Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

НОМИНАЦИЯ:

«КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ»
Светлана СТЕБЛЕНКО,
педагог-психолог,
ЦРР «Колокольчик»,
станция Тацинская,
Ростовская область

МАЛЕНЬКИЙ ЛИДЕР

Коррекционно-развивающая программа
для детей 5–7 лет

Я работаю психологом в центре развития ребенка «Колокольчик». У нас большое внимание уделяется социальному развитию и социальной адаптации детей в современном обществе. Малыши общаются не только с детьми из своей группы, но и с ребятишками из других детских садов, ходят в гости к школьникам, принимают их у себя, часто участвуют во всевозможных районных концертах и спортивных соревнованиях. Человек должен взаимодействовать с миром не только на исполнительном уровне, но и на организаторском, быть предприимчивым, инициативным, активным. Поэтому я предлагаю на суд коллег коррекционно-развивающую программу «Маленький лидер».

Продолжительность одного занятия 20–30 минут, в зависимости от возраста и настроения участников.

ЗАНЯТИЕ № 1

Цели и задачи: развитие организаторских, коммуникативных навыков, эмпатии.

Оборудование: кассета с веселой детской инструментальной музыкой, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Как улучшить настроение»

Ведущий. Добрый день, ребята! Расскажите мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей.)

А какие характеристики настроения вы слышали от других людей: ваших товарищей, воспитателей, учителей, других взрослых? (Дети вспоминают и перечисляют.)

Какими словами люди характеризуют свое настроение: хорошее, не очень хорошее, очень хорошее, плохое, очень плохое, боевое, серьезное, романтическое, мечтательное, решительное, чудесное, великолепное, изумительное, отличное, «хуже некуда», игривое и пр.?

А что улучшает вам настроение? (Ответы детей.)

«Своя игра»

Ведущий. Ребята, я заметила, что многим из вас прекрасно поднимает настроение хорошая игра. Кто хочет стать организатором своей любимой игры для всей нашей группы?

С помощью психолога всем участникам дается возможность побыть в роли организатора-лидера. Если за одно занятие это сделать не удается, тогда можно продолжить на следующем.

Вопросы для обсуждения

Понравилось вам самим организовывать игры?

Что было сложно? Что легко?

Что больше всего понравилось?

Какое сейчас у вас настроение?

«Человек и тень»

Ведущий. У меня для вас есть новая, очень интересная игра «Человек и тень». Один из вас выйдет вперед, повернется лицом к группе и в роли человека будет выполнять различные движения. А мы все превратимся в тени и будем повторять вслед за ним. Так до тех пор, пока все не побывают в роли человека.

Вопросы для обсуждения

Что чувствовали в роли тени?

Каково было быть человеком?

Что для каждого из вас было легче? Что сложнее?

Какое движение понравилось больше всего?

«Внутри круга»

Ведущий. Ребята, вот мы сейчас дружно и весело вместе играли, а бывало ли с вами такое, когда другие дети не принимали вас в игру? Расскажите... Что вы делали в таких случаях? (Ответы детей.)

Давайте встанем в один большой круг и крепко сцепимся руками. Один из нас останется за кругом и попытается прорваться внутрь и остаться в нем. Только, пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль. (Игра продолжается до тех пор, пока она интересна детям, если кто-то из детей не смог попасть в круг в течение одной минуты, тогда группа сама пускает ребенка, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.)

Вопросы для обсуждения

Что вы делали, чтобы проникнуть в круг?

Что вы чувствовали когда были частью круга?

Как вы думаете, как стать ребенком, с которым все хотят все играть?

Ведущий. А в заключение давайте прямо в кругу попрыгаем пару минут под веселую музыку с выкриками: «Нам ве-се-ло! Нам ра-дост-но!»

Отлично!

ЗАНЯТИЕ № 2

Цели и задачи: развивать умение организовывать игру с группой сверстников, научить играть в команде; развивать наблюдательность.

Оборудование: флажки разных цветов, в зависимости от числа команд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Отгадаем загадку»

Ведущий. Добрый день, маленькие знайки! Как у вас сегодня дела? Что хорошего с вами сегодня случилось? (Ответы детей.) С каждым днем, ребята, вы становитесь все взрослее, все больше у вас появляется опыта. Вы уже можете давать оценку тому, что с вами в жизни происходит, и сделать правильные выводы, как в загадке про одного мальчика, который... Сейчас послушайте загадку, и узнаете, что он сделал:

Красный маленький стручок
Обжигает язычок.
Больше пробовать не буду,
Я уже не дурачок.

(Перец)

Ребята, я вижу, многие из вас знали отгадку, и вы все выкрикивали ее, а если мы сделаем так: пусть встанет тот из вас, у кого в одежде есть что-нибудь красное и он сидит ближе всех ко мне. Теперь этот ребенок с помощью считалки определит, кто будет отвечать на следующий вопрос-загадку, и так по кругу.

Если бабушкина грядка
Солнышком согрета —
В грядке прячется загадка
Розового цвета.

(Редиска)

Большая, как маленький слон,
На грядке она чемпион.

(Тыква)

Он растет на грядке, чтобы
Разбегались все микробы.
— Ты простыл, голубчик?..
Съешь хотя бы зубчик.

(Чеснок)

Он все лето нагревался,
Сладким соком наливался —
Принести его с бахчи
Смогут только силачи.

(Арбуз)

Фиолетовое брюшко,
С тонким хвостиком макушка —
Поколдуют повара.
И получится икра.

(Баклажан)

Ребята, вы справились с заданиями! Научились сами выбирать отвечающего, учились командовать и подчиняться.

«Звено и звеньевой»

Ведущий. А теперь поучимся брать на себя ответственность за группу своих товарищей, играя в игру.

1. Дети делятся на группы по четыре человека: каждой группе даются флажки какого-то одного цвета. Дети сами выбирают в группе «звеньевого».

2. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3–4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.

3. Когда играющие построятся, ведущий ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается ведущим.

4. По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся под руководством звеньевого (которого заранее выбрали) в колонну лицом к флагу. Звеньевой становится первым, за ним остальные. Ведущий отмечает, какая группа построится первой.

5. После двух-трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, ведущий говорит: «Стой!» По этому сигналу все играющие останавливаются, закрывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какое звено, под руководством какого звеньевого построилось первым.

«Тренируем внимание»

Ведущий. Наши звеньевые отлично себя показали в игре. Они играли азартно и помнили все время о своей команде. Игра очень веселая, нужно было много двигаться и в то же время быть внимательным. Ребята, давайте еще немного потренируем нашу наблюдательность и внимание. Посмотрите-ка на наше левое окно (10–15 секунд), теперь на дверь (10–15 секунд), теперь на центральное окно (так 2–3 раза). У меня к вам вопрос: «Что же и где происходило, что вы заметили?»

«Молодые дубочки»

Ведущий. Ребята, теперь представьте себе, что вы — молодые крепенькие дубочки. Поднимите ручки вверх, это будут как бы ваши веточки. Потянитесь, потянитесь веточками к небу. Посмотрите вверх и представьте над головой синее-синее небо с легкими облачками. Легкий ветерок качает веточки (дети и ведущий раскачиваются вправо и влево), а солнышко заливает дубочки волшебным сияющим светом. От этого дубочки все крепнут и крепнут (дети напрягаются всем телом и расслабляются), все растут и растут (руками тянутся максимально вверх). Отлично, дубочки и нам подарили часть своей силы и бодрого настроения. Пришло время закончить занятие (ритуал прощания).

ЗАНЯТИЕ № 3

Цели и задачи: укрепление доверия к себе, к миру; улучшение самооценки; развитие навыков работы в команде; формирование лидерских качеств.

Оборудование: оранжевые звездочки из картона (примерно 20 штук), кегли (20 штук); по два пластиковых или деревянных (картонных) куба на одного участника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Звездочка»

Ведущий. Добрый день, мои замечательные и любознательные друзья! Давайте сегодня начнем нашу встречу с того, что вспомним все хорошее, что с вами уже произошло с утра. Высказываться будем по кругу справа — налево. Как только кто-то из вас расскажет свою «приятность», я выдам ему вот такую оранжевую звездочку из картона. (дети вспоминают все хорошее, что с ними было. иногда нужно подсказывать тему. например: «Когда я сегодня вышла из дома, из-за туч выглянуло солнышко и целых пять минут ярко светило, меня это очень порадовало».)

Когда все уже выскажутся, определяем, у кого же больше всех звездочек. Вот, ребята, наиболее удачно сложился сегодня день у Алесеньки, смотрите — у нее целых пять звездочек! Давайте поставим ее в круг и дружно скажем три раза: «Здо-ро-во!»

«Удачный день»

Ведущий. День у вас у всех сегодня в целом складывается удачно, давайте это отпразднуем. Включим веселую музыку, будем прыгать, смотреть при этом друг другу в глаза и махать друг другу руками, приговаривая:

Удачный день! Удачный день!
И попрыгать нам не лень!
Весело бегаем, пляшем.
Друзьям руками машем!

Внимание, ребята! Вы будете продолжать плясать в произвольном порядке, но как только я подниму вот этот синий флажок, вы прекратите это делать несмотря на то, что музыка будет продолжать звучать, а когда я взмахну вот этим зеленым флажком, можете продолжать двигаться (3–4 минуты).

Очень зажигательно вы танцевали! И наверно, капельку устали. Я хочу помочь вам набраться сил. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «а-а-а-а-а». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «а-а-а-а-а» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута).

Игра в кегли

Ведущий. Ребята, кто из вас хочет сейчас стать организатором новой игры? Нужны два добровольца, потому что мы поделимся на две команды. (После того как два человека выйдут, каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду, затем выбранные ими уже сами выбирают участника каждый в свою команду, и так до тех пор, пока не образуются две группы с равным количеством участников.) Теперь лидеры команд с помощью ведущего организуют свою игру следующим образом.

• Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3—5 см одна от другой.

• На расстоянии 1,5—3 м от них проводится линия — кон.

• Играющие дети (3—4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми под руководством лидера) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю.

• Выбивший кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются.

• Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров.

• Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.

«Башня»

Ведущий. Ребята, вы меткие, умеете сосредоточиться. В этой игре с кеглями у вас была задача сбить их как можно больше, а в следующей игре мы, наоборот, будем строить, а не разваливать. Эта очень занимательная игра называется «Башня».

Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем нужно будет построить одну башню. Очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете ее возвести так, чтобы она не развалилась? Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы сможете говорить друг с другом и вместе думать, как поступить дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. (Психолог поддерживает все действия, направленные на сотрудничество детей друг с другом.)

Вопросы для обсуждения

Понравилась ли вам игра?

Обижался ли кто-то на кого-нибудь в ходе игры?

Что в сегодняшнем занятии понравилось больше всего?

Ведущий. Ну вот, ребята, наше время вышло. Всего вам доброго! До встречи.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цели и задачи: научить детей конструктивно взаимодействовать друг с другом; развивать навыки сотрудничества, умение повести за собой.

Оборудование: пустые коробки из-под обуви, листы формата А4 по числу участников, цветные мелки или фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Инсценируем стихотворение»

Ведущий. Ребята, за окном весна. Чудесное время года! Вы теперь гораздо чаще гуляете на улице. Люди всегда особо отличали это время года и писали о нем прекрасные лирические стихи. Я вам сейчас прочитаю одно из них, а потом мы его еще и проиграем.

Весело в поле весною бродить!
Весело в небе весеннем следить,
Как серебристой нежной чредою
Тихо плывут облака над землею!

И.А. Бунин

Ребята, о ком или о чем говорится в этом четверостишии?

(Дети: «Об облаках и о человеке, которому весело гулять».)

Верно. Давайте поделимся на две команды. Одна будет «облака», а другая «гуляющие». Постройтесь в шеренгу, как на физкультуре, и рассчитайтесь на первый-второй под руководством Коли (у него самый яркий свитер). Коля потом и возглавит команду «гуляющих», а «облака» сами выберут главное облако. Затем мы включим светлую лирическую музыку, и под нее облака будут плавать, а гуляющие бродить (то есть ходить, подпрыгивать, иногда бегать). А я в это время трижды прочитаю это замечательное весеннее стихотворение.

(Дети играют около трех минут, лидеры команд организуют выполнение тех или иных движений, все выполняют за ними.)

Молодцы, ребята! Вам удалось передать настроение этого лирического отрывка.

«Три богатыря»

Ведущий. А теперь давайте поиграем в еще более подвижную игру, в которую вы сможете с удовольствием играть и сами на улице.

Пусть выйдут вперед три смелых парня! Становитесь в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит в центре, пусть ставит ноги в пустые коробки из-под обуви. Одна коробка для его левой ноги, другая — для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Можно взяться за руки.

Вопросы для обсуждения

Вам понравилась игра?

Что было труднее всего?

Как вы договаривались друг с другом в команде?

«Курочка и цыплята»

Ведущий. Ребята, а теперь мы все будем единой командой, правда, не совсем обычной — выводком желтеньких, пушистеньких милых цыплят. Вы видели цыплят? (Ответы детей.) Мы несколько раз поиграем в эту игру, каждый раз меняя того из вас, кто будет играть курочку. Итак, один — курочка, остальные — цыплята.

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
Выходит курочка и кудахчет. Наклоняется и руками щиплет травку.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
Выходят по очереди цыплята. Курочка поднимает «руки-крылья» и зовет всех цыплят под крылышко, стараясь обнять всех своих деток.

Вопросы для обсуждения

Удалось ли обнять всех цыпляток?

Что при этом чувствовала курочка?

Как ощущали себя цыплята?

Ведущий. Ребята, давайте попробуем нарисовать цыплят. Только рисовать будем парами. Разделитесь по два человека. Одному из каждой пары завяжем глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Рисуем так две минуты. Затем обменяемся ролями в парах. Посмотрим, что получится... (по окончании рисования все рисунки складываются на стол и обсуждаются.)

Вопросы для обсуждения

Что получилось?

Что получилось лучше всего?

Каково было работать в паре?

Что хотелось бы сказать своему партнеру?

Ведущий. Ребята, наше время истекло. До свидания!

ЗАНЯТИЕ № 5

Цели и задачи: развитие умения видеть в людях хорошие черты характера, концентрировать внимание; пробудить фантазию.

Оборудование: флажки по числу участников, картонная звезда, стульчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю вам сегодняшнюю нашу встречу начать с физической разминки. У вас ведь только что закончились занятия. Сейчас под музыку песни «В траве сидел кузнечик» мы позанимаемся. В песенке четыре куплета. На протяжении 1-го куплета я буду показывать движения, а вы будете повторять, а затем вы по очереди будете «физкультурными руководителями», каждый в течение одного куплета.

Итак, начали... (все выполняют движения).

«Добрые слова»

Ведущий. Весело и здорово у нас получилось! Вот мы и размялись. И теперь, я думаю, с удовольствием послушаем одно очень доброе стихотворение. И название у него подходящее: «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу —
Кузнецу, врачу, ткачу —
— «С добрым утром!» — я кричу.

«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Овсей Дриз

Ведущий. Ребята, а вы употребляете эти приветственные слова и выражения? (Ответы детей.) На свете есть еще очень много ласковых, добрых, нежных слов, которые согревают сердца людей так же, как солнышко, весенние цветы. Например: «спасибо» и «благодарю». Они близки по смыслу. Благодарить можно всех и всё.

Давайте сейчас с вами устроим «Пять минут благодарности». Скажем «спасибо» или «благодарю» всем, кому хочется сказать в нашей группе, и поясним, за что, а также мы можем поблагодарить, например, игрушки в групповой комнате за то удовольствие и радость, которые вы получали, играя с ними; стульчики — за комфорт, за то, что так удобно на них сидеть, и др. (Дети выполняют задание с помощью психолога в течение 5–7 минут.)

А можно поблагодарить и целый день вашей жизни. Какой день вам лучше всего помнится? Что вас тогда особенно порадовало, повеселило? Кто был с вами рядом и разделил вашу радость? Что замечательного тогда произошло? В общем, расскажите про свой самый любимый день и поблагодарите его за все хорошее, что с вами произошло.

«Кто первый у флажка»

Ребята, у меня вот в этой коробочке (психолог достает коробочку из-под конфет, оклеенную блестящей бумагой, цветными блестками) есть для вас что-то особенное. (Из коробочки извлекается раскрашенная золотой и серебряной краской картонная звезда на серебристом шнурке.) Эта звезда почти волшебная, как из сказки. Кто до нее дотронется, тот обретает две очень привлекательные черты характера — целых три дня помнить и употреблять к месту добрые слова и уметь организовать для своих друзей веселые игры. Кто хочет дотронуться первым?

Дима, ты сделал это первым, и я предлагаю тебе организовать игру «Кто первый у флажка».

1. Все играющие усаживаются на стулья.

2. На противоположной стороне комнаты или площадки на расстоянии 18–20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. (Лучше, если одновременно бегут не более 4–5 человек.)

3. По сигналу ребенка, который первым дотронулся до звезды (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три — беги!»), дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно.

4. Дима — водящий отмечает сам, какие дети раньше других подняли флажок.

5. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4–5 человек.

6. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. Последним можно устроить «забег победителей».

Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь пола (земли) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.

Ведущий. Вот так мы здорово поиграли, а каким замечательным водящим был Дима! Как вовремя и четко он подавал необходимые сигналы, как правильно и честно определял победителя забега, давайте все вместе скажем ему: «Мо-ло-дец!» (Вся группа аплодирует Диме и хором скандирует: «Мо-ло-дец!»)

Вы проявили себя сегодня ловкими и внимательными, умеющими собраться в решительный момент, умеющими говорить добрые слова. Поэтому все вы молодцы.

Скажем это громко и все вместе: «Мы мо-лод-цы!»

На этой позитивной нотке и закончим нашу сегодняшнюю встречу.

ЗАНЯТИЕ № 6

Цели и задачи: развивать умение самостоятельно принимать решения, навыки эмпатии, умение анализировать реальность.

Оборудование: цветы из цветной бумаги, музыкальный отрывок «Танец утят», лист бумаги и ручка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Гусята»

Ведущий. Добрый день, дорогие малыши! Как поживаете? Что вас сегодня с утра порадовало? А чем вы порадовали папу и маму? (Рассказы детей.)

Папа и мама — самые главные для всех людей. Они дарят своим детям огромное количество любви, заботы и своих детей чувствуют сердцем. Мы сейчас поиграем в игру, которая, пусть на короткое время, позволит вам почувствовать себя в этих важнейших и ответственнейших ролях.

1. Из числа детей по желанию выбираются Гусь-папа и Гусыня-мама.

2. Гуси-родители идут к двери.

3. Выбираются пять детей, которые будут гусятами.

4. Все опускают голову на руки, и Гусыня-мама приглашается обратно в групповую комнату или класс.

5. Один из птенцов очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо.

6. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда она обнаружит одного, то кладет руку ему на плечо и говорит: «Вот ты где!» Этот птенец может поднять голову.

7. Когда все птенцы будут найдены, они вновь прячутся и приглашается для поисков Гусь-папа.

8. Затем под аплодисменты всех детей все семейство гусей дважды проходит по комнате из конца в конец. Сначала идет мама, потом, соблюдая очередность, установленную Гусем-папой, идут детки-гусятки и в конце, следя за порядком и безопасностью семейства, важно шагает сам Гусь-папа.

Ведущий. Ну как, мои милые маленькие актеры, вам понравилась игра? Что именно понравилось? (Ответы детей.)

«Сочиняем сказку»

Ведущий. Я предлагаю вам теперь всем вместе сочинить сказку про это милое гусиное семейство. Каждый по кругу говорит одно предложение. Можно ввести, если захотите, и двух-трех новых героев. Давайте только назначим того, кто будет следить за очередностью высказываний, а я буду записывать сказку. Итак, по команде нами избранного ведущего начали. (В течение 5–7 минут дети сочиняют сказку.)

Вопросы для обсуждения

Какая у нас получилась сказка?

Кто из ее героев вам нравится больше всех?

Трудно ли было ли вам сочинять?

«Танец маленьких гусят»

Ведущий. Ребята — вы маленькие гении, смогли придумать отличную сказку! Пришла пора дать нагрузку вашим подвижным ножкам и ручками, а ваши умные головки пусть отдохнут. Мы своей волей на сегодняшний день переменим название музыкального отрывка «Танец маленьких утят» на «Танец маленьких гусят», повторяя движения за нашими Гусями-родителями. (Дети танцуют.)

Рекомендуемые движения для танца:

«Полуприседания» (спина прямая).

И.п. — основная стойка: руки согнуты в локтях и подняты к предплечьям, ладони повернуты вперед.

1 — присесть, руки разогнуты;

2 — вернуться в и.п. (8 раз).

«Повороты»

И.п. — ноги слегка расставлены, ладони повернуты к телу.

1 — поворот вправо, прямые руки вытянуть перед собой;

2 — вернуться в и.п.;

3–4 — то же с поворотом влево (3 раза).

«Наклоны»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки внизу, ладони развернуты к телу.

1 — наклон вперед, руки назад;

2 — вернуться в и.п.;

3 — наклон вправо, руки назад;

4 — вернуться в и.п.;

5–6 — то же влево (2 раза).

«Кружение» (ноги в коленях можно сгибать, а можно не сгибать)

И.п. — ноги врозь, руки внизу, ладони повернуты вперед.

1–8 — кружиться вправо, переступая с ноги на ногу;

9–16 — то же влево;

17–24 — еще раз вправо.

«Ногу на пятку»

И.п. — основная стойка, руки на поясе.

1 — выставить правую ногу вперед на пятку;

2 — и.п. (4 раза);

3–4 — то же с левой ноги (4 раза).

Упражнение повторить с полуприседанием (4 раза).

«Хлопок под коленом»

И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 — поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладони;

2 — и.п.;

3 — поднять левую ногу, хлопнуть под коленом;

4 — и.п. (4 раза).

Ведущий. Милые ребята, представьте, что вы танцевали на зеленом лугу, на котором растут цветы — такие же красивые, как вот эти, в коробочке, сделанные из цветной бумаги ребятами из соседней группы. Они их вам в подарок прислали. Возьмите все по цветочку и подарите тому, кого сегодня хочется поддержать, утешить. (Дети раздают цветочки. всем, кому не досталось, психолог дарит сам.)

Вопросы для обсуждения

Почему подарили цветок именно этому человеку?

С какими чувствами вы дарили цветок?

Приятно ли было получать подарки?

Ведущий. Ребята, желаю вам почаще дарить друг другу подарки и хорошее настроение. На этом и расстаемся.

ЗАНЯТИЕ № 7

Цели и задачи: закрепление навыков саморегуляции; укрепление чувства доверия участников друг к другу; формирование атмосферы взаимной поддержки, умения удерживать внимание товарищей.

Оборудование: небольшой красивый камень, ситцевый мешок с предметами (по числу участников).

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Разговор с камушком»

Ведущий. Доброе утро, растущие таланты! Как себя чувствуете? Что нового, интересного с вами случилось? Но говорить мы будем не в произвольном порядке, а по очереди — в зависимости от того, у кого в руках окажется вот этот красивый камень (психолог показывает всем детям красивый, средних размеров камушек, 100–200 г весом). Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Потом я его кому-нибудь передам, и будет говорить тот, кто его получит, а затем владелец камушка передаст его, кому захочет, и будет говорить новый временный владелец камушка. И так до тех пор, пока не выскажутся все.

Вопросы для обсуждения

Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

«Затейники»

Ведущий. Дорогие мои! Сейчас мы поиграем в игру, которая каждому из вас даст попробовать свои силы в организации слаженных действий всей группы, разовьет ваши способности действовать и говорить так, чтобы вас слышали и слушались все участники.

1. Дети становятся в круг. Одного из играющих психолог назначает затейником.

2. Затейник становится в центре круга.

3. Дети идут по указанию психолога вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделали... вот так.

4. По окончании дети становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

5. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его.

6. Затем затейник сам выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Вопросы для обсуждения

Кому было легко быть затейником?

У кого возникают сложности?

Как вы думаете, кто справился с заданием удачнее других?

Темы для релаксации

Ведущий. Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы почувствовали себя бодрее и свежее.

Сядьте на свои стульчики поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже...

Теперь представьте себе, что вы лежите на зеленом лугу и над вами по голубому небу проплывают белые пушистые облака.

(Дайте детям насладиться этой картинкой в течение 1–2 минут.)

Другие возможные образы:

— В теплую августовскую ночь ты лежишь в гамаке, привязанном в саду к старой яблоне, и смотришь на небо, наблюдаешь, как падают звезды.

— Ты бежишь со своим лучшим другом (подругой) по кромке морского прибоя.

— Ты с удовольствием гладишь маленького пушистого щенка.

— Собираешь яркие цветы на июньском лугу.

— Слушаешь шум леса, обняв ствол высокой березы.

— Сидишь с родителями у костра, в походе, наблюдаешь за огнем.

— Тебе дарят целую корзину свежей, сладкой земляники.

— Ты слушаешь журчание кристально чистого лесного ручейка.

— Ты поднимаешь руки к солнцу, когда видишь его встающим на рассвете.

— Ты купаешься в теплой, чистой, неглубокой реке.

— Ты слушаешь свою любимую детскую песенку.

— Ты наблюдаешь, как кружатся в воздухе пушинки одуванчика...

«Приключения обычных вещей»

Ведущий. Ну что ж, ребята, вы отдохнули, мысленно побывав там, где вам комфортно, безопасно, просто здорово, и я вам предлагаю еще одно очень интересное упражнение, где вам предстоит воспользоваться своей фантазией и организаторскими навыками.

1. Дети делятся на пары.

2. Психолог предлагает каждой паре достать из ситцевого мешочка два каких-нибудь предмета.

3. Теперь дети расходятся попарно в разные углы комнаты, и каждый дуэт придумывает историю, в которой были бы задействованы оба предмета (5 минут).

4. По истечении пяти минут каждый дуэт рассказывает свою историю, но рассказывает один человек, а другой его только поддерживает.

Вопросы для обсуждения

Как вы решали, кто от вашей пары будет рассказывать историю?

Легко ли было рассказчику нести ответственность за двоих?

Что чувствовал помощник?

Ведущий. Все прекрасно! У вас все получилось! Наше время закончилось. До свидания!