ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 5 (10)
Юлия ШИМАНОВИЧ,
педагог-психолог ДУ № 322,
г. Минск,
Республика Беларусь
«Разгадай тайну Песочной страны»
Коррекционно-развивающая программа для
дошкольников
с использованием дидактических игр на песке
Как лучше подготовить ребенка к
школе? На мой взгляд, в этом нелегком деле может
большую помощь оказать педагогическая
песочница. Нужно просто организовать «школу на
песке» и учиться играя.
Программа рассчитана на старших дошкольников,
но предлагаемые задания можно дополнять,
усложнять либо упрощать в зависимости от проблем
и успехов детей, составляющих группу, и их
возрастной категории.
Занятия можно проводить как с небольшой
подгруппой детей (3–4 человека), так и
индивидуально.
Задачи программы:
1) развивать познавательные процессы
(восприятие, внимание, память, образно-логическое
мышление, пространственное воображение),
процессы саморегуляции; развивать
сенсорно-перцептивную сферу, творческий
потенциал ребенка, формировать коммуникативные
навыки;
2) тренировать мелкую моторику руки;
3) гармонизировать психоэмоциональное
состояние;
4) формировать установку на положительное
отношение к себе.
ЗАНЯТИЕ 1
«Преображение пустыни»
Материал: песочница; лейка с водой;
пульверизатор; мелкие игрушки, изображающие
жителей пустыни (ящериц, змей, кактусы и т.д.),
пещерных людей, гномиков, бабочек, цветы, деревья;
камни различной фактуры.
Ведущий.
Ребята, сегодня мы познакомимся с
удивительной сказочной страной, которая
находится далеко-далеко в песках. Встретиться с
волшебством может только тот человек, который
стремится к новым знаниям, любит играть и
фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие
ребята.
А песочная страна находится вот в этом ящике.
Давайте посмотрим. (Психолог снимает крышку с
песочного подноса.) Итак, перед нами большая
песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме
песка. Давайте положим свою ладошку на песок и
сделаем отпечаток. Очень хорошо. А теперь
закопайте руки в песок и отыщите пальчики друг
друга. Попробуйте отгадать, с чьими пальчиками вы
встретились. А как вы думаете, кто может жить в
пустыне? (Змеи, ящерицы, скорпионы, разные жуки,
верблюды...) Давайте найдем их фигурки и
поместим в песок. Любое существо, которое пройдет
через эту пустыню, оставляет после себя след.
Сейчас я сделаю отпечаток, а вы догадайтесь, чей
он? Но сначала закройте глаза. (Психолог делает
отпечаток фигурками змеи, жука, скорпиона, а дети
отгадывают. Последняя загадка – следы машины.
Обращаем внимание детей на то, что только машина
с большими колесами способна пересечь пески.)
А как вы думаете, что может расти в пустыне? (Кактусы.)
Давайте поместим их в песочницу. А почему
растениям трудно расти на сыпучих песчаных
холмах – барханах? (Песок рыхлый, легко
переносится ветром с места на место. Он может
совсем засыпать растение или, наоборот, открыть
его корни палящему солнцу. В таких условиях
выживают только самые выносливые растения.)
В пустыне бывают и песчаные бури. (Психолог
рассказывает и одновременно проигрывает
действие с детьми в песочнице.) Посмотрите,
песок спрятал всех жителей. Давайте их отыщем. А
нашими помощниками будут вот эти кисточки и
трубочки. (Дети с помощью
инструментов-помощников слегка откапывают части
игрушек и отгадывают, кого в этом месте засыпал
песок.)
Молодцы, ребята! Посмотрите, в Песочной стране
пошел дождик. (С помощью пульверизатора
смачиваем песок.) Дождик тоже оставил на песке
свои отпечатки. Как вы думаете можно из такого
песка сделать норку, чтобы спрятаться от жары? (Дети
высказывают свои предположения и проверяют их на
практике.) Мы ведь с вами находимся в волшебной
стране и поэтому можем преобразить пустыню.
Давайте попробуем поискать воду. Раскопайте
песок, доберитесь до дна песочницы. (Дети
создают в песке русла рек.) А теперь давайте
создадим бурлящий поток. В этом вам поможет вода
из этой лейки. (Дети добавляют воду в созданные
ими реки и следят за тем, что происходит.) Куда
же девается вода? Она забралась в песок и уютно
устроилась между песчинками. Спасибо реке за
воду.
Давайте теперь перемешаем песок и попробуем
еще раз сделать норки, но уже из мокрого песка.
Получилось? А как вы думаете, можно ли сделать из
мокрого песка большие горы? Давайте попробуем. А
где будут пещеры? Смотрите, как преображается
наша пустыня. Здесь уже появились горы и пещеры,
теперь посадим вокруг деревья и цветы. А кто
может жить в пещерах? (Пещерные люди, гномы,
звери.) Выберите по три фигурки, заселим нашу
страну жителями. (Можно сделать дополнительные
строения, используя спички или готовые домики,
проложить дороги и т.д. Если позволяет время,
можно познакомиться с жителями Песочной страны и
немного поиграть всем вместе.)
Обсуждение:
— Какая чудесная страна у нас получилась!
— Что нового вы узнали сегодня в Песочной
стране?
— Какие знания вам могут пригодиться в
дальнейших путешествиях?
ЗАНЯТИЕ 2
«Ладошки на песке»
Материал: песочница; карандаш; различные
бусины; стеклянные шарики, кубики и другие формы;
фасоль; ракушки; искусственные цветы; различные
семена; листья деревьев; цветы, вырезанные из
журналов; легкая музыка.
Ведущий. Сегодня мы будем играть в
Песочной стране со своими ладошками.
Положите руки на песок. Что вы почувствовали,
какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий.)
Давайте погреем песок своими руками, дадим ему
частичку своего тепла. Перемешиваем руками
песок, перетираем между ладошками. У кого уже
песок стал теплым? Молодцы, вы хорошо
потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в
песок и познакомим пальчики друг с другом.
Поднимите сначала указательные пальчики и
пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А
теперь пошевелите средними пальчиками,
безымянными... (Это упражнение проделывается с
каждым пальчиком по отдельности двумя руками
одновременно. Во время этой игры обращаем
внимание на то, чтобы на поверхности песка
работали только те пальчики, имена которых
называются, а остальная часть руки полностью
закопана в песке.)
Сейчас мы достанем наши руки и положим их на
поверхность песка. Разровняйте песок, сделайте
его гладким, чтобы удобно было рисовать. Возьмите
в руки карандаш и обведите свою правую ладошку на
песке. А теперь, чтобы никакая песчаная буря не
смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим
его из фасоли. (Можно использовать и другой
материал, например арбузные косточки.)
Посмотрите, похожие получились у нас ладошки? А
теперь посмотрите внимательно на свою ладонь,
что вы видите? Чем она отличается от ладошки на
песке? Да, у нас на ладошках есть много разных
линий. У некоторых людей линии нарисованы так,
что даже напоминают буквы. У меня на ладошке
линии нарисованы так, что напоминают букву «М». А
кто видит на своей ладошке какие-нибудь буквы?
Легонечко обведите карандашиком свои линии на
руке, запомните, как они проходят, как будто
маленькие ручейки бегут куда-то. Прислушайтесь к
своим ощущениям, когда карандашик касается
ладошки. А теперь давайте перенесем рисунок с
нашей ладошки на песочную. (Дети, глядя на свою
ладонь, копируют рисунок из линий на песок.)
Ребята, на что похожа песочная ладошка, если
сейчас ее дорисовать? (Варианты могут быть
различными: птица, павлин, цветы, солнышко и т.д.)
А вот и песочная загадка для вас. (Психолог
рисует на песке у основания ладошки силуэт вазы.)
Что же теперь может получиться, как вы думаете?
Правильно, это цветы, которые стоят в вазе. Я
предлагаю вам оживить их и украсить вазу. (Дети
выкладывают силуэтное изображение вазы с
помощью дополнительного материала – стеклянных
шариков и кубиков, бусинок и пр., а каждый пальчик
песочной ладошки превращают в цветок, используя
ракушки, искусственные цветы, листья деревьев,
косточки, различные семена, вырезки из журналов.)
Ребята, у нас получилась чудесная работа.
Давайте подарим этот красивый букет цветов и
частичку нашей дружбы Песочной стране и пожелаем
ей... (Дети по очереди берут маленький цветочек,
можно нарисованный, говорят свое пожелание и
добавляют его в общий букет.)
ЗАНЯТИЕ 3
«Песчинки-художницы»
Материал: песочница, цветной песок, ракушки,
камешки разной формы и цвета, природный материал;
медитативная музыка.
Ведущий. Ребята, сегодня я расскажу вам
одну удивительную историю о песке. Вернее, о его
самых маленьких частичках – песчинках.
Дело
было так... На одном чудесном пляже в Солнечном
городе песочной страны поселились две
подружки-песчинки. Это были самые обыкновенные
песчинки, которых на пляже бывает огромное
множество. Где подружки только ни побывали за
свою песочную жизнь: и на необитаемом острове
жили, и на дне морском среди красивых ракушек и
камешков. А особенно нравилось им путешествовать
вместе с веселым ветерком. Так и очутились они в
Песочной стране, на чудесном пляже Солнечного
города. Здесь было так красиво, что подружки
решили задержаться. А чтобы их случайно не смыло
волной, песчинки перебрались к огромным камням,
подальше от воды. Каждое утро их будило солнышко,
чтобы покатать на качелях из волшебной радуги. А
потом на пляж приходил молодой художник. Он
доставал свои чудесные краски, добавлял в них
свежей пены морской волны, крики чаек, блики
солнечного света и начинал рисовать. И картины
под его рукой одна за другой оживали.
Песчинки-подружки с замиранием сердца следили
за работой художника. Им очень хотелось рисовать
так же красиво, но у них не было красок. А вскоре
художник покинул Солнечный город. Теперь на
пляже не было картин, которыми можно было
любоваться. И тогда подружки-песчинки вместе со
своими соседками, такими же песчинками, решили
выкладывать узоры на песке. Морская волна
приносила им разные украшения: то зеленые
водоросли, то ракушки, то камешки. Но подружки все
еще мечтали о красках. Какие чудесные картины
могли бы тогда у них получиться!
И вот однажды на той стороне пляжа, где жили
наши знакомые подружки, прошел цветной дождик и
выкрасил песчинки в разные цвета. Теперь они сами
стали похожи на радугу. В веселом танце
закружились песчинки, а когда опустились на
землю, то превратились в прекрасные картины, на
которых виднелись и далекие острова, и закат, и
диковинные узоры. Даже вода старалась не
заходить на берег, чтобы не разрушить такую
красоту. Так проходил день. А с наступлением утра
всё начиналось сначала. Песчинки-художницы
дарили миру новые картины. И если вам
посчастливится когда-нибудь побывать на том
пляже, обязательно зайдите в гости к
песчинкам-подружкам, чтобы полюбоваться их
удивительными картинами на песке.
Обсуждение:
— Как попали песчинки на пляж Солнечного
города?
— Кого они встретили на пляже?
— О чем мечтали песчинки-подружки?
— Что же помогло им осуществить свою мечту?
Ведущий. Ребята, сегодня я принесла для
вас цветной песок со сказочного пляжа, и мы тоже
попробуем нарисовать свои картины на песке. А
поможет нам в этом красивая музыка и
разнообразный природный материал. (Дети рисуют
цветные картины на песке, по окончании работы
дают им названия.)
Вот и мы с вами смогли создать такие чудесные
картины. А теперь давайте поблагодарим друг
друга за работу. Спасибо всем!
ЗАНЯТИЕ 4
«Эти чудо-камни»
Материал: песочница; фигурки домашних и
диких зверей и птиц, насекомых; кисточки;
трубочки из-под коктейля; силуэтные изображения
различных животных; камни разной фактуры;
веселая музыка.
Ведущий. Ребята, сегодня мы снова
отправляемся в путешествие по Песочной стране и
сами будем творить чудеса. Давайте собираться в
путь. Для начала прикоснемся к этой ладони на
песке, чтобы наполниться волшебной силой. (Дети
по очереди кладут ладошки на отпечаток, таким
образом осуществляется ритуал входа в песочную
страну.)
Итак, перед нами настоящая пустыня. Но пески
перед нами не простые, а волшебные. В них таится
много интересных вещей, с которыми нам еще
предстоит познакомиться. Давайте оживим эти
пески и создадим в нашей пустыне реки. (Дети
раскапывают дно песочницы и создают речные
берега.) Молодцы, ребята. А вы знаете, что у
земли есть еще и каменная одежда? Там, где эта
одежда видна на поверхности, очень много камней,
и мы с вами видим горы. И камни – это как бы
кусочки гор, неживая природа. Вот и на нашем
берегу лежат разные камни, давайте посмотрим на
них. Есть вот такие плоские, подержите их в руках.
(Ведущий дает в руки детям гладкий камень.)
Почему у него нет острых углов? А раньше были?
Округлые камешки из моря, такими их сделала
вода. Она двигала камни, ударяла друг о друга, они
терлись и о песок. Острые углы постепенно
исчезли, и камешек стал округлым. Наверное, много
времени понадобилось воде, чтобы добиться такого
результата.
А вот камни совсем другие. Подержите их в руках.
Что вы чувствуете, какие они на ощупь? (Неровные,
бугристые, даже немного острые.) Как вы думаете,
почему они такие? (Дети передают друг другу
камни и размещают их в песочнице.)
Мы с вами находимся в волшебной стране, а
поэтому на каждом шагу нас могут подстерегать
разные неожиданности. Вот и песочная страна
приготовила для нас сюрпризы. Закройте глаза и
медленно считайте до десяти. (В это время
психолог раскладывает среди камней силуэты
животных и наполовину присыпает их песком.)
Посмотрите, сколько чудесных камешков
появилось на берегу! Кого-то они мне напоминают. (Животных.)
Да, пески таят в себе много тайн. Любой предмет
может оживать в этой стране. Вот и чудо-камни
можно оживить. Для этого выберите любой из них,
положите между ладошками и станьте в круг. Сейчас
заиграет музыка, и мы начнем движение. Как только
музыка перестанет играть, нужно замереть на
месте. Тот, кто услышит свое имя, должен будет
изобразить свой камешек в движении, оживить его,
а все остальные будут отгадывать, на какое
животное он похож. Готовы? Тогда берите по
чудо-камню и начинаем. (Дети двигаются под
музыку и загадывают свои загадки, а отгадки в
виде маленьких фигурок помещаем в песочницу.)
Посмотрите, у нас уже и первые жители появились (перечисление).
Но есть еще камешки, чьи загадки не разгаданы.
Некоторые части их присыпаны песком. Вам нужно
будет отгадать, кто же в них прячется. Есть одно
правило: камешки нельзя раскапывать руками. (Дети
отгадывают загадки, используя кисточки, трубочки
из-под коктейля, отгадки-фигурки помещаются в
песок.)
Итак, в нашей Песочной стране появилось
множество жителей, настоящий животный мир. Здесь
есть домашние животные. Кто еще? Помогайте мне. (Дикие
звери, птицы и насекомые.) Все животные
находятся у реки и очень растеряны, ведь у них нет
дома. Давайте создадим для них привычную среду
обитания.
(Дети решают, где в песочнице будут лес, луг,
деревня. Они создают природные уголки и
расселяют все группы на свои места обитания.
Обращаем внимание детей на то, что всех диких и
домашних зверей, птиц, насекомых можно назвать
одним общим словом – животные.)
Вот такая песочная страна получилась у нас
сегодня.
Обсуждение:
— Что вам понравилось больше всего в
путешествии?
А теперь давайте соединим наши руки над
песочницей так, чтобы получился «цветок дружбы».
Почувствуйте тепло ваших рук. Пусть и Песочная
страна получит частичку нашей дружбы, чтобы всем
ее жителям здесь всегда было тепло и уютно.
Спасибо за работу.
ЗАНЯТИЕ 5
«Сила добра»
Материал: песочница; фотография-схема
Песочной страны; карточки-схемы с нарисованным
маршрутом передвижения; домики;
предметы-ориентиры; фигурки сказочных героев;
фасоль.
Ведущий. Ребята, сегодня Песочная
страна нуждается в нашей помощи. Страшный колдун
налил воды в песочные часы, и время в Песочной
стране остановилось. Оно просто застыло, как и
всё вокруг, словно на фотографии. Что же мы можем
сделать, чтобы песок в часах снова стал сыпучим и
жизнь страны восстановилась? Конечно, нам нужно
солнце. Став лучиками солнца, мы сможем согреть
песок, время снова пойдет своим чередом, и нам
удастся оживить фотографию Песочной страны.
(Дети создают из песка объемный круг – солнышко,
и каждый ребенок-лучик, рисуя его на песке,
говорит Песочной стране свое пожелание.)
Посмотрите, а вот и фотография, которую нужно
оживить (фотография может быть закопана в
песке).
(Психолог показывает фотографию-схему, где
изображены домики и отмечены дорожки к ним. На
пути к каждому домику стоит определенный
ориентир. Это может быть дерево, кустик,
скамеечка, камень, речка, мостик, клумба и т.д.
Затем дети, глядя на схему, переносят ее на
песочный поднос. А чтобы лучше были видны дорожки
на песке, их можно выделить с помощью фасоли.)
Итак, дело сделано. Нам удалось рассеять чары
злого волшебника. Жизнь снова возродилась. Но
почему-то никого нет на улицах. Наверное, жители
еще ничего не знают о нас и все еще боятся злого
волшебника. Давайте обойдем всех и познакомимся
с ними поближе. А вот и карточки-путеводители. (Каждый
ребенок по очереди берет карточку с обозначенным
на ней маршрутом. В конце маршрута стоит домик,
возле которого будут находиться и его жители. Так
осуществляется знакомство с жителями Песочной
страны. Ими могут быть любые предметы или игрушки
от киндер-сюрпризов.)
Наши новые друзья очень рады знакомству и хотят
с нами поиграть. Надеюсь, вы их всех хорошо
запомнили? (Называем еще раз всех жителей, их
может быть до десяти.) А теперь кто-то из них
спрячется, а вы должны будете отгадать, кто
спрятался, и найти его. Готовы? Тогда закрывайте
глаза.
(Вначале игрушку закапывает в песок психолог,
а потом роль ведущего выполняет кто-либо из
детей. Когда дети определят исчезнувшего
персонажа, они должны будут найти то место, в
котором он прячется. А ведущий может
подсказывать, используя только два слова –
«горячо-холодно». Таким образом, все дети должны
побывать и в роли ведущего, и в роли отгадчика.)
Молодцы, ребята, вы сегодня потрудились как
настоящие добрые волшебники. И, конечно же,
многому научились. Помните, как в сказке про
Золушку говорил юный помощник феи: «Я не
волшебник, я только учусь»? Каждый из вас,
совершая добрые дела, становится волшебником и
делает мир чуточку добрее. Песочная страна вам
очень благодарна. Она дарит вам вот этот камень,
который помогает исполнять желания. (Камень
должен быть необычным. Я использую в данном
случае камень, внешне напоминающий алмаз.)
Пусть каждый из вас возьмет его в руки и
тихонечко, шепотом, загадает желание: каким он
хочет стать. И я думаю, рано или поздно оно
обязательно исполнится.
ЗАНЯТИЕ 6
«Загадки волшебного коврика»
Материал: песочница; шнурки разной длины;
искусственные цветы желтого, синего, красного,
белого и зеленого цвета; мелкие игрушки; карточка
с набором предъявляемых слов; «ящик ощущений».
Ведущий. Ребята, сегодня мы будем
создавать для цветочной феи волшебный коврик.
Как вы думаете, какой материал нам для этого
понадобится?
А
теперь давайте посмотрим, что приготовила для
нас цветочная фея. (Психолог ставит перед
детьми «ящик ощущений». Его можно изготовить из
коробки из-под обуви. Крышка ящика должна легко
открываться – через нее предметы будут
помещаться внутрь. По бокам ящика нужно
проделать два отверстия такого диаметра, чтобы
ребенок мог просунуть в ящик руки. К каждому
отверстию с внешней стороны можно прикрепить
верхнюю часть старого носка.)
В этом ящике находятся нужные нам предметы.
Каждый из вас будет опускать руки внутрь и
определять, что же там находится. Будьте
внимательны, нам нужно отгадать все предметы,
которые там лежат, – только тогда они приобретут
волшебную силу и помогут нам в работе. (Каждый
ребенок, опуская в ящик руки, пытается определить
его содержимое. Затем «ящик» открываем и достаем
предметы.)
Итак, у нас есть желтые, синие, красные, белые и
даже зеленые цветы, лист бумаги, на котором
написаны слова, и разные шнурки.
(Дети подходят к песочнице. В песочнице
нарисован квадрат, который разбит на шестнадцать
клеток.)
А вот и коврик, который нам предстоит оживить.
Давайте добавим ему ярких красок с помощью
разноцветных шнурков, сделаем все нарисованные
линии цветными. (Дети выкладывают по контуру
линий шнурки, выделяя таким образом каждую
ячейку.)
А теперь мы будем по порядку заполнять пустые
клеточки квадрата цветами, ничего не пропуская.
Внимательно слушайте слова, которые я буду
называть. Вам нужно будет выделить первую букву в
слове и определить, какой цветок украсит первую
клеточку нашего квадрата. Например, я называю
слово «с-с-собака». Первая буква какая? Правильно,
буква «С». Какой цветок мне нужен? (Синий. Ребенок
помещает цветок синего цвета в первую клеточку
квадрата. Так заполняются и остальные клеточки.)
Предъявляемые слова:
собака |
жаба |
конфета |
зебра |
бочка |
слон |
жемчуг |
буква |
кот |
забор |
жук |
каштан |
камень |
крыса |
блокнот |
слива |
Ведущий. Какой чудесный ковер
получился! Настоящая цветочная поляна. Молодцы,
ребята, фея будет очень довольна. А вот и первый
гость на чудо-полянке (ставим фигурку возле
первой клетки со словом «собака»). Он обещал
помочь фее полить ее любимые цветы у дома, но
теперь не знает, как это сделать. Говорят, есть на
поляне цветы, которые навевают на путников сон, и
тот, кто вдохнет их аромат, больше никогда не
проснется. Как же ему добраться до домика
цветочной феи? (Ставим домик справа от зеленого
цветка, возле слова «зебра».) Знаю только,
что фея не собирает на поляне желтые цветы. (Дети
проходят путь к домику, минуя клетки с желтыми
цветами.)
Спасибо, ребята, за помощь, вы настоящие друзья.
Ну а нашим героям с дорожки и отдохнуть не мешало
бы. Встретимся с ними в следующий раз.
Спасибо всем за работу.
ЗАНЯТИЕ 7
«В гостях у цветочной феи»
Материал: две песочницы; фигурки цветочной
феи и ее помощника; домик; деревья; искусственные
цветы; пульверизатор; мешочек с маленькими
наклейками цветов; план-карта, разрезанная на
шесть частей.
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправимся к
нашей давней знакомой – цветочной фее. Давайте
вспомним, что мы делали на прошлом занятии и где
мы расстались с нашими героями.
Конечно, наш герой спешил к фее, чтобы помочь ей
полить цветы у дома. Ведь цветов у нее великое
множество и за всеми нужен уход. А вот справиться
в одиночку очень тяжело, нужны помощники.
Поможем, ребята? (Дети подходят к песочнице, в
которой стоит домик цветочной феи, растут
деревья, а в центре песочницы расположены четыре
клумбы таким образом, чтобы можно было задать
детям направление: вверх-вниз, вправо-влево. В
центре, между клумбами, находится фигурка
помощника.)
Ребята, наш герой будет подсказывать вам, какую
клумбу нужно полить, а вы внимательно слушайте и
поливайте. (Полив цветов осуществляется с
помощью пульверизатора.)
Задания: нужно полить клумбу справа от меня, а
теперь нужно полить клумбу внизу, а теперь
поливаем клумбу слева от меня... (Можно
усложнять задания, например: нужно полить клумбу
не с синими, не с красными и не с белыми цветами.
Таким образом, каждый ребенок должен получить от
героя задание и полить клумбу несколько раз.)
Итак, «сделал дело – гуляй смело» – гласит
народная мудрость. А цветочная фея приглашает
нас поиграть в ее любимые игры. (Во второй
песочнице рисуем игровое поле – квадрат,
разделенный на девять ячеек.) У нас будет две
команды: команда цветочной феи и команда ее
помощника (как вариант – команда детей и
команда сказочных героев). Каждая команда
будет делать ход и класть в пустую клеточку либо
стеклянный шарик, либо кубик. Какая команда
сможет первой выложить три свои фигурки подряд,
та и выиграет (модификация игры
«крестики-нолики»).
(Усложнение: игровое поле на 16 ячеек, закрыть
своими фигурками нужно четыре клеточки подряд по
горизонтали, по вертикали либо по диагонали.)
Молодцы, ребята, а теперь следующая игра. Каждый
из вас получит карточку-загадку, на которой
изображены точки в разных клеточках квадрата.
Например:
Вам нужно выложить такую же комбинацию из
стеклянных шариков (кубиков) на игровом поле в
песочнице (16 ячеек). За выполненное задание вы
получите часть карты. Цветочная фея большая
выдумщица, она приготовила для вас маленький
сюрприз и зарыла его в песочнице. А чтобы его
найти, вам понадобятся все части этой карты. (Дети
выполняют задание и получают часть общей
картинки.)
Теперь осталось только сложить карту, чтобы
отыскать в песочнице нужное место. (Дети
складывают картинку, на которой схематично
изображен план Песочной страны и крестиком
отмечено нужное место, где зарыт маленький
пакетик с наклейками – маленькими цветочками,
которые дети наклеивают друг другу на правую
руку.)
Давайте, ребята, поблагодарим цветочную фею за
подарок и пожелаем ей что-нибудь приятное. (Дети
передают друг другу фигурку феи, благодарят ее и
говорят свое пожелание.)
ЗАНЯТИЕ 8
«Магический круг»
Материал: две песочницы с сухим песком;
пульверизатор; цветной песок (окрашивается
акварелью); медитативная музыка. Вместо цветного
песка можно использовать цветную и неокрашенную
манку, плотную бумагу или картон, клей ПВА,
кисточки.
Ведущий. Ребята, сегодня на нашем
занятии мы будем работать с кругом. Круг – это
магическая фигура. Гнезда, яйца, капли дождя,
звезды, даже наша планета имеют форму круга. Все в
мире движется по кругу. И чтобы познать силу,
которой обладает круг, мы с вами должны пройти
через его пространство.
А поможет нам в этом корсажная лента. (Дети
становятся в круг, берутся за руки. У психолога
наискосок на плече висит сшитая корсажная лента
диаметром примерно 110 см. Каждому ребенку
нужно каким-либо образом попытаться передать
корсажную ленту соседу на его плечо. Можно
переступать через ленту либо перебрасывать ее
через голову, не разъединяя рук. Помощь соседей
при этом допускается. Упражнение проходит до тех
пор, пока каждый из детей не «пройдет» через
ленту и она не вернется к психологу с другой
стороны круга. Дети проходят через магический
круг и подходят к песочнице.)
Возьмите в ладошки песок, крепко сожмите,
ощутите его силу. А теперь разожмите пальчики,
сделайте песочный водопад. Почувствуйте, какой
песок сыпучий, как быстро убегает из-под пальцев.
Вы можете окропить песок живой водой (используется
пульверизатор), и тогда он станет крепким и
неподвластным ветрам. Почувствуйте, какая
свежесть появилась в воздухе.
Движением руки нарисуйте большой круг в
песочнице, ощутите его магическую силу. (Ребенок
может работать как с сухим песком, так и с мокрым.)
А теперь давайте заполним наш круг разными
предметами, украсим его, можно использовать и
цветной песок. А музыка песков пусть поможет вам
в создании этого чуда.
Включается спокойная музыка, и ребенок
создает свою мандалу на песке. Это может быть и
объемное изображение, пространство которого
может заполняться не только цветным песком, но и
ракушками, камнями, стеклянными шарами и пр. По
окончании работы ребенок придумывает название
своей мандалы.
Цветной песок можно заменить окрашенной
манкой. По структуре она тоже напоминает песок.
Тогда вместо песочницы понадобится картон, клей
ПВА, если нужно сохранить изображение, кисточки.
Манка окрашивается с помощью цветных мелков.
На листе картона рисуем мандалу с
использованием разных геометрических форм.
Затем разукрашиваем ее с помощью разных цветов
манки, предварительно намазав нужный фрагмент
клеем. Изображение можно дополнить любым
бросовым материалом. По завершении узоров
придумываем название.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
– СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь;
ТЦ Сфера, 2001.
3. Организация познавательно-практической
деятельности детей дошкольного возраста / сост.
Г.А. Кудрявцева. – Мозырь: Белый ветер, 2005.
4. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки
детей к школе. Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко,
Т.Д. Марцинковская и др. – М.: АСТ, 2000. |