Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
18 Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
19 Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
21 Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
22 Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка.
23 Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса. Контрольная работа № 2
24 Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.

ЛЕКЦИЯ 6

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
С ОПОРОЙ НА ТИП НАРУШЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Особенности консультирования детей
с различными вариантами нарушений психологического здоровья

При наличии у ребенка выраженного нарушения психологического здоровья психологу необходимо привлечь к работе родителей с целью изменения стиля их взаимодействия с ним. Обычно консультирование в этом случае происходит по инициативе психолога. Мы уже рассмотрели общие принципы консультирования, теперь более подробно рассмотрим содержание беседы применительно к нарушениям психологического здоровья.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАТИВОЙ БЕСЕДЫ

В консультативной беседе с родителями можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе психолог вводит родителя в проблему — необходимость сохранения психологического здоровья его ребенка. Для многих, даже достаточно образованных родителей она будет довольно неожиданной. Для них привычно беспокоиться либо о физическом здоровье, либо об успеваемости в школе. Поэтому им нужно для начала объяснить, что понимается под психологическим здоровьем и в чем его отличие от психического. Для многих родителей психолог ассоциируется с психиатром и вызывает страх, а следовательно, и отторжение: «Что, мой ребенок псих, что ли, зачем ему психолог?» Поэтому нужно подчеркнуть, что в нашем нестабильном и стрессогенном обществе те или иные нарушения психологического здоровья имеют почти все здоровые дети. Далее хорошо бы рассказать, что нарушения психологического здоровья связаны с успеваемостью в школе, адаптацией к социальной среде и, наконец, со здоровьем физическим. В итоге родитель приобретает понимание того, что необходимо проявлять особую заботу о его сохранении.

На втором этапе психолог сообщает родителю конкретную проблему его ребенка, по-возможности в терминах поведения, чтобы родитель имел возможность сравнить замечания психолога со своими собственными и согласиться с имеющимся нарушением. Например, если у ребенка преобладают социальные страхи, можно рассказать, что ребенок боится контрольных работ и качество их выполнения ниже, чем обычных, аналогичных по трудности. Или ребенок ту же работу дома в спокойной обстановке делает лучше, чем в классе. Можно попросить родителя самому привести примеры, свидетельствующие о наличии у ребенка выделенного психологом нарушения психологического здоровья.

Если родитель согласился с тем, что действительно его ребенок имеет то или иное нарушение, то он сам, вероятнее всего, задаст вопрос «Почему?» (третий этап). Здесь очень важно избежать появления у него чувства вины, поскольку за ним может последовать сопротивление дальнейшей работе. Или, наоборот, родитель включится в нее столь рьяно, что породит какое-то другое нарушение. Поэтому имеет смысл сказать, что, возможно, имелись объективные причины этого нарушения в прошлом. Какие? Родитель сам с удовольствием подберет их: конфликты между супругами или с родителями, финансовые проблемы или необходимость много работать, частая смена места жительства и т.п. Психологу нужно согласиться с родителем, добавив, что современные социально-экономические условия сильно обостряют действия этих причин.

Следующий вопрос, который также обычно задает родитель: «Что делать?» То есть он соглашается с тем, что нарушение имеется, причины понятны, но как изменить ситуацию? И тут надо перейти к деликатному сообщению родителю (четвертый этап), что его актуальное взаимодействие с ребенком неэффективно и также закрепляет нарушение. Это можно сделать, на наш взгляд, используя метафору аллергии.

Итак, ребенок-аллергик обладает повышенной чувствительностью к некоторым продуктам питания. И те продукты, которые полезны здоровым детям, к примеру молоко, могут вызвать сильную реакцию у аллергика. Так же обстоит дело и с проблемой психологического здоровья. Нездоровый в психологическом плане ребенок обладает непереносимостью некоторых психологических воздействий, более того, они еще больше ухудшают его состояние, в то время как здоровому ребенку они могли бы быть только полезны. Поэтому психологически нездоровому ребенку нужна особая «психологическая диета», организовать которую может только горячо любящий родитель.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЕТА»

В диете можно выделить неспецифический и специфический компоненты. Под неспецифическим компонентом нужно понимать воздействие родителей, направленное на повышение уровня психологического здоровья в целом. Специфический компонент соответствует конкретному нарушению психологического здоровья, имеющемуся у ребенка. Рассмотрим содержательное наполнение этих компонентов.

Начнем с неспецифического.

Как уже говорилось, психологическое здоровье можно рассматривать как систему, состоящую из пяти компонентов: аксиологического, инструментального, потребностно-мотивационного, развивающего и социально-культурного. В соответствии с этими компонентами можно определить основные направления воздействия родителей. Содействие формированию:

а) умения любить себя и другого человека,

б) личностной рефлексии,

в) потребности в саморазвитии,

г) возрастных новообразований,

д) основных социальных ролей.

Начнем с первого направления. Здесь необходимо прежде всего определить, что такое любовь к себе, поскольку для многих родителей перспектива обучать детей любви к себе покажется абсолютно ненужной. «Они и так себя слишком любят», — скажут многие. Но на самом деле это не так. Любовь к себе описывается в литературе синонимично таким понятиям, как самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция и пр. Согласно мнению директора американского Национального института душевного здоровья Роберта Феликса, любовь к себе — это чувство собственного достоинства, собственной ценности», осознание собственной уникальности и вера в свои возможности.

Однако не является ли любовь к себе проявлением эгоизма? Как пишет известный психолог Э. Фромм, в современной культуре часто прослеживается альтернатива: «или любовь к другим, что добродетельно, — или любовь к себе, что грешно». Э. Фромм подробно рассматривал отражение этой альтернативы в теологии и философии (Ж. Кальвин, Ф. Ницше, И. Кант, М. Штирнер и др.) и пришел к такому выводу. Догма, что любовь к себе несовместима с любовью к другим, заполнила теологию, философию и общественную мысль. Однако, по мнению Э. Фромма, разрешить это противоречие можно через введение и последующее определение понятия «себялюбие». Себялюбие, по Э. Фромму, не только не тождественно любви к себе, но обусловлено именно отсутствием любви к себе. Себялюбец любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, вернее, он ненавидит себя.

И с этим положением Э. Фромма хочется не просто согласиться, но подчеркнуть его особую значимость. Себялюбие действительно исключает какой-либо искренний интерес к другим людям, то есть оно действительно несовместимо с любовью к другим. Реальная же любовь к себе и любовь к другим, как утверждает Э. Фромм, коренным образом взаимообусловлены. «Установка на любовь к себе обнаруживается у всех, кто способен любить других».

Однако научиться любить себя может оказаться достаточно сложно. Уже у детей 3–4 лет можно заметить неумение любить себя, непринятие собственной ценности, уникальности. И это понятно, ведь взрослые чаще обращают внимание на нарушения поведения детей, поэтому в общении с ребенком преобладает негативная лексика. Как следствие этого, уже дошкольники прекрасно знают свои недостатки. Но далеко не всем известны собственные достоинства. Многие дети считают, что их любят, только когда они себя хорошо ведут или учатся. И этому нередко содействуют не только родители, но и опытные педагоги, такими, например, обращениями: «Вы должны хорошо кушать, ведь родители любят тех, кто хорошо ест», «Старайтесь хорошо учиться, чтобы родители вас любили».

Поэтому очень важно, чтобы психолог сумел донести до родителей необходимость демонстрирования ребенку своей безусловной любви, любви не «за что-то» или при определенных условиях, а несмотря ни на что и невзирая ни на какие условия. Можно использовать с этой целью сказку, приведенную далее. Она взята из программы групповой психопрофилактической работы с детьми. На наших занятиях они обычно очень живо на нее откликаются и говорят, что у них были похожие чувства и ситуации. Ее можно прочитать и родителям.

Сказка о букашке Сашке

Букашка Сашка очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но, как ему казалось, мама часто не любила его. Например, когда он в детском саду дрался, а воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и кричала, что откажется от него, такого нехорошего. А когда букашка Сашка сам одеваться не хотел, спать не хотел ложиться или как-нибудь по-другому не слушался, мама говорила, что дяди милиционеры непослушных мальчиков собирают в специальные домики и там учат их послушанию.

Букашка Сашка очень хотел, чтобы мама его любила, и часто спрашивал: «Мама, а ты любишь меня?» И она всегда отвечал одинаково: «Люблю, когда ты себя хорошо ведешь». — «Значит, когда я плохо себя веду, она меня совсем не любит», — решил Сашка.

И вот случилось с Сашкой в детском саду сразу три «плохо». Синяк букашке Наташке на лбу поставил, в лужу упал и штаны измазал, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня совсем не будет любить, — решил Сашка. — А может быть, даже в специальный детский домик для непослушных отдаст. Лучше убегу я в Америку». Тихонечко выскочил он из группы на улицу и остановился. Где Америка находится, он не знал. Стал он по улицам бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются. А тем временем...

А тем временем пришла за Сашкой в детский сад мама. А Сашки-то нету. Бросились все искать его. Воспитательница ищет, заведующая ищет и даже медсестра ищет. А мама сидит на маленьком детском стульчике и плачет: «Где мой Сашка?»

— Он, наверное, боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает, — прошептала из-за угла ей букашка Наташка. А мама тогда еще громче заплакала:

Как же я могу разлюбить своего сына?! Мама любит своего ребенка всякого: беленького и черненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?

А Сашка тем временем устал искать Америку, ноги промокли и есть захотелось. И хорошо, что не успел он далеко от своего сада уйти. Вернулся Сашка в детский сад. А там мама. Нашлепала мама Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашелся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал ее за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей!»

Особо акцентируем внимание не только на наличии безусловной любви, но на ее демонстрации.

Нередко ребенок воспринимает семейную ситуацию неадекватно. К примеру, мама безусловно его любит, но в силу занятости или каких-либо других причин не показывает это. Ребенок может воспринимать это как недостаток принятия. Ситуация осложняется, если мама не умеет это делать, так как сама росла в семье, где не принято было открыто проявлять свои чувства. Здесь демонстрировать любовь к ребенку может эмоционально теплый отец.

Следующее направление воздействия родителей в отношении своего ребенка — всемерное содействие развитию у него рефлексии, то есть умения понимать свои чувства и чувства других людей, причины и последствия своего поведения. Заниматься можно уже с младшими дошкольниками — детьми 3–4 лет. Для этого при чтении первых сказок обращать внимание на чувства их героев. Например: «Радуется ли герой и почему?», «Злится ли и почему?», «Боится ли и почему?». При рассматривании картинок можно обращать внимание на выражение лиц людей, на чувства героев-животных. Например: «Как ты думаешь, что чувствует лисичка на картинке?» Более старших детей можно подвести к осознанию того, что непонимание людьми чувств друг друга часто приводит к конфликту. На наших групповых занятиях мы используем для этого сказки, предлагая детям найти ошибки в понимании чувств друг друга их героями. Их можно прочитать и родителям.

О Мише и Маше

Миша рос высоким, сильным и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время ему идти в детский сад, потому что бабушка. с которой он раньше сидел дома, уехала в другой город. Не хотел Миша идти в детский сад, боялся, что ребята будут его обижать. И может быть, поэтому, когда он вошел в первый раз в группу, показалось ему, что ребята как-то странно на него смотрят и собираются бить. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята видят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, решили, что драться хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу. А воспитательница в это время посуду мыла, поэтому драки не заметила...

Оставшись как-то одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко. Расстроилась Маша. Забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама. Увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась:

— Ни стыда у тебя, ни совести, Маша! Мало того, что чашку разбила, так еще прячешься, отвечать не хочешь.

Расплакалсь тут Маша. А мама еще больше рассердилась:

— Ах ты еще и плачешь, себя жалеешь!

Помимо внимания к чувствам, необходимо учить ребенка анализировать свой жизненный опыт, находить, чему может научить неудача. Например: «Чему может научить эта «двойка» за задачу? Может быть, надо более внимательно читать условие задачи или представить себе это условие зрительно? А может быть, чему-то еще?»

С подростками необходимо ежедневно совместно анализировать прошедший день, когда ребенок и родитель делятся своими трудностями и вместе ищут их причины, обсуждают ресурсы и способы их использования.

Следующее и, наверное, самое сложное направление воздействия родителей на ребенка — потребностно-мотивационное, которое предполагает формирования у ребенка потребности в саморазвитии. Но представлять особую трудность оно будет только для тех родителей, которые никогда сами не задумывались над этим вопросом. К сожалению, таких родителей сегодня довольно много. Поэтому психологу нужно очень умело разъяснить им, что главное — это чтобы их ребенок стремился стать лучше. В чем? В разных жизненных областях. Стремился лучше общаться, помогать по дому, заботиться о близких, учиться, познавать новое и пр.

Безусловно, на пути реализации этих стремлений будет много трудностей. И очень важно, чтобы ребенок имел твердую веру в то, что его ожидания обязательно сбудутся, если он приложит для этого достаточно усилий. На наших занятиях мы используем такую сказку. Ее можно прочитать и родителям.

Верить и стараться

Жила-была семья из трех человек: папа, мама и маленький мальчик. Может быть, это была девочка, я точно не помню. Но кажется, мальчик. Мальчик этот очень хотел быть хорошим. Он очень хотел хорошо учиться, но буквы часто перепутывались друг с другом, ошибки в слова сами вскакивали, задачки почему-то решаться не хотели, а стихотворения никак не запоминались. Зато вертунчики ему то ладошки, то ноги, то горло щекотать частенько начинали. И тогда мальчик то крутить-вертеть все начинал, то со стула сваливался, то выкрикивал громким голосом, когда все ребята тихо сидели. Очень хотел хорошо учиться мальчик, но то и дело замечания да двойки получал. Маму огорчал, учительницу огорчал. А как сам огорчался! «Почему я такой? Почему у меня не получается? Как стыдно! Очень стыдно!» — думал мальчик и во время обеда, и по дороге домой, и перед сном. Так сильно огорчался мальчик, что стал учиться еще хуже, делать ошибок все больше и больше. Учительница строгим голосом к нему обращалась: «Опять не успел... Опять не выучил...» А мама даже заболела.

«Какой я несчастливый», — думал мальчик, лежа вечером на диване, думал-думал и уснул. И приснился ему сон. А во сне он, мальчик, уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он во сне за столом, толстые книги быстро-быстро прочитывает, сам толстую книгу пишет, да еще в компьютере какие-то сложные задачи решает. И подходит к нему, к большому, во сне маленький мальчик и спрашивает:

— Дядя, а как ты вырос таким умным, так пишешь красиво, задачи сложные решаешь? Ты, наверное, в школе на одни пятерки учился?

И ответил он:

— Что ты, малыш! Были в школе у меня и двойки, и тройки. Писал я не всегда чисто, часто некрасиво. Но я всегда верил, что когда-нибудь и у меня получится хорошо. Главное — верить и стараться.

«Верить и стараться», — прошептал наш ученик второго класса, просыпаясь. Верить и стараться. Верить, что все получится, стараться и не очень огорчаться, если пока не все получается. Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, один раз на левой и еще раз на двух сразу и побежал рассказывать сон маме: «Надо, чтобы и она перестала огорчаться, а я-то теперь знаю, что у меня обязательно все получится. Я ведь очень стараюсь».

Четвертый компонент неспецифической диеты — развивающий — представляет особую значимость для подростков, которые проживают важный и трудный нормативный кризис. И здесь необходимо помогать тем детям, которые по каким-либо причинам к нему не подошли. Но для начала убедите родителей, что им это необходимо. Убеждать придется долго, поскольку ребенок с отложенным кризисом — спокойный, послушный — родителям удобен. Полезно придумать «устрашающие примеры», в которых дети, не пройдя кризис в свое время, по окончании школы начинали его проходить по варианту ядерной реакции, то есть бурно, быстро, не умея контролировать себя и отвергая любую помощь взрослых.

И последний компонент — социально-культурный — приобретает особую значимость в каждый возрастной период, сопровождающийся сменой социальных условий: в 1, 5, 10-м классах, когда ребенку необходимо освоить первую социальную роль — младшего школьника, зачем ученика средней и старшей школы. Каждая роль предполагает новый уровень самостоятельности и самоконтроля. Поэтому ключевым здесь становится слово «сам», которое содержательно наполняется по-разному в зависимости от возраста.

Перейдем к обсуждению специфических компонентов «психологической диеты», которые, как уже говорилось, соответствуют конкретному нарушению психологического здоровья, имеющемуся у ребенка.

Родителей детей с защитной агрессивностью нужно убедить прежде всего полностью исключить физические наказания, которые служат для ребенка образцом для подражания. Необходимо также ограничить просмотр различного рода «ужастиков» и возможность играть в соответствующие компьютерные игры, с героями которых ребенок может идентифицироваться. Следует «прописать» им ежедневное телесное общение с ребенком через поглаживания, если он это позволяет. Это может, к примеру, происходить перед сном, когда родитель «проглаживает» все тело ребенка: головку, ручки, ножки. Если речь идет о подростке, то хорошо бы все равно найти способ организации телесного контакта: может быть, трепать его по голове, или «возиться» на ковре, или же иногда похлопывать по плечу.

В работе с родителями детей, у которых присутствуют выраженные страхи, должен быть обсужден режим дня, акцентировано внимание на недопустимости перевозбуждения ребенка перед сном. Кроме того, необходимо убедить родителей ограничить просмотр боевиков и страшных мультфильмов, заменив их сказками с благополучным концом. Хорошо, если родители согласятся с тем, что не стоит в присутствии ребенка обсуждать опасные ситуации (реальные или потенциальные), с которыми они встречаются, и найдут время спросить ребенка о запомнившихся ему снах, предложить нарисовать их.

Если страхи ребенка явно выражены дома, например он боится оставаться дома один или один засыпать, нужно объяснить родителям, что рациональные объяснения типа «не бойся» или «посмотри, под кроватью ничего нет» абсолютно не действуют. Ребенок не может не чувствовать то, что он чувствует. Но абсолютно недопустимо специально «приучать» ребенка к смелости или осуждать за страхи. Ребенку необходимо дать право чувствовать то, что он чувствует на самом деле, убедить, что это не стыдно и абсолютно нормально. Страхи — это этап, через который проходит любой человек. Пройдет время — пройдут и страхи.

Родителям подростков нужно иметь в виду, что страхи могут актуализироваться и у пяти-шестиклассников. Поэтому если ребенок вдруг снова начинает тревожиться от того, что остается один, или тайком от взрослых пытается спать со светом («забывает» его потушить), стоит подбодрить его и предложить делать это всегда. Через некоторое время это перестанет быть ему нужным.

Если у детей присутствует деструктивная агрессивность, то главная проблема родителей — это гиперопека или сверхконтроль, совершаемые ими вследствие огромной любви к ребенку. Такие родители во многом похожи друг на друга. Ребенок для них чаще всего является смыслом жизни, образцом совершенства. Преувеличивается его хрупкость, слабость, беззащитность. Ребенок может быть столь горячо обожаем, потому что он поздний, либо воспитывается в неполной семье, либо родители сами имеют аналогичные проблемы. Поэтому главное направление «психологической диеты» — это предоставление ребенку самостоятельности и обучение умению распоряжаться ею. Имеется в виду, что ребенок получает как право принимать самостоятельные решения в определенных областях жизни (соответственно возрасту), так и обязанности самостоятельно делать что-либо. Например, убирать постель и свои вещи в шкафу, стирать носочки и др.

Важно избежать возникновения у родителей чувства вины, только тогда появится возможность склонить их к некоторому расширению сферы самостоятельности ребенка. Кроме того, у некоторых родителей могут присутствовать собственные социальные страхи и как их результат — стремление абсолютно контролировать свои чувства, не допускать свободы их проявления, сохранять привычную маску: «Все хорошо». Поэтому необходимо особо подчеркивать их родительскую компетентность (они все делают так, как надо), замечаемую окружающими любовь к ребенку. Но при этом надо убеждать их предоставить ребенку право свободного выбора, право на самостоятельные решения, право на ошибку. И конечно же, право не всегда строго следовать режиму дня, не всегда аккуратно складывать вещи, позволение иногда съесть обед немытыми руками...

Родители детей с социальными страхами также отличаются гиперопекой и сверхконтролем, преувеличением слабости и болезненности своих детей, повышенной ответственностью за их воспитание. Поэтому основное направление работы, как и в предыдущем случае, — это расширение сферы самостоятельности детей, предоставление им права на ошибку и на собственный выбор. И понятно, что этому должно соответствовать демонстрирование родителями ребенку своей безусловной, безоценочной любви. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что мама любит его всякого — успешного и неуспешного, причем сила этой любви не определяется степенью успеха.

Следует иметь в виду, что в подростковом возрасте ребенок с социальными страхами нередко меняет их на деструктивную агрессивность. В этом случае для него особый интерес приобретает анальная лексика: разговоры о туалете, какашках и пр. А самым главным желанием становится разрушение. Понятно, что резко снизится успеваемость в школе, появится много замечаний у педагогов по поводу его поведения. Родители могут запаниковать: как это — такой милый, хороший, «удобный» ребенок вдруг стал совершенно иным. И здесь очень важно показать нормальность этого явления и научить способам отреагирования деструктивной агрессивности: предоставить возможность плавать, жечь костры, много смеяться и т.п.

Перейдем к следующей группе детей. Дети с демонстративной агрессивностью и страхом самовыражения прежде всего внутренне одиноки. Постоянно занятыми работой или эмоционально холодными — такими обычно бывают их родители. Поэтому, пожалуй, эта группа родителей наиболее тяжелая, до них труднее всего «достучаться». Вероятнее всего, на консультации они будут вежливы, скажут, что очень любят своего ребенка и все для него делают. Это и на самом деле может быть так. Они могут любить его, но не уметь выразить свою любовь или не иметь для этого объективных возможностей ввиду загруженности работой, занятости решением супружеских конфликтов.

Успех консультирования будет определяться тем, насколько консультант сумеет войти с родителем в контакт, то есть насколько родитель «впустит» его в свое одиночество. И только тогда можно говорить с ним об одиночестве ребенка. В противном случае лучше вежливо проститься с родителем, осознав, что психолог — не бог и не всегда может позитивно изменить ситуацию.

Одной из наиболее тяжело переживаемых трудностей является чувство неполноценности. Консультирование родителей таких детей таит в себе дополнительную сложность: многие из них также имеют внешне скрываемое чувство неполноценности. При этом такие родители могут быть социально успешны. Но любое упоминание о чувстве неполноценности ребенка вызовет у них отрицание и агрессию. Поэтому стоит обсуждать с ними эту проблему в терминах неуверенности в себе, сниженной самоценности, неадекватного оценивания себя и пр. Основное содержание консультации здесь очевидно — убедить родителя, что ребенку как воздух необходимы ситуации успеха и что родительское участие здесь трудно переоценить.

Однако нужно иметь в виду, что часто чувство неполноценности сопровождается выученной беспомощностью, поэтому ребенок не будет предпринимать никаких действий для достижения успеха, а в некоторых случаях даже отрицать желание его получить. Поэтому родителю надо снова «взять ребенка за руку» и учить его делать первые шаги к успеху. В чем будет заключаться содержание «первых шагов», консультант решает вместе с родителем. Это могут быть совместное приготовление уроков или тщательная проверка их родителями, разработка системы поощрений самых малых успехов и пр.

Источник трудностей ребенка может лежать в кризисе подросткового возраста. Вследствие этого он либо проявляет отрицающую агрессивность: «Ничего не хочу, ничего не буду, школа ваша — фигня, дома — отстой», либо избегает принятия самостоятельных решений, прячась за родителей: «Мама сказала, что мне нужно поступать так...» Здесь основная задача родителей — помочь ребенку успешно завершить подростковый кризис. Для этого необходимо прежде всего обеспечить ему наличие образцов для идентификации и близкого контакта с ними. Полезны беседы со значимыми взрослыми, которые бы делились с подростком своими ошибками и находками, относящимися к этому возрасту, побуждали бы размышлять о собственном будущем: что я хочу, что могу, как добиться желаемого.

Итак, мы рассмотрели специфику консультирования родителей с опорой на выделенные психологом нарушения психологического здоровья ребенка. Как нам представляется, важным условием успеха являются размышления психолога о собственном психологическом здоровье. Каков Я? Насколько я собой доволен? Есть ли гармония у меня с моим окружением? Думаю ли о своих чувствах? Стараюсь ли становиться лучше понемногу, но каждый день?

Если эти либо подобные вопросы присутствуют во внутреннем мире психолога, то любая его консультация будет значимой и полезной для родителей.

Публикация произведена при поддержке интернет проекта о диетах и здоровом питании Nadietax.Com. Посетив сайт проекта, по адресу http://www.nadietax.com/lechebnye-diety, Вы найдете статьи о лечебных и оздоровительных диетах, которые расскажут о том, чем нужно питаться при том или ином заболевании, или для профилактики болезни. А так же к Вашему вниманию большое количество других публикаций о правильном голодании и различных способах снижения веса, которые помогут похудеть без вреда для здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем любовь к себе отличается от эгоизма?

2. В чем проявляется неумение ребенка любить себя?

3. Как можно проявлять свою любовь к ребенку?

4. Как консультировать родителей детей с защитной агрессивностью?

5. Как консультировать родителей детей с социальными страхами?