ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Д.Б. Эльконин
Ред.-сост. Б.Д. Эльконин
М.: Издат. центр
«Академия», 2004
|
Имя Д.Б. Эльконина
хорошо известно всем психологам от мала до
велика, но далеко не каждый может похвастаться
тем, что хорошо знаком с трудами одного из
создателей отечественной психологической науки.
При этом не стоит обвинять молодых психологов в
лености или отсутствии желания изучить ставшие
классическими работы Эльконина, так как многие
из них давно не переиздавались.
С выходом в свет «Детской психологии» у всех нас
появилась возможность не только прочитать, но и
поставить на рабочую полку это уникальное по
богатству содержащегося в нем
экспериментального и теоретического материала
издание. В свое время Эльконин говорил о Л.С.
Выготском, что его работы невозможно понять с
первого раза, что каждое обращение к ним приводит
к открытию в них чего-то нового. Сегодня то же
самое следует сказать и про Эльконина.
«Детская психология», впервые увидевшая свет в
1960 году, составляет основное содержание данной
книги. Кроме того, в сборник включены работы по
проблемам школьного обучения и его влияния на
умственное развитие, по психологии подростков и
др. В последнее время много говорится о
необходимости создания особой
практико-ориентированной теории, призванной
стать основанием для практической работы в
области образования. Работы Эльконина
представляют собой образец именно таких
исследований. В этой связи интересно напомнить,
что сам Эльконин не принадлежал к разряду
«чистых» теоретиков и немало времени уделял
практической работе в школе, наверное, поэтому
его многочисленные описания выглядят жизненно и
убедительно.
Было бы наивно искать в книге Эльконина набор
конкретных советов и рекомендаций, разработок
уроков или описаний развивающих занятий. В то же
время не вызывает сомнения, что содержащиеся в
ней сведения по вопросам школьного обучения, и в
частности обучения в начальной школе, полезны
психологу, занятому в образовании. Предлагаемые
автором принципы подхода к анализу процесса
обучения младших школьников при желании могут
быть перенесены и на другие школьные возрасты.
Книга Эльконина вышла в серии «Классическая
учебная книга», однако назвать ее учебником было
бы не совсем правильно, а точнее — недостаточно.
Трудно не согласиться с автором вступительной
статьи Б.Д. Элькониным, что это не только учебник,
но и монография, которая в первую очередь
интересна и созидательна и лишь во вторую —
полезна и назидательна. Этот действительно
авторский учебник помогает взглянуть на
накопленные в истории психологии данные
относительно характера детского развития с
единых научных позиций, что способствует
появлению не мозаичного, а целостного
представления об общих закономерностях
психического развития. Подобные сведения нужны
всем: психологам-теоретикам и школьным
практикам, а также тем, кто только собирается
стать психологом. Поэтому в данном случае даже не
представляется возможным ограничить круг
потенциальных читателей книги Эльконина.
Марина СТЕПАНОВА
|