Как не «сгореть» у учительского стола
Советы психолога
|
Р.В. Демьянчук
СПб.: филиал
изд-ва «Просвещение»,
2006
|
Психогигиене
учительской профессии в последние годы
уделяется все больше внимания. Похоже, тому есть
серьезные причины. Описав в первых строках своей
книги (самыми доходчивыми житейскими
формулировками) симптоматику профессионального
выгорания, автор сочувственно интересуется: «Не
узнали себя, дорогой Учитель?» По его мнению, этот
вопрос — скорее риторический. Без колебаний
автор сам спешит на него ответить: «Наверняка
узнали. Тогда эта книга для вас». Создается
впечатление, что в современной школе «сгореть»
рискует едва ли не каждый учитель и компетентные
рекомендации психолога тут никому не повредят.
С сожалением приходится признать, что такое
впечатление во многом справедливо, и проблема
выгорания стоит перед учителем очень остро. Хотя,
наверное, и преувеличивать ее не стоит, если
только это не предмет ваших научных изысканий,
масштаб которого приходится всячески
акцентировать. Для Р.В. Демьянчука данная
проблема представляет особый научный интерес, и
ее проявления он, кажется, готов подметить
повсюду. Впрочем, для специалиста (лучшего
определения которому со времен Козьмы Пруткова
не придумано) некоторая акцентуация вполне
простительна. В конце концов, читатель сам в
состоянии оценить, насколько он (она) уязвим для
данной напасти (необходимые для этого
диагностические методики приводятся в
приложении). И уж коли проблема есть, стоит
прислушаться к полезным советам специалиста.
Книга, за вычетом весьма обширного
диагностического приложения, подразделяется на
три части, адресованные, соответственно, учителю,
психологу образовательного учреждения и
руководителю (директору). Эти части неравноценны
и по объему, и по содержанию — создается
впечатление, что и психологу, и директору автор
не так уж много может посоветовать. Его внимание
сосредоточено преимущественно на «рядовом бойце
педагогического фронта» — учителе. Четко и
подробно сформулировав основные причины и
симптомы профессионального выгорания (которые,
по его мнению, становятся очевидны в первую
очередь из наблюдения и самонаблюдения —
опросники тут играют второстепенную роль), автор
предлагает свой ответ на вопрос, заявленный в
названии книги: как не «сгореть» у учительского
стола? Это, вероятно, и есть самая ценная для
большинства читателей часть книги.
В чем ее суть? Помимо нескольких безусловно
полезных советов, касающихся техники
расслабления, автор особое внимание уделяет
упорядочению системы жизненных приоритетов,
целей и ценностей, что, по его мнению, и выступает
самым надежным психогигиеническим средством. В
этом с ним, пожалуй, можно согласиться, причем не
только в отношении учителя. Так что
соответствующие страницы любой читатель прочтет
с немалой для себя пользой. Правда, по прочтении
возникает ощущение некоторой недостаточности
предлагаемых советов — и что, вот так и гасят
выгорание? Но тут уж, чтобы убедиться, необходимо
попробовать. Вряд ли, четко обозначив проблему,
книга способна предложить ее исчерпывающее
решение. Но ориентиры она задает весьма полезные.
Сергей СТЕПАНОВ
|