«ТЫ СМОЖЕШЬ, ТЫ ДОБЬЕШЬСЯ!»
Достижение цели: мои помощники и препятствия
Данное упражнение подходит для
тренинга целеполагания, оно поможет участникам
осознать свои цели, наметить этапы их достижения,
определить препятствия, а главное — найти
помощников, которые поддержат на пути к
достижению цели.
Возраст участников: от 14 лет.
Условия проведения: упражнение подходит
для подростков, уже знакомых друг с другом и
имеющих определенный уровень доверия.
Материалы: магнитофон с инструментальной
музыкой, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Этап I
Инструкция. У каждого из нас есть свои цели.
Иногда мы эти цели осознаем, иногда нет, но в
любом случае они влияют на нашу жизнь, и чем лучше
мы сможем осознать свои цели, наметить этапы их
достижения, поймем, что нам мешает, а что
помогает, тем быстрее мы достигнем желаемого
результата.
Напишите, пожалуйста, на листе бумаги все цели,
которых вы хотели бы достичь в ближайшие два года
(10 минут).
Выберите одну из этих целей, самую значимую.
Именно с ней мы будем работать; далее на примере
этой работы вы сможете провести работу и с
другими целями.
Примечание. В зависимости от целей тренинга
предполагаемые сроки достижения целей могут
быть и год-два, и 10 лет.
Этап II
Инструкция. На листе бумаги напишите вашу
цель и нарисуйте символ, отражающий ее. Можно
использовать фломастеры и цветные карандаши (5
минут).
Теперь нарисуйте лесенку, ведущую к вашей цели,
на ступеньках которой будут располагаться этапы
— то есть то, что нужно сделать для достижения
цели (10 минут).
Примечание. В зависимости от целей тренинга
рисование может занять длительный период, а
можно ограничиться схематическим рисунком.
Можно также организовать обсуждение полученного
результата в парах или мини-группах.
Этап III
Инструкция. У каждого из нас есть различные
качества, нас окружают разные люди, происходят
какие-то события; какие-то из этих качеств нам
помогают достигать поставленных целей, а
какие-то мешают. Так же и некоторые люди и события
могут помочь или помешать достижению наших
целей.
Теперь в левом углу вашего рисунка (рисунок с
целью и лесенкой) напишите список препятствий:
внутренних (черты характера, мысли, эмоции) и
внешних (люди, ситуации). В правом углу напишите
список ваших помощников: внутренних (черты
характера, мысли, эмоции) и внешних (люди,
ситуации) (15 минут).
Этап IV
Далее ведущий вызывает желающего в центр
тренинговой комнаты.
Инструкция участнику. Выбери
какой-нибудь предмет, который будет олицетворять
цель, к которой ты стремишься, и размести его
где-нибудь в пространстве, на некотором
отдалении от себя. Теперь прочти, какие у тебя три
самых значимых препятствия на пути к достижению
цели и какие три помощника. Выбери кого-то из
участников нашей группы, кто чем-то напоминает
тебе каждое из этих качеств.
Участник располагает свои «препятствия»
вокруг себя, при этом каждое из них (в лице
выбранных участников тренинга) каким-то образом
словесно и физически воздействует на участника
сценки.
Примечание. В зависимости от временных
ресурсов можно увеличивать или уменьшать
количество помощников и препятствий.
ПРИМЕР
Ведущий. Лена, какой из предметов,
которые нас окружают, мог бы символически
отображать твою цель?
Лена. М-м-м... пусть это будет будильник,
он большой, красивый и звенит. Мне кажется,
студенческая жизнь такая же... Я хочу поступить в
институт.
(Лена ставит будильник перед собой на стул
примерно в 7 метрах от себя.)
Ведущий. Зачитай, пожалуйста, какие
три препятствия могут помешать тебе достичь
твоей цели и какие три помощника помогут тебе.
Лена. Вот эти качества. Препятствия:
лень, неорганизованность, отсутствие времени. А
вот мои помощники: большое желание, мама, которая
мне все время напоминает, что мне надо делать, и
интерес — мне интересно учиться дальше.
Ведущий. А теперь выбери кого-нибудь
из нашей группы, кто чем-то напоминает тебе одно
из этих качеств. Вовсе не обязательно, чтобы
человек сам проявлял это качество, просто у тебя
он вызывает определенные ассоциации.
Поочередно вызывай каждого участника-качество
и располагай его рядом с собой. При этом
постарайся понять, как это качество воздействует
на тебя. Может быть, оно тянет тебя назад или
толкает вперед, может быть, прижимает к земле,
может, что-то говорит тебе...
Лена. Хорошо... Это сложно... Так... Вот
Сережа. Ты мне чем-то напоминаешь мою лень.
(Сережа выходит в центр.) Лень стоит за моей
спиной и сильно давит на плечи. (Сережа
становится сзади Лены и давит на плечи.)
Ведущий. Так? А что «лень» при этом
говорит тебе?
Лена. Она говорит, нет, скорее шепчет мне
на ухо: «Да ладно, расслабься, отдохни... не
беспокойся, все само собой как-нибудь
образуется...» И при этом давит на плечи, так что
мне сложно двигаться вперед.
Далее ведущий просит вызвать остальные
препятствия и помощников и расположить их вокруг
участника.
Лена. А Оля мне напоминает мое сильное
желание. Оля такая же энергичная и яркая. (Оля
выходит в центр к остальным участникам сценки.)
Ведущий. А что делает твое «сильное
желание», как оно воздействует на тебя?
Лена. О! Оно очень крепко держит меня за
обе руки и тянет вперед. И так громко говорит:
«Вперед, ты сможешь! Ты добьешься!»
Этап V
Инструкция участнику. Лена, сейчас ты будешь
находиться в пассивной роли, а все твои
препятствия и помощники будут одновременно
воздействовать на тебя. Они будут одновременно
говорить и одновременно физически
воздействовать. Итак, по моей команде все, кто
сейчас играет роль препятствий и помощников,
начнут одновременно воздействовать на Лену:
что-то говорить ей, тянуть за руку и т.п. Это
продлится всего одну минуту. По моему сигналу вы
закончите.
После этого действа ведущий вкратце спрашивает
о чувствах.
ПРИМЕР
Ведущий. Лена, что ты чувствовала, когда
находилась в центре событий?
Лена. Ой, это ужас какой-то... Очень
похоже на то, что у меня в голове. Все что-то
кричат, все хотят разного, тянут меня в разные
стороны...
Далее ведущий предлагает участнику выступать
уже не в пассивной, а в активной роли. Более того,
если понадобится уменьшить воздействие каких-то
качеств, надо сказать: «Тише!» — а другим,
наоборот, сказать: «Громче!»
Ведущий. Итак, по моей команде все
помощники и препятствия вновь начнут
воздействовать на тебя, но ты, Лена, уже сможешь
двигаться и регулировать активность помощников
и препятствий. Каким-то качествам ты можешь
говорить «Тише!», а каким-то «Громче!» Это
продлится около двух минут.
Далее проводится обсуждение чувств.
ПРИМЕР
Ведущий. А каково тебе, Лена, было
сейчас? Что ты чувствовала, когда могла
регулировать происходящее?
Лена. Сейчас гораздо лучше! Но все-таки
«лень» очень сильно давила на меня, а «нехватка
времени» мешала идти вперед. Но «желание
двигаться вперед» меня выручило — оно очень
помогло. Да и «мама» тоже хорошо помогала
справиться с неорганизованностью (смеется).
По окончании сценки ведущий проводит шеринг
чувств:
— Какое качество мешало больше всех, что больше
всего помогало?
— Как такая ситуация с помощниками и
препятствиями проявляется в жизни?
— Какие еще качества можно добавить в
помощники?
— Как в будущем можно использовать своих
помощников?
— Увидели ли зрители в сценке что-то общее со
своей жизненной ситуацией?
НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА
1. Важно подчеркнуть, что люди, выбираемые на
роли помощников и препятствий, — это ассоциации
участника сценки (выражаясь языком
психодрамы — протагониста), а не объективное
олицетворение этих качеств. По окончании всех
этапов необходимо «снять» роли с участников:
«Сережа, ты больше не лень...»
2. Небольшое физическое воздействие
(нажимание на плечи, держание за руки и т.п.)
возможно лишь в группе с достаточно высоким
уровнем доверия, в противном случае лучше
ограничиться словесным воздействием. Фразы
предлагает сам участник сценки-этюда
(протагонист).
3. Очень важно, что участник-протагонист сам
регулирует свои качества, делая кого-то громче и
сильнее, а кого-то слабее и тише. Это показывает,
что именно он управляет своими качествами, а
не они ими.
4. Иногда оказывается, что протагонисту не
хватает помощников, чтобы справиться с
препятствиями. Тогда можно спросить: «А какое
дополнительное качество может тебе помочь
справиться с препятствиями? Что оно будет
делать?» И вызвать нового персонажа на
импровизированную сцену. Таким образом, будет
найден дополнительный внутренний ресурс.
5. В результате взаимодействия всех качеств
протагонист должен достичь своей цели.
Упражнение включает в себя несколько этапов и
может занять достаточно длительное время, однако
его результаты впечатляют.
Во-первых, сам протагонист (центральный
участник всех действий) проживает опыт
достижения цели, сам регулирует свои
препятствия и управляет помощниками, находит
внутренние ресурсы.
Во-вторых, зрители и исполнители
вспомогательных ролей тоже часто примеряют
увиденную ситуацию к себе и получают позитивный
опыт достижения цели, использования собственных
внутренних ресурсов. И, конечно же, все участники
более четко определяются со своими целями, у них
появляется возможность найти ресурсы для их
достижения.
Стоит отметить, что в данном упражнении акцент
сделан именно на работу с препятствиями и
помощниками. На других этапах тренинга
«Целеполагание» можно сделать акцент на других
аспектах: как правильно сформулировать и
поставить цель, как эффективно разбить путь к
цели на этапы и т.д.
Григорий КОНОНЕНКО,
психолог, Москва
|