранее
(журналы, ножницы, цветная бумага, упаковочные
материалы для цветов, клей, скотч и т.п.).
После представления командами коллажей
ведущий предлагает участникам поделиться
чувствами и мыслями о прошедшей игре.
ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Определим общие задачи
тренинга. Это можно сделать, вспомнив задачи
детско-родительских мероприятий: показать
возможности ребенка в общении, его актуальные
вопросы. Тогда цель тренинга можно определить
как обучение родителей способам оптимизации
взаимодействия с детьми. Удобно определить и
задачи тренинга, опираясь на их структуру,
предложенную И. Вачковым.
Это задачи:
— мотивирования и формирования позитивного
отношения к тренингу,
— формирования системы представлений
участников в сфере общения с детьми,
— формирования конкретных умений.
Понятно, что первая задача является наиболее
сложной, поэтому проведение тренинга не всегда
возможно. Для большинства родителей это
совершенно незнакомая по жизненному опыту
деятельность, даже само слово «тренинг», как
правило, им неизвестно. Они не знают, зачем он им
нужен, чего от него можно ожидать, не знают его
правил: посадка в кругу, свободный обмен
чувствами. И не имеют опыта такой посадки и
такого обмена. Более того, предлагаемая на
тренинге деятельность не только незнакома, но
нередко противоречит имеющимся у родителей
стереотипам взаимодействия. Поэтому та же
посадка в кругу вызовет у многих чувство
незащищенности, страх и, возможно, агрессию по
отношению к ведущему. Агрессия может не
проявиться на самом тренинге, то есть родитель
покорно исполнит все необходимые правила, но
сильные негативные чувства в отношении
психолога могут остаться надолго. Понятно, что
больше на встречи с психологом такой родитель не
придет. Поэтому прежде чем принимать решение о
проведении тренинга, необходимо подумать, зачем
для данной группы родителей необходим именно
тренинг, какие преимущества он может дать и
сможем ли мы создать ситуацию, в которой мотив к
участию будет сильнее сопротивления.
Мы считаем, что задача мотивирования родителей
к участию в тренинге выполнима только при
наличии у них доверия к ведущему, а также сильной
мотивации к принятию правил школы. Исходя из
этого можно рекомендовать проводить тренинг
либо с родителями, с которыми «пройден
длительный путь», либо с родителями
первоклассников, которые будут готовы на все,
даже на тренинг, чтобы помочь своим детям успешно
адаптироваться к школе.
Для решения второй задачи — формирования
системы представлений участников в сфере
общения с детьми — в тренинг необходимо включать
информационный блок, который полезно равномерно
распределять на всю встречу. Часть информации
лучше представить в виде таблиц, которые
раздаются родителям для работы с ними на занятии.
Количество информации, на наш взгляд, должно быть
пропорционально возрасту ребенка.
Приведем примерные сценарии.
Сценарий тренинга для родителей
будущих первоклассников
Цель: снижение уровня тревоги перед
трудностями адаптации к школе.
Для разогрева с родителями проводится
игра-перекличка. Для ее организации используются
сведения о детях, обычно представленные в
анкетах, которые заполняют родители при записи
детей в школу. Например, ведущий спрашивает
родителей:
— Есть ли у нас родители мальчика, у которого
живут собака, кот и кролик? Он очень много
помогает по хозяйству и любит решать примеры по
математике и играть в ролевые игры?
— Есть ли у нас родители девочки, у которой есть
попугай, хомяк и две черепахи? Она любить
помогать по хозяйству маме, а также сказки «Синяя
птица», «Пеппи — длинный чулок», «Красавица и
чудовище».
— Есть ли у нас родители девочки, которая имеет
кошку и занимается фигурным катанием , любит игру
в магазин?
Родители, как правило, с радостью откликаются,
услышав рассказ о своем ребенке.
Информация 1
Родители находятся в очень близкой
эмоциональной связи со своими детьми, поэтому
могут существенно повлиять на процесс адаптации
детей к школе. Если они будут тревожиться и
волноваться, то могут помешать ребенку. Если
будут знать сигналы неблагополучия и способы
помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут
ему.
Что важно для ребенка в первые дни в школе?
Суметь познакомиться с другими детьми.
Задание 1. Знакомство из роли взрослых
Предлагается из своей родительской роли
назвать свое имя и как можно больше качеств,
которые начинаются на первую букву имени.
Задание 2. Знакомство из роли детей
Предлагается представить себя ребенком и
познакомиться с соседом справа. Затем
обсуждаются способы, какими дети могут
познакомиться друг с другом, их эффективность,
возможность обучения детей этим способам
знакомства.
Информация 2
Детям важно суметь не только познакомиться, но
и установить дружеские связи. Дети делают это
разными способами: предлагают игры, включаются в
предложенные или привлекают внимание
«шутовством», драками или какими-то другими
способами.
Задание 3. Из роли детей нарисовать
словесный портрет ребенка, с которым хочется
общаться и с которым не хочется. Подумать, какому
портрету ближе собственный ребенок и что
сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.
Задание 4. Вспомнить игру, интересную
6-летним детям, и провести ее с группой. Подумать,
как к началу учебного года научить детей
нескольким играм. (Ведущему нужно иметь игры в
запасе на случай, если родители не смогут ничего
вспомнить.)
Информация 3
Для ребенка в школе важно найти общий язык не
только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако
здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие
его педагоги являются носителями определенных
ценностей, что и определяет направление их
воспитательной деятельности. Ребенку будет
комфортно, если ценностная основа педагога будет
близка к той, которая принята в семье. Но педагог
один, а семей, отдающих ребенка в один класс,
много, поэтому стоит согласовать ценностные
основы воспитания, чтобы принять некие общие для
всего класса положения и добиваться их
реализации и в школе, и дома.
Задание 5. Подумать и сказать, какие
качества родители хотят воспитать у своего
ребенка в первую очередь. Каждое качество
записывается на отдельном листе бумаги. Затем
родители обсуждают их и ранжируют по степени
значимости. К примеру, это могут быть такие
качества:
Уважение к себе
Уважение к окружающим
Доброта
Честность
Любовь
Ответственность
Отзывчивость
Любознательность
Порядочность
Мужественность
Волевые качества
Самодостаточность
Самостоятельность
Трудолюбие
Старательность
Уверенность в себе
Понимание других
Информация 4
Когда ребенок проявляет себя так, как это
нравится взрослым, когда он радует их, они, как
правило, хвалят его и закрепляют эти проявления.
Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли
одно и то же поведение, в противном случае
ребенок почувствует себя в ситуации
неопределенности и небезопасности: непонятно,
почему одни значимые взрослые меня за это хвалят,
а другие не замечают или даже ругают.
Задание 6. Родители в парах обсуждают, за что
они будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают
по три самых значимых, на их взгляд, момента.
Записывают на листах бумаги и потом предъявляют
их группе.
Задание 7. Образ учителя, которому я доверяю.
Задание 8. «Соберем портфель наказов».
Информация 5
Важная проблема — как научить ребенка
реагировать на конфликты, потому что в детской
среде они обязательно будут. Некоторые родители
считают, что конфликты недопустимы, они
свидетельствуют о плохо организованном
воспитании. Мы полагаем, что полное отсутствие
конфликтов приведет к изнеженности детей и как
следствие, формированию у них неуверенности в
себе.
Задание 9. Родители делятся на пары и из
детской позиции пытаются конструктивно
разыграть ситуации конфликтов, предложенные им
ведущим.
Информация 6
Важно не только научить ребенка правильно
действовать, но и самому грамотно реагировать на
сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Мы
полагаем, что главное здесь — не обещать ребенку
наказать обидчика или обвинить его самого, но
оказать ребенку поддержку — ресурс, при помощи
которого он смог бы разрешить конфликт
самостоятельно.
Задание 10. Каждый участник получает листок
с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему
необходимо предъявить группе свою реакцию.
Задание 11. Участники становятся в два круга
лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо
различными способами в течение минуты оказывать
поддержку друг другу. По сигналу ведущего члены
внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо.
Таким образом движение идет до тех пор, пока все
участники не повзаимодействуют друг с другом.
Задание 12. Участникам предлагается
поделиться своими чувствами и мыслями по поводу
тренинга.
Сценарий тренинга для родителей
старшеклассников
(разработан совместно с Л.А. Кобзевой)
Тема: «Эффективная коммуникация в
семье»
Цель: обучить родителей использовать
средства общения, адекватные целям.
Информация 1
Для общения в семье можно выделить три основные
цели: оказание поддержки ребенку, развитие
взаимопонимания, целенаправленное воздействие.
В соответствии с данными целями выделяются
некоторые наиболее эффективные приемы.
Первая цель — поддержка ребенка
Основные функции поддержки:
— поддержка — основа формирования уверенности
в себе у ваших детей;
— поддержка — важный мотивирующий фактор
учения и основа конструктивного взаимодействия
с людьми вообще.
Можно использовать невербальные и вербальные
способы поддержки.
Задание 1. Рассказать, какие невербальные
способы поддержки и в каких ситуациях
предпочитает ваш ребенок. Какие способы вы
предлагаете, а он отказывается принять. Обсудить,
какие способы предпочтительны для возраста
наших детей.
Можно в качестве опоры дать родителям список
возможных вариантов:
— через рукопожатие;
— через взгляд;
— через прикосновение;
— через жест;
— через мимику;
— через объятия.
Задание 2. Представить себя группой
подростков. Оказать словесную поддержку соседу
справа, как будто он оказался в трудной ситуации
Информация 2
Основные алгоритмы оказания поддержки даются
в виде раздаточных материалов, затем устно
объясняются.
Характеристика 1-го типа поддержки
Поддержка-воздействие |
Цель |
Помощь в конкретной ситуации |
Алгоритм |
1. Описание ситуации или действий
ребенка
2. Описание результата этих действий
3. Собственные чувства и возможные чувства других
людей в контексте данной ситуации
4. Ваши предложения по поводу дальнейших действий
ребенка |
Характеристика 2-го типа поддержки
Поддержка-реакция |
Цель |
Эмоциональная поддержка, установление
отношений |
Алгоритм |
1. Сообщение о том, что вы разделяете
чувства ребенка
2. Присоединение к модели мира ребенка («На твоем
месте я бы тоже...»)
3. Описание ситуации на языке чувств («Это
действительно...»)
4. Вопрос об уместности помощи («Скажи, могу я тебе
чем-то помочь? С учетом моих возможностей...»)
5. Уточнение характера и масштаба помощи |
Задание 3. Необходимо разбиться на
пары и с помощью алгоритмов проиграть ситуации,
требующие поддержки, из ролей подростка и
родителя. Ситуации может задать ведущий или же
придумать сами участники.
Информация 3
Вторая цель — развитие
взаимопонимания
Общение, направленное на развитие
взаимопонимания — основа установления открытых
доверительных взаимоотношений.
Главные условия реализации общения,
направленного на развитие взаимопонимания:
— ориентация на систему ценностей, картину
мира ребенка;
— наличие понимающего безоценочного принятия
личности ребенка;
— наличие собственной открытой позиции без
стремления закрыться «маской силы и ума».
Эту информацию необходимо представить в виде
раздаточного материала.
Основные техники
— Вербализация, то есть пересказ сообщения
ребенка («Правильно ли я понял, что с тобой
случилось...»).
— Отражение эмоций, то есть высказывание
предположения об эмоциональном состоянии
ребенка («Мне кажется, тебе сейчас грустно...»).
— «Угу»-слушанье, то есть выслушать ребенка,
подтверждая свою включенность в его рассказ
различными знаками.
Задание 4. Ведущий с тремя участниками в
роли подростков поочередно демонстрирует
родителям три техники. Затем участникам
необходимо разбиться по тройкам и проиграть
техники.
Информация 4
Третья цель — целенаправленное
воздействие
Целенаправленное воздействие — основа
сознательного мотивирования детей к изменениям.
Воздействие может быть авторитарным или
неавторитарным.
Неавторитарные (неимперативные) средства
воздействия
Просьба («Не мог бы ты сделать...»):
— содействует повышению у человека, которого о
чем-то просят, собственной значимости.
Предложение, то есть предоставление
возможности обсудить варианты разрешения
проблем («Мне бы хотелось, чтобы ты поступил...»;
«Может быть, имеет смысл поступить так...»):
— содействует повышению осознанности выбора
поведения, принятию на себя ответственности за
последствия выбора.
Убеждение, то есть обращение к имеющимся у
человека установкам и ценностям для
доказательства собственной правоты и
мотивирования к принятию решения:
— содействует формированию у детей внутренних
мотиваторов желаемого поведения (действую не
потому, что заставляют, а сам хочу).
Данную информацию без примеров нужно
представить в виде раздаточного материала.
Методы убеждения
1. Метод противоречий, основанный на выявлении
противоречивости в доводах убеждаемого и на
проверке собственных аргументов на
непротиворечивость с целью предотвратить
контрнаступление.
Пример. «Считаешь ли ты, что необходимо с
уважением относиться к окружающим? Можно ли
расценивать ... поведение как проявление уважения
к окружающим? Как тогда его можно объяснить?»
«Ты должен слушать учителя, потому что он
всегда умней» — противоречивое убеждение. Может
последовать: «Не всякий и не во всем».
2. Метод «извлечения выводов» — аргументы
излагают не сразу, добиваясь согласия на каждом
этапе.
Пример. «Считаешь ли ты, что урок должен
содействовать повышению уровня знаний у
учащихся? Согласен ли ты, что перед тем как
переработать информацию, то есть подумать над
ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие
способы восприятия информации существуют? (У
старших подростков в основном зрение и слух при
условии наличия определенной концентрации
внимания.) Можно ли сделать вывод, что для
успешного восприятия информации ее нужно
выслушать или прочитать? Как будет выглядеть
«портрет» ученика, успешно воспринимающего
информацию?»
3. Метод двусторонней аргументации —
излагают преимущества, а потом недостатки
принятого решения. Это создает впечатление
непредвзятости убеждающего.
Например. «Давай рассмотрим сначала все
трудности и недостатки того варианта, когда
полностью будут соблюдаться правила поведения
на уроке.
Пропадает возможность продемонстрировать
друзьям собственную «крутость», которая
заключается в неповиновении взрослым. Может
быть, будет трудно справиться с собственными
желаниями... Теперь давай рассмотрим
преимущества. Будут развиваться такие мужские
качества, как умение терпеть в трудной ситуации.
Одноклассники будут относиться к тебе с
уважением за настойчивость в достижении целей...»
4. Метод «Да, но...» — используется в тех
случаях, когда собеседник приводит убедительные
доказательства преимуществ своего подхода к
решению вопроса; сначала соглашаются с
собеседником, а после некоторой паузы приводят
доказательства недостатков своего подхода.
Например. «Можно согласиться с тем, что стертые
учителем из школьного компьютера файлы
представляли для тебя ценность и следовало
спросить твоего согласия на это. Но давай
подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и
разложил в твоем книжном шкафу антикварные
издания Пушкина. Вправе ли ты был бы их
выбросить?»
5. Метод бумеранга — собеседнику возвращают
его же аргументы, но направленные в
противоположную сторону. Часто неэффективен для
подростков, которые сами им хорошо владеют,
«ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать
к самооправданию.
Пример. «Согласись, что ты был не слишком вежлив
на уроке. — Да, но это потому, что вы были ко мне
необъективны. — Нет, я отношусь к тебе как ко
всем. — Но вы потеряли мою тетрадь. — Но я дала
тебе листок». И т.д.
Задание 5. Необходимо по очереди (по кругу)
как можно более убедительно, использовав любой
понравившийся способ, убедить ведущего в роли
подростка начать хорошо учиться (бросить курить,
соблюдать правила поведения в школе и т.п.).
Информация 5
Убеждение будет эффективно, если:
— осуществляется на фоне малой
интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение,
гнев интерпретируются как неуверенность
убеждающего;
— когда не только предлагается своя, но и
рассматривается аргументация убеждающего;
— когда отсутствуют прямые заключения о
неправоте убеждаемого, что задевает его
самолюбие и повышает уровень самозащиты;
— когда отсутствуют длинные назидательные
(менторские) сообщения, в процессе которых
собеседник выключается или начинает защищаться;
— когда между аргументами присутствуют
некоторые паузы, поток аргументов в режиме
монолога притупляет внимание собеседника;
— когда сам убеждаемый принимает участие в
обсуждении и принятии решения, так как люди лучше
перенимают взгляды в обсуждении.
Задание 6. Участники находятся в роли
подростков. Ведущий по очереди обращается к ним с
необоснованными обвинениями, например: «Ты
сегодня очень глупо вел себя с гостями», «Ты не
можешь нравиться девочкам, поэтому не общайся с
ними». Участникам необходимо вступить в диалог с
ведущим, сохраняя спокойствие.
Задание 7. Представить свою встречу с
ребенком дома сегодня после тренинга. Подумать,
какая информация и какое умение могут
пригодиться.
Задание 8. Придумать метафору тренинга.
Итак, мы рассмотрели активные методы в работе с
родителями. Понятно, что их спектр намного шире,
чем в представленном списке. Но это не так важно.
Главное — не форма, которую использует психолог,
а наличие собственной активной позиции. Это
предполагает высокий уровень самораскрытия,
доверия к родителям и детскую веру в чудеса, что
позволяет добиться чудесных изменений в
родителях.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие методы работы называют активными?
2. Какова цель детско-родительских мероприятий?
3. Каковы цель и задачи тренинга?
4. Почему тренинг считается наиболее сложной
формой работы с родителями?
5. Какая роль в тренинге отводится информации? |