Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

М. Нэпп, Дж. Холл
СПб.:
прайм-ЕВРОЗНАК,
2006

«Устали от ощущения собственной слабости и никчемности? Хотите узнать секреты людей, которым удалось достичь влияния и власти? Хотите научиться оказывать влияние на друзей, врагов, деловых партнеров, да и на всех остальных людей, используя лишь несколько несложных психологических приемов? Извините, но в этом вопросе мы вам ничем помочь не можем…»
Как жаль, что эти слова читатель находит лишь на 473-й странице новой книги, посвященной невербальному поведению! А ведь наверняка большинство купивших ее польстились на совсем иные тезисы, размещенные на обложке предприимчивыми издателями: «Идеальное пособие по компетентной, успешной и эффективной коммуникации», «Новейшие технологии влияния и лидерства в общении». На самом деле никаких психологических палочек-выручалочек книга не содержит. Но это вовсе не ее недостаток, наоборот — достоинство.
С огорчением и горькой иронией ее авторы констатируют, сколь много в последние десятилетия появилось всевозможных руководств по невербальному поведению, переполненных малодостоверными данными и сомнительными рецептами. Огромная популярность, которую завоевала тема невербального общения у широких читательских масс, способствовала, к сожалению, ее вульгаризации и профанации. Серьезные издания, раскрывающие данную тему с подлинно научных позиций, в нашей стране (да и во всем мире) можно пересчитать по пальцам. И вот наконец появилась еще одна такая книга, относящаяся не к малопочтенному поп-психологическому чтиву, а к настоящей психологической науке.
Написанная в виде учебника преподавателями американских университетов, книга уступает в занимательности бестселлерам Алана Пиза или Джона Фаста, зато превосходит их обстоятельностью изложения и достоверностью приводимой информации. К сожалению, именно это способно отпугнуть большинство потенциальных читателей, желающих по-быстрому научиться «видеть людей насквозь». Зато для психолога, заинтересованного разобраться в тонкостях бессловесного языка (а этот навык — важная составляющая профессиональной компетентности психолога, в том числе и школьного), новая книга послужит ценным источником полезной информации и серьезным поводом для размышлений. В ней приводятся данные многочисленных экспериментов, посвященных практически всем аспектам невербальной коммуникации — начиная от территориального расположения партнеров по общению и кончая использованием ими всевозможных декоративных аксессуаров. А таких опытов за последние десятилетия поставлено столько, что даже немалый объем книги (свыше 500 страниц) позволяет осветить их лишь очень лаконично, без той впечатляющей занимательности, которая присуща популярной литературе.
Зато подробное ознакомление с результатами таких экспериментов позволяет трезво оценить возможности и пределы толкования тех или иных внешних признаков поведения. На протяжении всей книги авторы настойчиво подчеркивают: скоропалительные однозначные толкования категорически недопустимы, один и тот же знак или жест может означать совсем разные вещи в зависимости от контекста сочетания с другими знаками и пр.
На самом деле книга гораздо лучше, чем можно заподозрить, глядя на ее «рыночную» обложку. Но это одна из тех приятных «ошибок», с которыми психологу хотелось бы почаще сталкиваться у книжного прилавка.

Сергей СТЕПАНОВ