Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология одаренности:
понятие, виды, проблемы

Д.Б. Богоявленская,
М.Е. Богоявленская
Выпуск 1
М.: МИОО, 2005

Авторы пособий, предназначенных для школьных психологов, как правило, ограничиваются изложением конкретных рекомендаций и описанием развивающих (коррекционных) занятий, знакомство с которыми, вне всякого сомнения, полезно практикам в их ежедневной работе. При этом основания для таких рекомендаций освещаются редко, что своим результатом имеет недооценку теоретических знаний самими практикующими психологами. Данная книга позволяет если не изменить подобную профессиональную позицию, то по крайней мере усомниться в ее верности и продуктивности.
В издании, адресованном психологам и учителям, речь идет о феномене одаренности и об одном из возможных подходов к пониманию ее природы, что, однако, не позволяет отнести книгу к категории научных монографий. Это связано с тем, что в соответствии с разработанными авторами теоретическими положениями решаются и практические задачи выявления, обучения и развития одаренных детей. Причем отражение в пособии реального опыта работы с одаренными школьниками значительно повышает доверие к авторским идеям.
Согласно распространенной в психологической науке точке зрения, одаренность определяется как высокий уровень развития способностей человека (см. любой психологический словарь). По мнению авторов книги, одаренность – целостное качество психики ребенка, и именно его личность ведет за собой развитие способностей. Соответственно, яркая одаренность свидетельствует не только о достаточно высоких способностях, определяющих успешность деятельности, но и об активном личностном к ней отношении со стороны ребенка. Практическим следствием такой теоретической позиции выступает смена приоритетов с привычного обучения, обеспечивающего лишь интеллектуальное развитие, на воспитание, в частности на создание условий (и в школе, и дома), способствующих формированию личностной сферы и обретению соответствующих ценностей.
Специальное внимание в книге уделено анализу тех трудностей, которые испытывают одаренные дети в школьном обучении, общении со сверстниками и родителями. Обязательно ли эти проблемы присущи одаренному ребенку, или они имеют иную, не связанную с одаренностью природу? Встречаются ли «непроблемные» одаренные дети? Авторы предлагают свои достаточно аргументированные ответы на эти, интересующие и педагогов и родителей, вопросы. В этой связи пособие может оказаться весьма полезным при проведении школьным психологом бесед с родителями, рассматривающими порой одаренность своего ребенка как дар, не нуждающийся в заботе и однозначно сулящий успех.
В заключение следует заметить, что чтение этой книги желательно предварить знакомством с «Рабочей концепцией одаренности», в которой разъясняются основные проблемы одаренности как психологического явления и представлены многие важные результаты ее исследований в отечественной и мировой науке.

Михаил ЖДАНОВ