Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

КАЛУГА

28 сентября в ГОУ «Областной психолого-педагогический центр» прошел методический совет для социальных педагогов образовательных учреждений Калужской области на тему «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве»

Основное внимание выступающих было обращено на реальные угрозы психологической безопасности ребенка, среди которых:
– неблагоприятные взаимоотношения в системах «педагог–педагог», «педагог–ребенок», «ребенок–ребенок»,
– постоянно увеличивающиеся учебные нагрузки,
– неблагоприятная окружающая среда (социально-психологический климат, материально-технические условия и т.д.),
– различия в системе требований, предъявляемых к ребенку, со стороны семьи и образовательных учреждений,
– социальная и юридическая незащищенность ребенка,
– неблагоприятное психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса (повышенный уровень тревожности, страхи, неврозы, психосоматические заболевания).
Безопасная среда предполагает создание благоприятных условий для становления ребенка как субъекта социальной жизни, своевременное устранение противоречий между уровнем ранее сложившихся у него социальных качеств и новыми требованиями, предъявляемыми ребенку.
Если ближайшее окружение (а в образовательном учреждении это прежде всего педагоги) не поможет преодолеть эти препятствия, возникает «трудная жизненная ситуация»; а если окружение еще и делает эти препятствия непреодолимыми, то ситуация может перерасти в катастрофическую. Если здесь не вмешается специалист, а именно социальный педагог, ребенок может оказаться в «социально опасном положении», и его уже относят к «группе риска».
Участники педсовета познакомились с признаками, помогающими определить наличие угрозы психологической безопасности детей, узнали о том, как сами учителя невольно способствуют нарушению психологической безопасности учеников. В заключение педагоги получили рекомендации, которые позволят им улучшить микроклимат не только в классе, но и в учебном заведении в целом.

Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
психолог областного психолого-педагогического центра,
г. Калуга