Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


НАШИ ДЕТИ

ОСТРОВ ДОБРА

Применение эмоционально-образной терапии
для разрешения конфликтов между воспитателями
и воспитанниками

Конфликты между сотрудниками и воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров добра» по своему характеру разнообразны. Но несмотря на все их разнообразие существует основная причина — авторитарная позиция сотрудников центра. Из-за своей некомпетентности сотрудник стремится максимально подчинить ребенка своему влиянию, настоять на своей позиции. В данной ситуации воспитанник обычно терпит поражение, страдает, сдерживает эмоции и ощущает себя жертвой. Он не может дать прямой отпор, так как чувствует свою беспомощность, или становится максимально агрессивным, что также опасно для психического развития и реабилитации воспитанника. Гуманный и простой в применении метод эмоционально-образной терапии, не требуя ни материальных, ни технических затрат, позволяет буквально по горячим следам изменить негативное состояние на более позитивное как у «агрессора», так и у «жертвы».

Причины конфликтов

Причины конфликтов можно условно разделить на нескольких групп:

— различие в целях, ценностях, уровне квалификации, образования;

— неправильное распределение ответственности;

— низкий уровень развития коммуникативных способностей;

— ограничение свободы, активности, самовыражения воспитанников и сотрудников;

— отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания и др.);

— наличие противоположных интересов, устремлений;

— ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей.

Реакция детей и подростков во многом определяется социальной незрелостью личности, формами поведения, принятыми там, где ребенок воспитывался и жил. И чем более важная цель стоит перед воспитанником, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с сотрудниками и воспитателями.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости воспитанника, имеющихся в его распоряжении средств защиты своих интересов и многих других факторов. Учитывая то, что контингент детей и подростков, поступающих в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, отличается асоциальным поведением, конфликт неизбежен. И не только воспитанник, привыкший жить по своим законам и правилам и не всегда признающий новые требования, является провокатором конфликта. По нашим наблюдениям, в еще большей степени, как мы уже говорили, способствует конфликту авторитарный метод воздействия на детей сотрудников центра.

Психологическая защита в форме агрессии включается у воспитанника бессознательно, как система стабилизации личности. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся «я-образу», ценностным ориентациям.

Мы решили помочь и детям, и взрослым научиться разрешать конфликтные ситуации без потерь для обеих сторон.

Как мы это делаем

По мере возникновения конфликта мы наблюдаем, кому в первую очередь нужно оказать срочную помощь. Выбрав клиента, предлагаем ему представить два образа. Один соответствует тому типу воздействия, который ему приходится терпеть. Объясняем, что это не должен быть какой-то конкретный человек, а лишь абстрактный образ. Затем ему предлагается найти то место в теле или ту часть своей личности, куда направлено это воздействие. Это всегда слабый, но позитивный образ. Далее предлагается дать этому слабому образу как можно больше позитивной энергии и разрешить ей расти и развиваться. На протяжении всего сеанса спрашиваем об изменениях этих образов. По мере того как слабый образ растет и развивается, образ агрессора теряет силу, разрушается, полностью исчезает или становится безопасным. А бывший слабый образ, который стал сильным, клиент принимает как часть своей личности. Затем мы предлагаем провести экологическую проверку и посмотреть, насколько эффективна трансформация.

Мы не можем обязать сотрудника или воспитателя решать проблемы с помощью эмоционально-образной терапии, так как это выбор каждого человека. Но наблюдая за теми, кто согласился с нами поработать, мы можем отметить несколько позитивных моментов. Во-первых, у них наблюдается более терпимое и спокойное отношение к «выходкам» воспитанников. Во-вторых, их общение отличается большим позитивизмом, причем не только по отношению к тем детям, с которыми произошел конфликт, но и в целом со всеми категориями воспитанников. В-третьих, воспитатели и сотрудники стали проявлять больший интерес к своей работе, читать книги по психологическим и возрастным особенностям детей и подростков, личностному росту, стали более терпимыми и сострадательными. Они начали понимать, что не всегда ребенок виноват в сложившейся ситуации, а часто виноваты взрослые, неграмотно выстраивающие свои взаимоотношения с ним. В-четвертых, у этих сотрудников наладились взаимоотношения не только с воспитанниками, но и в коллективе, и дома. В рабочие смены таких воспитателей воспитанники чувствуют себя более уверенно, спокойно, комфортно, ждут их с нетерпением.

Учитывая запросы, мы организовали серию обучающих семинаров и тренингов по правильному выходу из конфликта, по профессиональному выгоранию, личностному росту. Сотрудники, участвующие в этих занятиях, в корне поменяли свое отношение к детям. Они стали понимать, что, не решив своих внутренних проблем, работать с такой категорией детей практически невозможно.

Пример 1

Воспитатель приемного отделения пожаловалась на то, что воспитанник Дмитрий не воспринимает ее просьб и позволяет в ее адрес нецензурную брань. Найти точки соприкосновения она не может, и со временем у нее выработались по отношению к воспитаннику негативные чувства. Мы не стали проводить подробный анализ ситуации. Ей было предложено представить себе образ того воздействия, которое оказывает на нее воспитанник. Это был канат, который сдавливал ее в области груди. Затем была просьба представить образ той части, которая подвергается давлению. Это был образ желтого цыпленка. Мы предложили усиливать, посылать цыпленку энергетический поток до тех пор, пока давление на него полностью не исчезнет. Со временем канат упал к ногам, а потом превратился в змею и исчез, а цыпленок стал большим и сильным. Воспитатель охарактеризовала свои ощущения как теплые, приятные. Она была спокойна и чувствовала некое освобождение. Проверив результат, мы увидели, что первоначальной агрессии к подростку воспитатель не испытывает.

В этот же день была проведена работа и с воспитанником Дмитрием.

По его словам, воспитатель постоянно придиралась к нему, давила на него и требовала полного подчинения. Из-за этого их отношения испортились, и ему постоянно хочется ей отомстить.

Мы предложили ему представить себе юношу, на которого давит эта воспитательница, а также образ воздействия на него. Он представил юношу и огромный валун, который давит ему на грудь и не дает дышать полной грудью. Дмитрию было предложено направить юноше в эту точку много энергии. Он сначала не мог сделать это, так как энергия, по его словам, отсутствовала. Тогда мы попросили его представить цветовой поток, который течет в сторону юноши. Поток был разноцветный, чистый, переливался всеми цветами радуги. После того как он направил поток, валун раскололся сначала на две части, а затем на мелкие кусочки, пока совсем не исчез из поля зрения. При этом у юноши, по словам Дмитрия, выросли мышцы, он стал более уверенным в себе. Дмитрий принял его в себя и слился с ним. После этого мы проверили достигнутый результат на воображаемой ситуации общения с воспитательницей. Злости и ненависти к ней Дмитрий не испытывал, он был к ней просто равнодушен.

Дальнейшее наблюдение за взаимодействием воспитателя и воспитанника показало, что они дистанцировались друг от друга и их отношения стали носить не агрессивный, а деловой характер. Общение строилось по схеме: Взрослый — Взрослый.

Имея такой опыт, воспитатель приемного отделения в дальнейшей своей работе уже не допускала слов и интонаций, унижающих и оскорбляющих достоинство ребенка. Она сама отмечала, что ей стало легче работать и общаться со всеми воспитанниками центра. Она стала осознавать, что не дети виноваты в том, что они попали в такую сложную жизненную ситуацию, и действовала уже не приказом и наставлением, а старалась помочь ребенку.

Пример 2

Практически у всех детей, поступающих в центр, сформирована потребительская позиция, и поэтому возникает много конфликтов, когда надо что-то сделать, например убрать комнату, помочь в прачечной, помочь дворнику и пр. Очень трудно убедить ребят в том, что их спокойная и счастливая будущая жизнь зависит только от них, поэтому они должны научиться заботиться о себе. Конфликт в том, что некоторые сотрудники не пытаются быть с такими детьмми терпеливыми и лояльными, а включают всю «тяжелую артиллерию»: угрозы, силу, власть. Они стремятся прибегнуть психологическому давлению, дискредитируя и унижая ребенка в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление со стороны воспитанника, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы затрудняется, а иногда и становится невозможным, межличностные отношения разрушаются.

Воспитатель группы девочек, проходя мимо сидевших на лестнице подростков, на ходу стала отдавать приказания не слоняться без дела, а идти в группу и убирать в своих шкафах. 11-летняя Вика нагрубила воспитателю и оскорбила нецензурной бранью, отказываясь выполнять указание. Между воспитателем и подростком завязалась потасовка. Воспитатель стала тянуть ее за рукав, девочка укусила ее и убежала.

Воспитатель была приглашена в комнату психологической разгрузки, где ее попросили успокоиться и нарисовать свои состояния: что чувствует сейчас, что хотелось бы испытать в идеале и что мешает испытать это состояние. На первом рисунке она нарисовала страшную старуху, которую назвала «ненависть». На втором — большое красивое солнце, а на третьем — много маленьких человечков, которые сводят ее с ума. Поработав с ней методом эмоционально-образной терапии, мы выяснили, что в детстве ее никто не любил, она, так же как и эти дети, была лишена любви и ласки и что всю свою жизнь она кому-то что-то доказывает. Мы спросили, где локализуется это чувство ненависти? Оно находилось в груди. Мы предложили ей выразить всем тем людям, которые когда-то ее обижали, в цветовом потоке все, что она про них думает. После этого она нарисовала картинку, где была изображена зеленая лужайка, на которой бегают и веселятся дети, голубое небо и яркое теплое солнце. Мы попросили принять этот образ в себя, что она и сделала. По окончании работы она расплакалась и сказала, что да, дети ни в чем не виноваты и она будет учитывать не только свои желания, но и желания детей.

После воспитателя в комнату психологической разгрузки была приглашена Вика.

Ей было предложено описать свое состояние. Девочка отказалась это делать. Тогда мы попросили нарисовать его. Это была огромная черная каракуля со злыми глазами. Когда мы спросили, что ты чувствуешь по отношению к ней, девочка сказала, что она ей просто противна.

Мы попросили Вику представить, что на стуле перед ней находятся все обвинения и претензии, которые она посылает этой каракуле. На что они похожи? Много их или мало, что они делают для тебя? Она ответила, что это змеи, которые шипят для меня на всех. Им жалко меня, поэтому они шипят. Затем мы попросили представить перед собой что-то такое, на что Вика согласна обменять свои обвинения. Что-то такое, что очень ей нравится, ради получения чего она согласна отказаться от этих обвинений. На что это похоже? Через некоторое время Вика ответила, что это большой праздничный стол в честь ее дня рождения, где она может есть все, что хочет, и делать все, что захочет, где исполняются все ее желания.

После этого мы попросили ее произвести обмен, принять этот праздник как часть себя и отпустить свои обвинения. Они превратились в воздушные шары и улетели.

Девочка выглядела спокойной. Ей было предложено нарисовать свое состояние. И это был зайчонок. А после экологической проверки Вика сказала, что, наверное, она тоже неправа и попросит у воспитателя прощения. В дальнейшем их отношения наладились.

Мы много раз убеждались в результативности и эффективности метода эмоционально-образной терапии, он помогает сотрудникам и воспитателям почувствовать уверенность в своих силах, осознать, что они изменением своего отношения реально помогают воспитанникам успешно адаптироваться в центре. Сотрудник начинает чувствовать гордость за свою работу и удовлетворенность от реализации своих добрых чувств и несомненного факта оказания поддержки, что повышает психологическое здоровье и желание продолжать работу. Сотрудник и воспитанник сами воздействуют на свое эмоциональное состояние, используя внутреннюю работу над своими образами. Они, как мультипликаторы или режиссеры, переделывают злую сказку в добрую. И конец у этой сказки почти всегда счастливый.

Светлана ШУМИХИНА,
заведующая отделением психологической помощи
ГУ МО ЛП СРЦ для несовершеннолетних
«Остров добра»,
г. Лосино-Петровский,
Московская область

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 4. 2005. С. 22–35.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод. пособие / Под ред.
М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001.

Джинот Х.Дж. Между родителем и подростком: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2000.

Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001.

Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. Психология общения: Курс лекций: — М.: Институт практической психологии, 1999.