Деятельность. Сознание. Личность
|
А.Н. Леонтьев
М.: Смысл;
Издат. центр
«Академия», 2004
|
Рецензирование работ
А.Н.Леонтьева (равно как и других известных
психологов) — дело не только очень трудное, но и
ненужное, так как о его вкладе в науку написано
столько, что вряд ли удастся сказать что-нибудь
новое. Поэтому единственное, что остается в
данном случае, — определить специфику и место
данного издания среди других книг одного из
основателей советской психологии.
Следует напомнить, что в историю отечественной
психологии
А.Н. Леонтьев вошел как создатель теории
деятельности. Подготовленная Д.А. Леонтьевым
книга объединяет в себе работы по данной
тематике, основной из которых является
«Деятельность. Сознание. Личность». Это
фундаментальное исследование увидело свет в 1975
году и сегодня, спустя тридцать лет, продолжает
занимать одно из ведущих мест среди
теоретических психологических трудов, что и
позволило составителю по названию монографии
дать имя всему сборнику.
Как отмечается в предисловии, все включенные в
книгу статьи и выступления А.Н. Леонтьева ранее
уже были опубликованы, но многие из них успели
стать библиографической редкостью. Помещенный в
конце книги комментарий позволяет получить
полное представление о том, где и когда они были
напечатаны. В частности, здесь представлены
материалы «домашней» дискуссии по теории
деятельности, которые не только интересны с
историко-психологической точки зрения, но и
наглядно свидетельствуют о том, что рождение и
становление любой теории происходит в ходе
серьезных научных обсуждений. Напрашивается
вывод, что подобные дискуссии носят не
разрушительный, а созидательный характер и
способствуют лучшему осознанию автором
собственной научной позиции.
Книга А.Н. Леонтьева вышла в серии «Классическая
учебная книга» и прочно вошла в список работ,
которые должны прочитать будущие психологи.
Поэтому наверняка среди читателей нашей газеты
найдутся те, кто уже знаком с работами известного
психолога. Однако одно дело — обязательное
чтение на студенческой скамье с последующим
разбором основных положений на семинарах, а
другое — самостоятельное изучение.
Очевидно, что данное издание не имеет
практической направленности и без него легко
можно обойтись при проведении диагностических
или тренинговых занятий, поэтому было бы ошибкой
рекомендовать его в качестве настольного для
психологов образования. В то же время очень
хочется верить, что не все школьные психологи
сводят свою работу к проведению практических
мероприятий. Эта книга рассчитана на тех, кто
готов найти время вырваться из рутины
повседневных обязанностей, с тем чтобы
разобраться в сущности таких фундаментальных
психологических понятий, как «мотивация» и
«личность». Тогда станет понятным, почему «не
работают» опросники мотивации, чем некорректно
выражение «мотивированные дети» и чем опасны
тренинги личностного роста.
Станет ясным и многое другое, чего, конечно, можно
не знать, но тогда не стоит причислять к себя к
психологам.
Марина СТЕПАНОВА
|