Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


ДОКУМЕНТЫ

ПРОЕКТ

ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе практической психологии
в системе образования Российской Федерации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и служит правовой и организационно-управленческой основой ее формирования и организации, определяет структуру и порядок управления психологической службой в системе образования (в дальнейшем — Служба).

1.2. Служба является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

1.3. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

1.4. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании» под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В своей деятельности Служба исходит из необходимости достижения образовательных, социальных целей системы образования:

образовательная цель — это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

социальная цель — это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

1.5. Структурные подразделения Службы предусматриваются в органах управления образованием всех уровней, образовательных учреждениях всех типов и видов в системе общего, специального, профессионального (начального, среднего и высшего) и дополнительного образования Российской Федерации.

1.6. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, профессиональными общественными организациями.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

2.1. Целью Службы является обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

2.2. Задачи Службы:

• сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

• обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе;

• оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, воспитателям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся, воспитанников;

• обеспечение содержательной доступности образовательных, воспитательных и развивающих программ и технологий и их психолого-педагогического соответствия возрастным, личностным и интеллектуальным особенностям и возможностям обучающихся, а также содействие педагогическому коллективу в адаптации содержания образовательных, воспитательных и развивающих программ и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных учреждений новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды — система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Социально-психологический мониторинг система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Социально-психологическая экспертиза — оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Социально-психологическое проектирование — разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

психологическое просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

психологическая профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);

психологическая коррекция и развитие — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

3.3. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса — система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы Службы; повышение уровня профессионализма специалистов Службы через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов Службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

4.1. Под Службой понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные подразделения, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.

4.2. В организационную структуру Службы входят:

4.2.1. На федеральном уровне:

Координационный совет Службы практической психологии при Министерстве образования и науки Российской Федерации — определяет стратегию развития Службы, разрабатывает рекомендации по содержательным и организационным аспектам деятельности Службы, наиболее эффективному использованию потенциала Службы для решения задач, стоящих перед системой образования России; готовит предложения по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов Службы. Состав Координационного совета определяется приказом Министра образования Российской Федерации и включает, в том числе, представителей общероссийских профессиональных общественных организаций, реализуя государственно-общественный характер управления в системе образования Российской Федерации;

отдел (специалисты) Минобрнауки России, курирующий деятельность Службы, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере психологического обеспечения образования, развития Службы практической психологии образования; обеспечивает координацию взаимодействия с общероссийскими профессиональными общественными организациями в целях развития практической психологии образования, консолидации усилий психологов с целью гуманизации образовательного пространства России, поиска путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования; развития службы практической психологии образования; формирования единого информационного пространства психологов образования России; укрепления профессионального статуса психолога образования в обществе, защиты его профессиональных и социальных прав и интересов; повышения психологической культуры населения;

отдел (специалисты) Рособразования, курирующий деятельность Службы, — проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в сфере психологического обеспечения образования; организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере психологии образования;

Федеральные центры практической психологии образования в 7 федеральных округах Российской Федерации — осуществляют функции координации деятельности и научно-методического обеспечения Службы на уровне федерального округа Российской Федерации; обеспечивают научно-методическое сопровождение проведения социально-психологического мониторинга и мониторинга Службы по заказу Минобрнауки России на территории федерального округа и подготовку аналитических материалов и рекомендаций по их результатам; организуют проведение социально-психологической экспертизы, разрабатывают систему мероприятий по созданию социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся, воспитанников в современных условиях.

4.2.2. На региональном уровне:

отделы (специалисты) в управлениях образования субъектов Российской Федерации, курирующие деятельность региональной Службы, — организуют и контролируют деятельность Службы в субъектах Российской Федерации, обеспечивают информационное и организационное единство деятельности подразделений Службы в субъекте Российской Федерации; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих деятельность Службы; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за их выполнением; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам деятельности Службы;

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), — осуществляют функции координации деятельности и научно-методического обеспечения Службы на территории субъекта Российской Федерации; осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организуют и проводят социопсихологический мониторинг региональной образовательной системы; анализируют состояние психологического здоровья детей в системе образования региона, предоставляют необходимую информацию в органы управления образованием субъекта Российской Федерации для принятия управленческих решений; осуществляют психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях региона, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности Службы;

региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных и временно создаваемых ПМПК в особо сложных и спорных случаях; координируют и контролируют деятельность муниципальных и временно создаваемых ПМПК.

4.2.3. На муниципальном уровне:

отделы (специалисты) в муниципальных органах управления образованием — организуют и контролируют деятельность Службы на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство подразделений Службы в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издают приказы, распоряжения и другие документы по вопросам Службы на муниципальном уровне; осуществляют контроль за их выполнением; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам Службы;

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организуют и проводят социально-психологический мониторинг образовательной системы; анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществляют психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности Службы на территории своего района;

другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса (государственные и государственно-муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов в составе территориальных управлений), — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;

учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения специалистов Службы — осуществляют функции координации учебно-методического обеспечения деятельности Службы на территории своего муниципалитета, организуют проведение совещаний и конференций по вопросам деятельности Службы на муниципальном уровне; готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;

муниципальные ПМПК — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

4.2.4. На уровне образовательного учреждения:

психологические службы образовательных учреждений структурные подразделения образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов, в состав которых входят два и более педагогов-психологов, психологов (из расчета 1 педагог-психолог, психолог на 250 обучающихся), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по всем направлениям деятельности Службы. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными подразделениями Службы с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.

При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанником в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог (психолог) взаимодействует с региональными, муниципальными структурными подразделениями Службы с целью оказания специализированной помощи обучающимся, воспитанникам.

Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

5. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ

5.1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:

5.1.1. на федеральном уровне — на соответствующие структурные подразделения Минобрнауки России и Рособразования;

5.1.2. на региональном уровне — на заместителей руководителей управлений образования субъектов Российской Федерации;

5.1.3. на муниципальном уровне — на заместителей руководителей муниципальных органов управлений образования;

5.1.4. на уровне образовательных учреждений (первичное звено Службы) — на руководителя психологической службы образовательного учреждения, должность которого по статусу приравнивается к должности заместителя руководителя образовательного учреждения.

Педагог-психолог (психолог) образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется руководителю образовательного учреждения, а по профессиональной линии — руководителю методического объединения педагогов-психологов (психологов) соответствующего уровня.

5.2. Научно-методическое руководство деятельностью Службы возлагается:

5.2.1. на федеральном уровне — на Координационный совет Службы практической психологии при Министерстве образования и науки Российской Федерации;

5.2.2. на уровне федеральных округов — на Федеральные центры практической психологии образования в 7 федеральных округах Российской Федерации;

5.2.3. на региональном уровне — на Координационные советы региональных психологических служб при органах управления образованием субъектов Российской Федерации;

5.2.4. на муниципальном уровне — на учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения специалистов Службы.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ

6.1. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет соответствующей статьи бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.

6.2. Финансирование Службы в составе территориальных и муниципальных управлений:

ППМС-центры финансируются по региональным нормативам, рассчитанным для данного типа образовательных учреждений в соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на его развитие;

в государственных и государственно-муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов (за исключением ППМС-центров) финансирование Службы осуществляется в пределах средств, определяемых в соответствии с нормативом, рассчитанным для данного типа и вида образовательного учреждения, а также за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на их развитие.