ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ:
школа Анны Фрейд
|
Учебное пособие
Н.С. Бурлакова,
В.И. Олешкевич
М.: Издат. центр
«Академия», 2005
|
В 1993 году увидела свет
на русском языке работа Анны Фрейд «Психология Я
и защитные механизмы», в которой описаны
действия психологической защиты и их роль в
развитии личности ребенка. С тех пор и А. Фрейд, и
пришедший к нам вместе с нею детский психоанализ
привлекают к себе внимание все большего числа
профессионалов.
В этой связи актуальной видится задача
всестороннего освещения научного наследия А.
Фрейд и ее вклада в развитие психоанализа. По
мнению большинства исследователей, заслуга А.
Фрейд состоит в обосновании необходимости
создания особого направления
психоаналитической терапии для детей (как
известно, основатель психоанализа З. Фрейд
детьми не занимался). Именно этому и посвящена
данная книга. Следует отметить, что речь в ней
идет не только об Анне Фрейд: две центральные
фигуры детского психоанализа — А. Фрейд (1895–1982) и
М. Кляйн (1882–1960) — ведут диалог по разным
вопросам.
Трудно не согласиться с мыслью авторов учебного
пособия, что история детского психоанализа
проливает свет на становление психологического
знания в целом и потому является предметом
изучения в том числе и в истории психологии. Не
случайно А. Фрейд — одна из немногих
психоаналитиков, получивших признание не только
в пределах психоанализа, но и в мировой
психологической науке в целом.
Книга задумана как учебное пособие, но по своему
содержанию и манере изложения близка к научному
изданию и потому может быть рассмотрена как
самостоятельное историко-психологическое
введение в детский психоанализ, хотя и не
лишенное откровенных заимствований из других
источников. Сказанное также вполне согласуется с
утверждением авторов, что издание не претендует
на руководство по детскому психоанализу, его
задача состоит в поиске истоков детской
психотерапии, в уяснении истории и логики ее
развития, а также вклада детского психоанализа в
становление техники взрослого психоанализа.
Сегодня ни для кого не является секретом то
противоречивое отношение, которое вызывает
психоанализ в мировом психологическом
сообществе. В то же время хорошо известно, что
любая психологическая теория содержит в себе
положения, с которыми трудно поспорить. Например,
цель детского анализа для А. Фрейд состояла не в
преодолении всех трудностей развития, а в
создании условий для возвращения ребенка в русло
нормального развития, в преодолении актуальных
трудностей. Разве не этим сегодня занимается
огромный штат детских практических психологов?
Другое дело, что принципиальным является вопрос
о методах работы, которые целиком определяются
занимаемой теоретической позицией.
Формирование собственного взгляда — длительный
процесс, предполагающий (в идеале) знакомство с
ведущими подходами к коррекции детских
трудностей в авторском изложении. Не исключено,
что чтение данной книги своим результатом будет
иметь желание познакомиться с изданными у нас
работами А. Фрейд с целью получить о них более
полное и непредвзятое впечатление. Очень
неплохой результат!
Марина СТЕПАНОВА
|