Руководство по психодиагностике
|
Игорь Носс
М.: Изд-во
Института
психотерапии, 2005
|
По вопросам
психодиагностики издается немало
психологической литературы, что оправдано
объективной ситуацией, так как все практические
психологи, независимо от специфики стоящих перед
ними задач, сталкиваются с необходимостью оценки
состояния познавательной и личностной сферы
человека. Однако несмотря на большое
разнообразие психодиагностических средств
широкое распространение получил некий
традиционный набор, представленный несколькими
десятками известных методик. Этим фактом
объясняется похожесть выпускаемых практических
и учебных пособий по психодиагностике.
Рецензируемая книга отличается от аналогичных
изданий своей основательностью, что, правда,
оборотной стороной имеет некоторую
эклектичность.
Увесистый том вместил в себя и теоретические
сведения (история психодиагностики и ее предмет,
классификация методов и основные требования к
ним), и конкретные указания по использованию
методик в зависимости от задач (диагностика
способностей, характерологических особенностей,
мотивации, коммуникации; профессиональная
психодиагностика). Специальное внимание автор
уделил компьютерным технологиям, которые,
оказывается, позволяют не только отказаться от
бланковых методов, но и сделать некоторые
содержательные выводы.
Изложение построено следующим образом: сначала
представляется психологическая проблема, а
затем — возможные пути ее изучения. Например,
глава «Диагностика мотивации» начинается с
попытки определения, что такое мотивация и какие
существуют теоретические подходы к ее анализу, и
только после этого приводятся технологии
собственно диагностики мотивации. При этом автор
с первых страниц четко определяет свою позицию и
рассматривает психодиагностику как комплекс
«разнородных» подходов, каждый из которых имеет
рациональное зерно.
Установка автора на полное представление
психодиагностических технологий вызывает
доверие к книге, так как позволяет избежать
субъективности при отборе методов работы.
Практическим психологам хорошо знакома
ситуация, когда авторы советуют обращаться к тем
или иным методикам, опираясь на собственный опыт,
а не на научно-психологическую аргументацию.
Данное пособие претендует, судя по всему, на иной
подход. Но на какой методике остановиться, если,
например, перечень средств выявления и оценки
мотивационных признаков включает в себя 20
пунктов? И тут автор попадает в расставленную им
же самим ловушку. Он пишет, что в отечественной
психологии мотивации наиболее часто
используется «тест юмористических фраз». Таким
образом, заявленный качественный подход в итоге
сменяется чисто количественным. Однако вряд ли
стоит упрекать автора в непоследовательности,
скорее данную книгу следует рассматривать как
отражение — причем достаточно полное и хорошо
обоснованное — реального положения дел в
психологической науке и практике. А практическим
следствием всего сказанного выступает вывод о
возможности использования этого добротного
руководства при решении диагностических задач.
Вера ПРАВДИНА
|