Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью
Диагностика, коррекция
и практические рекомендации
родителям и педагогам
|
А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ Сфера, 2005
|
О детях с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
написано и сказано уже немало. Непослушные, легко
отвлекающиеся, суетливые, не подчиняющиеся
правилам, не умеющие считаться с окружающими –
они всегда вызывали тревогу у родителей и
требовали постоянного внимания со стороны
педагогов. К сожалению, в последнее время число
таких детей не только не уменьшается, но, по
мнению большинства специалистов, неуклонно
растет. Именно поэтому актуальными являются
вопросы, касающиеся причин и механизмов развития
синдрома дефицита внимания, его основных форм и,
конечно же, коррекции нежелательных нарушений
поведения. И соответственно востребованными
остаются издания, в которых содержатся
конкретные практические рекомендации по
воспитанию и обучению детей с СДВГ.
Книга А.Л. Сиротюк, хотя и вышла в серии
«Библиотека практического психолога»,
рассчитана не только на узких специалистов –
педагогов, психологов и дефектологов, призванных
оказывать детям с СДВГ профессиональную помощь,
но и на родителей. В этой связи весьма желательно,
чтобы практикующие психологи смогли построить с
родителями доверительные отношения, с тем чтобы
совместными усилиями справляться с требующими
безотлагательного решения проблемами. Куда
направить совместные усилия – подскажет книга.
Это небольшое издание носит универсальный
характер. В нем содержится информация о
клинических проявлениях СДВГ, к которым
относятся, во-первых, гиперактивность, которая
проявляется в избыточной двигательной
активности и беспокойстве; во-вторых, нарушения
внимания, выражающиеся в трудностях его
удержания, отвлекаемости и снижении
избирательности; в-третьих, импульсивность
поведения. Автор рассказывает о возможных
причинах и механизмах СДВГ, об основных
направлениях диагностики и используемых при
этом методиках. Особое место занимает раздел,
посвященный нейропсихологической коррекции
нарушений у детей с СДВГ, которая включает в себя
и дыхательные упражнения, и упражнения для
развития мелкой моторики рук, и занятия по
развитию познавательной сферы и пр.
По прочтении книги хочется обратить внимание
практикующих психологов на два момента.
Во-первых, постановка диагноза предполагает
участие в течение длительного времени разных
специалистов, из чего следует вывод о
недопустимости ограничиваться лишь
психологическим обследованием. Во-вторых,
проведение коррекционных занятий также требует
специальной подготовки.
Очень важной и для родителей, и для педагогов
видится последняя глава, в которой содержатся
рекомендации по ежедневному общению с
гиперактивным ребенком. Автор проводит простую
мысль о недостаточности для успешной коррекции
специальных упражнений, но о необходимости
изменения собственного поведения по отношению к
ребенку всех взимодействующих с ним лиц.
Оборотной стороной этой рекомендации выступает
осознание ответственности окружающих ребенка
взрослых за последствия своих воспитательных
воздействий.
Вера ПРАВДИНА
|