Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


ИГРОТЕКА

Скажи мне, кто...

Игра — это метод, преимущества которого в работе с детьми трудно переоценить. Наверное, нет такого двоечника, который не попытался бы выполнить даже трудное для него учебное задание, если оно подавалось в игровой форме. Многие прописные, а потому нередко скучные для ребенка истины неизмеримо легче усваиваются через игру, через проигрывание и проживание ситуации, а не через заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа».

Психологическими играми, как отмечает М.Р. Битянова называют и «психотехнический прием, с помощью которого за 1,5–2 минуты можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное ролевое действие и многое другое». Психологи одной школы как-то с гордостью рассказали мне, что играют практически в каждую игру, описание которой появляется в «Школьном психологе». В этой ситуации игра как средство достижения определенной цели (диагностической, развивающей и пр.) сама превратилась в цель.

В нашей школе в течение года проходит несколько игр. Часть из них являются своеобразными «контрольными работами». Завершая очередной цикл тренинговых занятий, направленных на развитие социальных навыков, психологическая игра выступает одновременно как средство формирования этих навыков и как средство проверки уровня их сформированности. Помимо этого, два-три раза в год мы проводим достаточно простые игры, целью которых становится решение традиционных для школы проблем, повторяющихся из года в год. С этого момента, как говорится, начнем поподробнее.

По мотивам Люшера

Известно, что своеобразная эйфория, которая сопровождает в течение первых недель учебного года большинство школьников, сменяется закономерным спадом настроения, успеваемости, самочувствия. Подобный спад нередко наблюдается и в конце третьей четверти, а также в другие моменты.

В этой ситуации определенную помощь и школьникам и педагогическому коллективу может оказать незамысловатая общешкольная психологическая игра. Речь идет об игре, направленной в определенной степени на самопознание, причем особое внимание обращается на сильные стороны личности участников. Кроме того, эта игра способствует укреплению межличностных отношений. Не менее важным является такое следствие игры, как усиление интереса к школе, к тому, что в ней происходит, в частности — к работе психологов.

Вся процедура организовывается следующим образом. За несколько дней до игры на доске объявлений появляется интригующее объявление о том, что через четыре (три, два) дня школу ждет нечто необычное. В назначенный день утром учащихся и учителей встречают психологи (возможна помощь добровольцев из ученического актива). Участникам предлагается выбрать одну из фигур, изображенных на карточках: прямоугольник (квадрат), треугольник, круг, зигзаг. Затем результаты обрабатываются и в стенгазете, желательно с фотографиями, вывешиваются на видном месте. Следует обязательно обратить внимание на шуточность процедуры. При этом добавляется, что «сказка — ложь, да в ней намек...» или «в каждой шутке есть доля шутки, остальное — правда». На основе «геометрического теста» составляются доброжелательные характеристики для выбравших ту или иную фигуру. Можно отметить тенденции преобладания того или иного выбора среди взрослых и детей.

Для того чтобы игра не наскучила, повторяясь из года в год, желательно использовать ее различные модификации. Они неоднократно описывались, более того, по образцу можно составить собственные сценарии. В течение нескольких лет, помимо описанного выше варианта, мы предлагали участникам выбрать карточки какого-либо определенного цвета («по мотивам Люшера») или по 5-балльной системе оценить свое настроение. В последнем случае каждому баллу соответствовала пояснительная шуточная характеристика, например: единица — «Неужели может быть хуже?» или пятерка — «Как здорово, что все мы сегодня собрались!». Процедура повторялась в конце учебного дня, что позволяло показать динамику смены настроения учеников и учителей до и после учебы (работы). Еще одним вариантом был выбор одного из четырех изображений человека, сидящего на стуле («Как ты предпочитаешь сидеть?»). А в прошлом учебном году мы предложили игру, основанную на известном проективном тесте «С какой частью дерева вы себя ассоциируете?».

Винни-пух и все-все-все

В этом году для игры мы выбрали популярную у психотерапевтов тему. Для выбора были предложены персонажи известной сказки, изображения которых мы скачали из Интернета. Отметим, что «портреты» были взяты из отечественного мультфильма, за исключением «американца» Тигры. Для тех читателей, кто захочет провести у себя подобную игру, мы предлагаем наши интерпретации выбора. Напоминаем, что к ним не следует относиться слишком серьезно.

Тигра

Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры, своим напором они способны «сдвинуть с места гору».

Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться за новую деятельность, которую также не доведут до конца.

Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).

Кролик

Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуsации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разносторонними способностями, развитой эрудицией, однако они часто переоценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца.

Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются отличные юристы, а также топ-менеджеры.

Иа-Иа

Люди типа Иа романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людей. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами — Иа могут организовать ситуацию так, что другие люди будут выполнять их желания, даже не подозревая о том, что ими манипулируют.

Иа могут быть успешными в деятельности, где нет необходимости в постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.

Сова

Совы — настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но несколько рассеянны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает при необходимости успешно постоять за себя.

Совы — хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.

Пятачок

Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится трудно, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде, поведении, словах.

Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.

Винни-Пух

У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.

Пухи могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей.

Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых различных сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врачами и писателями, экономистами и предпринимателями.

Интерпретациям предшествовало некоторое предисловие, которое мы приводим ниже.

Скажи мне, кто...

Что же произошло вчера утром? Каждый из входящих в нашу школу выбирал одного из известных персонажей. Выбор распределился следующим образом: Тигра — 37%, Пятачок и Пух — по 24%, Иа — 21%, Сова — 12% и Кролик — 7%. Кстати, почти все учителя выбрали Сову. Поясним, что мы выбирали не себя, а того, кто нам нравился (по крайней мере, в тот момент). Это означает, что мы выбирали персонаж с приятными нам чертами характера. Таким образом, прочитав условные характеристики подобных персонажей, вы увидите, какие личностные свойства вам хотелось бы видеть в себе или ближайшем окружении. Помните известную народную мудрость: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»? И самое главное! Не забудьте, что все это, в конце концов, только шутка.

Школьные психологи

В школах с большим количеством учащихся наличие помощников весьма желательно. Нам в игре помогали ученики старших классов. Фотографии, выполненные во время игры ученицей 11-го класса Аней Меркушевой и ставшие основой школьной стенгазеты, мы предлагаем вниманию читателей.

Кстати, подобные игры легко вписываются в формат школьной Недели психологии.

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук
Школа «Премьер», rodionov@premier.edu.ru