Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью

Диагностика, коррекция
и практические рекомендации
родителям и педагогам

А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ Сфера, 2005

О детях с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) написано и сказано уже немало. Непослушные, легко отвлекающиеся, суетливые, не подчиняющиеся правилам, не умеющие считаться с окружающими – они всегда вызывали тревогу у родителей и требовали постоянного внимания со стороны педагогов. К сожалению, в последнее время число таких детей не только не уменьшается, но, по мнению большинства специалистов, неуклонно растет. Именно поэтому актуальными являются вопросы, касающиеся причин и механизмов развития синдрома дефицита внимания, его основных форм и, конечно же, коррекции нежелательных нарушений поведения. И соответственно востребованными остаются издания, в которых содержатся конкретные практические рекомендации по воспитанию и обучению детей с СДВГ.
Книга А.Л. Сиротюк, хотя и вышла в серии «Библиотека практического психолога», рассчитана не только на узких специалистов – педагогов, психологов и дефектологов, призванных оказывать детям с СДВГ профессиональную помощь, но и на родителей. В этой связи весьма желательно, чтобы практикующие психологи смогли построить с родителями доверительные отношения, с тем чтобы совместными усилиями справляться с требующими безотлагательного решения проблемами. Куда направить совместные усилия – подскажет книга.
Это небольшое издание носит универсальный характер. В нем содержится информация о клинических проявлениях СДВГ, к которым относятся, во-первых, гиперактивность, которая проявляется в избыточной двигательной активности и беспокойстве; во-вторых, нарушения внимания, выражающиеся в трудностях его удержания, отвлекаемости и снижении избирательности; в-третьих, импульсивность поведения. Автор рассказывает о возможных причинах и механизмах СДВГ, об основных направлениях диагностики и используемых при этом методиках. Особое место занимает раздел, посвященный нейропсихологической коррекции нарушений у детей с СДВГ, которая включает в себя и дыхательные упражнения, и упражнения для развития мелкой моторики рук, и занятия по развитию познавательной сферы и пр.
По прочтении книги хочется обратить внимание практикующих психологов на два момента. Во-первых, постановка диагноза предполагает участие в течение длительного времени разных специалистов, из чего следует вывод о недопустимости ограничиваться лишь психологическим обследованием. Во-вторых, проведение коррекционных занятий также требует специальной подготовки.
Очень важной и для родителей, и для педагогов видится последняя глава, в которой содержатся рекомендации по ежедневному общению с гиперактивным ребенком. Автор проводит простую мысль о недостаточности для успешной коррекции специальных упражнений, но о необходимости изменения собственного поведения по отношению к ребенку всех взимодействующих с ним лиц. Оборотной стороной этой рекомендации выступает осознание ответственности окружающих ребенка взрослых за последствия своих воспитательных воздействий.

Вера ПРАВДИНА