ПУТЬ К ВЕРШИНЕ
Игра-соревнование для учащихся 1 класса
Задачи
1. Активно развивать внешнюю и внутреннюю
саморегуляцию за счет соблюдения правил
поведения и поощрения такого поведения
взрослыми.
2. Формировать потребность в саморазвитии у
самого ребенка через его стремление к хорошим и
благородным поступкам и положительное
оценивание этого взрослыми.
3. Помогать развитию первичной рефлексии путем
анализа своих и чужих поступков, чувств и эмоций.
4. Содействовать осознанию ребенком
существующих норм и правил поведения в школе при
взаимодействии с другими людьми.
Для реализации данных задач мы предлагаем
использовать игру-соревнование, которую мы
проводили на базе НОУ «Ломоносовская школа» г.
Москвы.
ХОД ИГРЫ
Для организации соревнования необходимо
заготовить ватман, внизу которого расположены
фигурки людей. Каждый ребенок выбирает свою и
подписывает внизу свое имя. На верху листа
находится призовая вершина; от нее к каждой
фигурке проведены дорожки – это пути к вершине
каждого участника. Задача детей – как можно
быстрее добраться до верха. Это они могут сделать
путем добывания специальных карточек. Они
вручаются ежедневно по две штуки на класс.
Готовятся карточки двух типов: за хорошее
поведение и за благородные поступки. Они
вручаются после беседы взрослых (психолога и
педагога) с детьми. На этой беседе дети
рассказывают о том, что происходило с ними в
течение дня, учатся анализировать свое поведение
и поведение другого, отслеживают соблюдение
правил и норм, делятся друг с другом своими
переживаниями. В процессе рефлексивной беседы
взрослые (в первую очередь психолог) помогают
детям разобрать спорные ситуации, проговорить
правила поведения, чувства, способы и различные
варианты изменения трудных ситуаций, обсуждают,
какой поступок можно назвать благородным и
почему и многое другое.
Педагог и психолог объясняют детям, за что
даются карточки, за какие именно благородные
поступки. Позже они вместе с детьми разбирают их
и вместе определяют благородные. После того как
выбрали детей, которым будут вручены карточки, их
приклеивают на личную дорожку ребенка как символ
достижений за день. Таким образом, клеится не
больше трех карточек на всех детей: две за
поведение и одна за благородный поступок.
Когда у ребенка заполняется вся дорога и он
добирается до вершины, он получает приз. Ему
рисуется новая дорожка, то есть он не выбывает из
игры, а продолжает путь. В качестве приза мы
выбрали нематериальное поощрение: ребенок
получает возможность стать на один день
помощником учителя. Это дает возможность
посмотреть на ребенка в новой для него ситуации.
Например, стеснительные и замкнутые дети в роли
помощника учителя вынужены контактировать с
другими детьми, вступать с ними во
взаимодействие, прислушиваться к их словам,
приглядываться к поступкам. В итоге они лучше
узнают свой класс и показывают себя своим
товарищам с другой стороны. Такой опыт очень
полезен для замкнутых и стеснительных детей: они
«вылезают» из своей скорлупы и начинают смотреть
на мир новыми глазами. Дети со стремлением к
доминированию и лидерству, получая «власть» на
день, демонстрируют свое превосходство и
командные установки, пытаясь везде быть первыми,
доказывая свою правоту через новый статус.
В процессе игры взрослые помогают всем детям
разобраться с их чувствами и мыслями. Это
происходит как на групповых беседах с помощью
педагога и психолога, так и на индивидуальных
занятиях с психологом. Очень важно помогать
детям осознавать свое и чужое эмоциональное
состояние, разбирать конфликтные ситуации и
случаи, правила поведения и их роль в будущей
жизни ребенка.
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ
По окончании данной работы мы отметили
следующие изменения:
1. Дети осознали значимость правил и норм
поведения и больше не нуждались в объяснении
учителя.
2. Постепенно дети стали контролировать
свое поведение в различных ситуациях, объясняя
это существующими правилами (конечно, не все, а
только некоторые).
3. Даже те дети, которые ранее не высказали
никакого интереса к соблюдению правил, стали их
соблюдать из стремления получить приз
(осознанное соблюдение правил). Это было выявлено
в результате наблюдения за классом в первой
половине дня.
4. Школьники, а позже и «помощник» учителя,
стали рассказывать о поведении каждого ребенка,
анализировать свои «плюсы» и «минусы» в
поведении.
Таким образом, опыт проведения
игры-соревнования «Путь к вершине» показал, что
многие дети постепенно меняют свое поведение,
стремятся соблюдать правила и нормы. Важно
награждать и поощрять (словесными
высказываниями) детей за их стремление к
изменению поведения, исходя из существующих
правил. А также поощрять их за желание
измениться, за попытки открыть в себе и в других
что-то хорошее, за поиск новых форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Успехи ребенка необходимо сравнивать с его
прошлым поведением. Так, взрослые могут сделать
вывод о личностном изменении и росте ребенка. А у
самого ребенка постепенно внешний мотив
заменяется внутренним: «я это делаю не за
награждение, не за приз, а потому, что внутренне
изменился и по-другому поступать не могу».
Стоит отметить, что не следует идти на поводу у
детей, когда они переходят на манипуляцию
взрослыми в стремлении получить карточку. Здесь
важно объяснить ребенку, за что он ее не получил,
и поддержать его, сказав, что у него получится
завтра, нужно обсудить, что ему следует изменить
в своем поведении. Здесь дети играют важную роль,
так как они дают обратную связь, говоря о своих
эмоциях и переживаниях.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Хочется привести пример из нашей практики
работы с детьми. У нас был такой случай, когда
ребенок не получил карточку, сильно расстроился
и заплакал. Он повторял: «Но почему не я ее
получил, ведь я...» И тут на помощь пришли дети: они
всеми способами стали его успокаивать, говоря,
что завтра у него обязательно получится, что это
не самое важное в жизни. Дети стали рассказывать
про свои случаи, о том, что они в себе изменили,
почему у них не получалось и что надо делать в
дальнейшем, чтобы добиться успеха. Они
рассказывали про собственные переживания и
способы борьбы с неудачами и ошибками. Мы увидели
все богатство детских реакций на трудные для них
ситуации. Это очень важно и ценно в работе с
детьми: ведь они сами давали нам понять, как
справляются с такими ситуациями, как мы можем им
помочь.
Не стоит считать, что соревнование «Путь к
вершине» определяет все. Только в совокупности с
другими формами и методами работы психолога и
педагогов этого класса игра может дать
существенный плюс в развитии самосознания
шестилетних детей.
В дополнение к этому можно проводить как
групповые развивающие занятия, где происходит
развитие рефлексии, эмпатии и сочувствия, так и
дополнительные занятия по развитию
нравственности. На наш взгляд, ведение такой
работы на нескольких «фронтах» может оказать
существенное влияние на личность ребенка,
способствовать развитию саморегуляции, улучшить
взаимоотношения с окружающими людьми, повысить
сплоченность коллектива и способствовать более
успешной адаптации ребенка в 1-м классе при
появлении более усложненных видов деятельности
и правил поведения.
Ирина САМОЙЛОВА,
аспирантка МГППУ,
психолог НОУ
«Ломоносовская школа»
СХЕМА ИГРЫ
Лист ватмана, прикрепленный к стене
Фигурки с именами детей |