Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

«АГРЕССИЯ НЕ БЫВАЕТ СКУЧНОЙ»

В конце сентября по приглашению Санкт-Петербургского государственного университета нашу страну впервые посетил крупнейший социальный психолог, профессор Стэнфордского университета (Калифорния, США) Филипп Зимбардо. Профессор Зимбардо известен во всем мире своими исследованиями и публикациями по психологии агрессии, застенчивости, влияния общества на личность человека, психологии времени и временной перспективы. Мировую известность Ф. Зимбардо принесло одно из самых ярких и жестких социально-психологических исследований XX века, вошедшее в историю науки под названием «Тюремный эксперимент». Моделируя близкую к реальности ситуацию взаимоотношений охранников и заключенных, он доказал, что в определенных обстоятельствах ролевые предписания настолько начинают влиять на человека, что большинство людей способны на проявления жестокости.
Узнав, что в России существует многочисленная армия психологов, работающих с детьми, профессор Зимбардо с радостью согласился пообщаться с читателями «Школьного психолога». Темой нашей беседы стала агрессия в современном обществе.

Профессор, согласны ли вы с тем, что современные люди стали агрессивнее? Если так, то почему это произошло?

Я думаю, что здесь проявляются особенности развития человека. Первоначально люди проявляли агрессию, чтобы защищать себя от внешней угрозы, в частности от нападения диких животных. Но в процессе эволюции люди начали проявлять агрессию и против других людей. Это произошло потому, что в какой-то момент большую опасность стали представлять не животные, а враждебные племена.

И затем, из поколения в поколение, эта агрессия, направленная против себе подобных, только возрастала, поскольку в отличие от животных, которые «выясняют отношения» в одиночку, люди объединяются в борьбе с врагами. Возникают целые армии, призванные уничтожать противника. Военные стимулируют научно-технический прогресс, появляются новые, более современные технологии массового уничтожения. И поэтому сейчас основную опасность для человечества представляют люди, у которых есть сила и власть.

Психологи и педагоги отмечают рост агрессии, в том числе немотивированной, у современных детей. Причем это наблюдается и в странах, достаточно стабильных в экономическом и политическом отношении. Все чаще можно услышать о детях, которые расстреляли или взяли в заложники одноклассников и учителей. Как бы вы это объяснили?

Я не верю в то, что дети рождаются агрессивными. Они учатся агрессии как одному из способов взаимодействия с окружающим миром. В случаях проявления агрессии в школе, например когда ребята стреляют в других детей, они делают это по двум основным причинам. Первая из них — доступность огнестрельного оружия. Раньше, когда ребенок был чем-то недоволен, он дрался со своими обидчиками. А сейчас он может взять дома ружье и принести его в школу, не осознавая реальные последствия этого шага.

Другая причина заключается в том, что дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что-то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам. Учителя нередко знают об этом, но не препятствуют такому поведению, считая его нормальным.

Кроме того, во многих школах учебный процесс организован таким образом, что каждому ребенку приходится бороться за то, чтобы заслужить внимание учителя. Например, когда учитель задает вопрос, то все дети начинают тянуть руки в надежде, что вызовут именно их. Но педагог может спросить только одного ученика. Без внимания остаются ребята чуть более застенчивые, более медлительные, рассеянные. Таких детей если и спросят, то они, как правило, будут говорить слишком медленно и неуверенно, что вызывает насмешки со стороны одноклассников. Таким образом, многие дети никогда не получают внимания и одобрения со стороны учителя. И это свойственно многим учебным заведениям по всему миру. Можно сказать, что основой любой образовательной системы является соревновательность, точнее, конкуренция со стороны учеников. В результате кто-то выглядит лучше, успешнее, а кто-то ощущает свою неполноценность.

Мы знаем, что практически все ученики, которые стреляли в других детей, либо были застенчивыми, либо пережили опыт серьезных наказаний. Их отвергали другие дети, поскольку они чем-то отличались от них. Единственный способ, с помощью которого они могли, на их взгляд, достойно ответить, — это стрельба.

Можно ли это как-то остановить?

Есть такой социальный психолог, мой друг, его зовут Элиот Аронсон. Он разработал способ, с помощью которого можно коренным образом изменить атмосферу в классе. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы дети могли сотрудничать, а не соревноваться. Для выполнения задания учителя детей распределяют по маленьким группам — пять-шесть человек. Учитель дает каждому ребенку какую-то информацию об одном из аспектов изучаемой темы. Тот изучает ее, а затем знакомит с этим материалом других участников группы. Ребенок старается делать это как можно лучше, поскольку вся группа получает оценки в зависимости от того, как выступит каждый ее участник. В результате каждого ребенка внимательно выслушивают, он получает необходимое внимание со стороны одноклассников и учителя.

При этом оценка каждого ученика зависит от того, насколько внимательно он слушает соседа и воспринимает его часть информации. Класс превращается в своеобразный большой пазл, где для создания целостной картины важен каждый ее элемент.

Благодаря такой организации урока исчезают любые предубеждения друг против друга. Это позволяет также повысить интерес детей к занятиям, что неизбежно приводит к увеличению образовательного уровня. Это один из наглядных примеров того, как социальная психология, ее исследовательские идеи могут изменить атмосферу в классе, уменьшить агрессию.

Сейчас эту технику используют во многих американских школах: она очень легко реализуется на практике, но это требует серьезной перемены в мышлении учителей и частичной перестройки образовательной системы в школе. Классическая система школьного образования способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди отстающих. А ведь насилие никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.

Сейчас распространению агрессии способствует и само общество, его информационная среда, компьютерные игры, в которые играют дети.

Это непростая проблема. Агрессия, как таковая, возбуждает, волнует человека. Она его тонизирует. И если посмотреть телевизионные программы, даже детские, мы найдем очень много агрессии. Агрессией мы можем привлечь внимание к экрану: она никогда не бывает скучной. Даже если тебе не нравится увиденное, оно заставляет тебя волноваться, поэтому люди, которые создают телевизионные программы, используют агрессию.

Этим же пользуются создатели компьютерных игр — агрессивные игры более интересны, чем другие. Проблема заключается в том, что, когда дети играют в агрессивные игры и смотрят такие же передачи, они становятся более агрессивными.

Это не происходит внезапно, непосредственно после просмотра передачи или игры, но дети принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе, семье и даже в будущем на работе, человек использует имеющуюся у него модель поведения. Ведь в процессе игры он научился тому, как можно легко справиться с любыми проблемами, и он предпочтет ударить другого, вместо того чтобы обсудить происходящее спокойно.

Тот, кто усвоил агрессивную манеру поведения, настроен на выигрыш: при таком способе решения проблемы всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает.

Нельзя сказать, что видеоигры и насилие на экране непосредственно стимулируют агрессию, но они формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.

А как этому противостоять?
Нельзя же запретить детям смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Это часть нашей жизни...

Родители должны объединяться и выражать протест против компаний, производящих такие игры. Кроме того, они должны объяснять детям, что агрессия — не единственный способ решения проблем, подбирать игры и передачи более созидательного характера, не менее увлекательные, но не развивающие агрессию.

Взрослые должны объяснить детям, почему неправильно получать удовольствие от того, что на твоих глазах кто-то умирает. Пусть это даже экранный или виртуальный персонаж. Хуже, когда дети в процессе игры сами стреляют, уничтожая других персонажей. Они не всегда понимают, что, хотя стреляют и «понарошку», все равно это жестокость и насилие, которые травмируют их психику и искажают восприятие окружающего.

Даже у взрослых солдат, участвующих в боевых действиях, остаются психологические травмы на всю жизнь. Похожее, к сожалению, происходит и с нашими детьми.

А что должны делать учителя, педагоги, психологи? Общество мы быстро не изменим, но надо с чего-то начинать?

Самый действенный способ — сформировать общественное мнение и постараться оказывать влияние на компании, которые производят компьютерные и видеоигры. Параллельно нужно работать с детьми, их родителями. Заставить их задуматься над тем, почему играть в жестокие игры так увлекательно. Может быть, они сами найдут альтернативу этому?

Например, можно создать видеоигру, в основе сюжета которой кораблекрушение, и задача ребенка — спасти как можно большее число людей. Это было бы интересно для многих. Можно придумать самые разные сюжеты, где дети будут соревноваться друг с другом, спасая людей. Это и позитивно, и интересно – требует от ребенка творчества, воображения. А чтобы играть в агрессивные игры, фантазия не нужна: у тебя оружие и ты бьешь, стреляешь, убиваешь.

К сожалению, засилие агрессии на экранах компьютеров, телевизоров и в целом в обществе привело к тому, что большинство людей смирились с тем, что это — часть нашей жизни. Но так не должно быть!

В заключение нашей беседы Филипп Зимбардо пожелал российским психологам и педагогам оптимизма, творчества и удачи в их нелегкой, но так необходимой обществу работе!

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА