|
НОМИНАЦИЯ:
«ПСИХОЛОГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРОГРАММЫ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПСИХОЛОГА С
ПЕДАГОГАМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ» |
ТРЕНИНГ
нестандартных поступков
Экспериментальная программа для работы
с сотрудниками и педагогами социального приюта
для детей и подростков
Педагоги и сотрудники
социального приюта не всегда имеют необходимую
квалификацию для выявления причин трудностей
воспитанников, попавших в непростую жизненную
ситуацию, для преодоления отклонений в
индивидуальном и личностном развитии детей,
оказания им психологической и педагогической
помощи в решении конфликтных ситуаций.
На этих занятиях участники получают
возможность увидеть себя со стороны и
сориентироваться в собственном опыте общения.
Обучение происходит на примере моделирования
значимых ситуаций взаимодействия, в процессе
ролевых игр, групповой дискуссии,
психотехнических упражнений.
Количество участников: 10–15 человек.
Цели: формировать потребность в
понимании себя, других людей, их взаимоотношений;
расширить представления о духовной и
психологической культуре; способствовать
развитию навыков техники общения; расширить
диапазон практических умений.
В качестве примера приводим два занятия из этой
программы.
Тема: «Манипулирование в
воспитательном процессе»
Цель: осознать свои собственные
манипулятивные действия в воспитательном
процессе и научиться защищаться от них, чтобы
строить полноценное взаимодействие с детьми и
подростками в социальном приюте.
ИНФОРМИРОВАНИЕ
Ведущий. Как вы думаете, какими качествами
должен обладать человек, чтобы добиться успеха в
своем деле? Правильно, профессионализмом (то есть
мастерством) и чувством уверенности в себе. Не
ждите от меня готовых рецептов, следуя которым вы
быстро приобретете эти качества. Но мы
поработаем над важной проблемой, имеющей прямое
отношение к профессионализму: «Педагогическое
манипулирование в воспитательном процессе».
Предлагаю для свободного обсуждения принципы
работы в группе:
— искренность в общении,
— обязательное участие в работе групп в
течение всего времени,
— каждый участник говорит за себя от своего
имени,
— не критиковать и признавать право каждого на
высказывание своего мнения.
ПРОЦЕДУРА ЗНАКОМСТВА
Участники стоят вокруг стола, лицом к друг
другу. Каждый на карточке пишет свое настоящее
имя и ответы на вопросы:
— Что я больше всего ценю в людях?
— Что я не приемлю в людях?
— Моя главная проблема в общении.
Карточку участники держат перед собой на
уровне груди. В течение некоторого времени все
двигаются по комнате, останавливаясь друг возле
друга.
После этого усаживаются вокруг стола и
обмениваются впечатлениями.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Ведущий. Педагогическое общение — это
взаимодействие.
Воздействие — это педагогическое
манипулирование.
Последствия педагогического манипулирования:
воспитанники либо становятся излишне
тревожными, зажатыми и неуверенными, либо
бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие
школы, семьи, социального окружения.
Что делать? Как преодолеть формальное общение с
воспитанниками и измениться самому?
Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом
направлении.
Упражнение «Он-эмоция»
Ведущий. Возьмите карточки с обозначением
эмоций (грусть, удивление и т.д.), вспомните своих
воспитанников и подберите слово к одному из них.
Кто внутренне похож на это слово? Образ какого
ребенка соответствует этому эмоциональному
состоянию? Подберите таким образом 5–7 карточек.
Обсуждение. степень сложности для каждого,
что дало вам это упражнение?
Упражнение «Я-эмоция»
Ведущий. Из имеющихся карточек подберите к
самому себе 3–4, которые в наибольшей степени
соответствуют вашему состоянию, настроению,
характеру. Запишите. Затем выберите карточки,
отражающие индивидуальность «идеального»
педагога, сотрудника. Запишите, сравните две
колонки записанных состояний.
Без обсуждения.
Упражнение «Откровенность против
манипулирования»
Ведущий. Ситуация: ребенок провинился. Что
вы будете делать? (Ответ каждый пишет на
листочке. Собрав листки с ответами, делим их на
две группы: манипулирование, общение.)
Обсуждение. Что звучит в словах педагога?
Ведущий. Вам надо пригласить ребенка и
побеседовать с ним. На листочке запишите свой
вариант начала беседы с ним.
Обсуждение. Какова цель беседы? Удалось ли,
используя ваш вариант, добиться цели? Какие
проблемные ситуации можно разрешить через
откровенную беседу?
Упражнение «Прозвище»
Ведущий. Почти всегда дети придумывают друг
другу прозвища. Поупражняйтесь сами в искусстве
давать прозвище своим воспитанникам.
Обсуждение. Какова степень сложности данного
упражнения? Может ли это помочь понять
индивидуальность ребенка?
Упражнение «Барабан — скрипка»
Ведущий. Каждого из воспитанников своей
группы отнесите либо в группу «скрипок», либо
«барабанов».
Скрипки — эмоциональные, чувствительные;
барабаны — упорные, терпеливые,
уравновешенные, медлительные.
Обсуждение. К какой группе вы отнесете
себя? Как следует общаться с каждой группой?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Обобщение наработанного. На листочке каждый
участник тренинга записывает свои мысли, мнение
об участии в проделанной работе.
Тема: «Независимость и свобода»
Цели: способствовать преодолению
зависимости, неуверенности, страха; повысить
самооценку.
Все встали в общий круг, звучит спокойная,
негромкая музыка.
Упражнение «В центре внимания»
Ведущий. Как люди смотрят друг на друга?
Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на
других людей? Взгляд — вариант вторжения или
доброжелательный интерес? А кто считает, что он
себя спокойно и уверенно будет чувствовать в
центре внимания всей группы? Хорошо, тогда кто
первый?
Задача «испытуемого»: сидя перед всей
группой, спокойно и доброжелательно в течение 1
минуты переводить взгляд с одного участника
группы на другого, задерживаясь на каждом
настолько, насколько интересно будет
рассматривать его глаза и лицо.
Отслеживать свое душевно-психологическое
состояние и в то же время думать о том человеке,
на которого сейчас смотришь: какой он? Чем
интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?
Задача группы: в полной тишине
рассматривать лицо человека, находящегося в
центре внимания, почувствовать динамику его
психологического состояния: какие чувства и
переживания были вначале, чуть позже?
Первая минута проходит в полной тишине. Если
хотя бы один человек не выдерживает: хихикает,
улыбается, заговаривает, — происходит смена пар
в «карусели» и новый отсчет времени.
Пары меняются 3–4 раза. По окончании каждый
участник благодарит партнера.
Обратная связь: поделиться с партнером своими
ощущениями и сказать, как чувствовали его
состояние (3 минуты). Кому это было непросто? А кто
выдержал без особых усилий? Кто чувствовал
искренний интерес к человеку напротив?
Обсуждение. Ведущий ставит вопросы,
группа ищет на них ответы:
В чем и как проявляется наша зависимость от
мнения окружающих? От мнения близких людей? От
оценки значимых для нас людей? Как все-таки на
практике преодолеть эту зависимость? Какие вы
можете назвать методы, способы и приемы?
Тренинг нестандартных поступков
Выполнить действия, привлекающие внимание,
эпатирующие, вызывающие недоумение, даже
изумление окружающих на улице.
Например: пройти с соской во рту, в
«странной» одежде: сапоги, варежки разного цвета;
флажок или вымпел на груди; громко, радостно петь
на улице; парень красит губы на автобусной
остановке и т.д. Смысл в том, чтобы преодолеть
существующий здесь барьер, разрешить окружающим
думать о себе что угодно.
Затем обсудить версии участников группы о
состоянии человека в центре внимания: его
ощущениях, чувствах, переживаниях. Затем сам
участник пусть расскажет о своем состоянии:
когда было тяжело и почему? Удалось ли выполнить
задание?
Задача ведущего в обсуждении — раскрыть
причину возникающего в нестандартной ситуации
психологического напряжения: все мы (но в разной
степени) зависим от оценки, мнения других людей,
от того, что о нас подумают и «как посмотрят». Это
сказывается даже в том случае, когда мы не знаем,
положительно или отрицательно нас оценивают,
«хорошо» или «плохо». Наиболее подвержены
влиянию этой зависимости и наиболее неуверенно в
ситуации повышенного внимания чувствуют себя
люди с заниженной, неустойчивой самооценкой.
Способ преодоления: осознанное
наблюдение за собой, за своими мыслями,
чувствами, ощущениями (так называемая рефлексия),
особенно в сложных ситуациях; повышение
самооценки.
Упражнение «Карусель»
Ведущий. Надо разбиться на пары и
организовать «карусель»: два круга, внешний и
внутренний, лицом друг к другу на расстоянии
около полуметра.
4 минуты спокойно и доброжелательно смотреть на
своего партнера в полной тишине. Почувствуйте
интерес к нему... Какой он? Обращайте также
внимание на свои душевные движения, мысли,
чувства.
Затем в течение 10 минут надо придумать и
записать варианты нестандартных поступков,
возможных для реализации сейчас, на группе. Это
могут быть и ролевые задания (например,
изобразить кого-то или что-то), спеть (в образе
героя), станцевать (в определенном стиле) и т.д.
На выполнение задания — 30 минут.
Короткое обсуждение работы участников. какое
задание было самым оригинальным, интересным? Кто
себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли
барьер? Как ты с ним справился? Поблагодарите
друг друга аплодисментами.
Упражнение «Нестандартный проход»
Ведущий. Ваша задача – пройти по комнате
так, как не проходил никто до вас.
Группы садятся лицом в круг, из каждой команды
по очереди встает один человек, проходит внутри
круга и возвращается на место. Оригинальность
прохода утверждается аплодисментами групп (30
минут).
Короткое обсуждение. какое задание было самым
оригинальным, интересным? Кто себя проявил как
лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как
участник с ним справился?
Игра-бой «Налет орды на отрешенных»
Задача отрешенных: погрузиться в себя,
отрешиться от любых внешних воздействий. Надо
застыть, душевно «заморозиться».
Задача орды — «разморозить» участника,
вызвать у него любую душевную реакцию.
Время игры: 1–2 минуты. Обсуждение.
Рефлексия.
М. МОСКВИНА,
педагог-психолог социального приюта,
г. Талнах,
Красноярский край
|