Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


НАШИ ДЕТИ

КОНКУРС ЧУВСТВОВЕДОВ

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свое содействие выходу наружу ранее не проявляемых чувств.

Материалы: магнитофон; карточки с заданиями каждой команде, бланки для жюри, бумага; ручки для участников; плакаты с эмоциями; маски страха (14 шт.); оформление зала — пословицы, поговорки, высказывания знаменитых людей о настроениях и эмоциях.

Возраст участников: 4–6-е классы.

Ведущий. В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других, это источник благополучного общения, толерантности, взаимности.

Эмоции — это выражение нашего отношения к происходящему вокруг или внутри нас.

На занятиях по психологии вы учились различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение может влиять на поведение человека. Сегодня мы с вами посмотрим, как научились понимать, распознавать и проявлять эмоции и чувства участники нашего конкурса. На сцену приглашаются команды 6-го «А» и 6-го «Б» классов.

Наш конкурс будут оценивать жюри в составе...

Первый конкурс
«ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»

Каждая команда вытягивает карточки с заданиями, один человек из команды выполняет одно задание. Оценивается правильность показа и выразительность эмоций и чувств.

1. Улыбнись, как:
— кот на солнце;
— как будто ты увидел чудо
1. Улыбнись, как:
— хитрая лиса;
— радостный ребенок
2. Испугайся, как
— ребенок, потерявшийся в лесу
2. Испугайся, как
— котенок, на которого лает собака
3. Устань, как
— муравей, притащивший большую муху
3. Устань, как
— человек, поднявший тяжелый груз

Ведущий. Спасибо командам. Пока жюри подводит итоги, я объясню вам задание следующего конкурса.

Второй конкурс
«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

Ведущий. В этом конкурсе вы продемонстрируете умение осознавать свое самочувствие. Участники команды при помощи сравнения говорят, на какое время года, погоду, природное явление похоже их настроение. Запись этого выражения с названной эмоцией вы сдаете в жюри. Например: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе». Это — радость. Оценивается образность сравнений, творчество.

А теперь послушаем итоги первого конкурса. Слово жюри...

Команды приступают к выполнению заданий второго конкурса, а мы посмотрим, как наши зрители смогут продемонстрировать свое настроение. Я буду называть движения, а вы изобразите настроение.

Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем ногой кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Улыбнемся соседу, что рядом с вами.

Выступления команд

Третий конкурс
«ПОКАЗЫВАЕМ ЭМОЦИИ»

Ведущий. Важно уметь показать эмоции и распознать их. Вот эти умения и покажут нам команды в следующем конкурсе. Один человек из команды вытягивает карточку с эмоцией, показывает ее мимикой и жестами, а другие члены команды угадывают. Оценивается показ и угадывание.

(Командам раздаются карточки.)

Грусть
злость
застенчивость
гордость
Усталость
безразличие
удивление
волнение

Ведущий. Пока жюри оценивает этот конкурс, зрители попробуют также показать эмоции, которые изображены на плакатах.

Послушаем итоги второго и третьего конкурса. Слово жюри..

Четвертый конкурс
«ПРОЯВИ СВОЙ СТРАХ!»

Ведущий. Страх... Какую роль он играет в жизни человека? С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. А с другой — продолжительные и устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

Мы с вами на занятиях учились проявлять свой страх, реагировать на него, управлять своим состоянием. Сейчас я хочу посмотреть, как справятся со страхом наши команды. Каждый член команды выберет себе маску страха. Команда соперников рассказывает небольшую страшилку, предложений на десять. Вторая команда должна изобразить испуг и страх. Оценивается имитация преувеличенного чувства страха, рассказ, артистичность показа.

Пока команда готовится, зрители попробуют разыграть стихотворение. Приглашаю одного человека на роль страшного зверя. Остальные зрители будут произносить всего два слова, «рысь» и «брысь», и изображать, как они испугались. Сначала я прочитаю стихотворение В. Семериной, а потом вы попробуете изобразить его.

Страшный зверь

Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки —
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
– Брысь!!

Сейчас команды покажут нам страшилки.

(Жюри подводит итоги.)

Ведущий. После таких страшилок нужно снять психоэмоциональное напряжение и настроить себя на положительные эмоции. Выполняйте все, что я буду вам говорить (включается спокойная музыка).

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями... Теперь он на лбу, носу, ротике, щеках, подбородке... Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, живот, руки, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

Спасибо.

А теперь послушаем итоги конкурса «Прояви свой страх». Слово жюри...

Пятый конкурс
«РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА»

Командам необходимо продемонстрировать, как они могут выразительно проговорить стихотворение с разными интонациями, в разных ролях.

Задания на карточках.

Рассказать стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку;
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!

С пулеметной очередью
Как робот
Со злостью
С радостью
Со скоростью улитки
Как иностранец
С гордостью
С радостью

Ведущий. Спасибо командам.

Я попрошу всех взяться за руки и представить, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох и шаг вперед, выдох и шаг назад. Очень хорошо. Послушаем, как бьется сердце этого животного. Положите руку на сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще тук — шаг вперед, тук — шаг назад. Спасибо.

(Жюри подводит итоги и объявляет результаты всего конкурса.)

И напоследок я хочу сказать всем вам, ребята. Грусть в глазах учителя, мамы непременно отразится на душевном состоянии ребенка и поселит в нем тревогу и беспокойство. Следите за своим настроением, занимайтесь «гигиеной своей души». Вы рождены для радости, познания, самореализации. А благоприятный психологический климат вокруг вас поможет вам, детям, как цветку, расти, благоухать и радовать окружающих. Успехов вам! Аплодисменты командам!

Светлана МЕДВЕДСКАЯ,
педагог-психолог,
средняя школа № 5,
г. Полоцк,
Республика Беларусь

ЛИТЕРАТУРА

1. Кряжева Н.Л.. Мир детских эмоций. — Ярославль: Академия развития, 2001.

2. Филиппова Ю.В. Общие дети 7–10 лет. — Ярославль: Академия развития, 2002.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 1998.