Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2006
C момента выхода тематического номера «Гиперактивный ребенок» (в январе 2000 г.) прошло уже больше шести лет. За это время появились многочисленные статьи и пособия, огромное число коррекционных программ, целые монографии, посвященные проблемам гиперактивного ребенка. Но все равно в редакцию поступают письма с просьбой помочь, подсказать, рассказать об этом еще раз. В чем же здесь дело? На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, две причины. Первая — явно неудовлетворительное состояние методического обеспечения, недостаточная эффективность многих из предлагаемых коррекционных разработок. Вторая, как нам видится, лежит в плоскости значительных изменений детской популяции в целом, появлении очень похожих на гиперактивность по внешним признакам, но принципиально других вариантов отклоняющегося развития, в работе с которыми и оказываются неэффективными коррекционные программы, «заточенные» под так называемых гиперактивных детей.

Ведь и отдельные варианты тотального недоразвития, и многочисленные аффективные нарушения, и последствия психической травмы, и процессуальные психические заболевания вполне могут рядиться в одежды гиперактивности. И нельзя, недопустимо просто, не очень задумываясь, посмотрев 10–15 минут на то, как ведет себя ребенок, «назвать неизвестное известным именем», тем более что выбор подходящих ярлыков широк: от «аутизма» до «ребенка индиго». Еще раз скажу: важны не внешние проявления, но механизмы и причины наблюдаемого, весь путь развития, который прошел ребенок, прежде чем попасть к специалисту.

Наверно, именно этот комплекс причин, а также сомнения психологов и педагогов и вызвали к жизни наш тематический номер. На этот раз мы постараемся, насколько возможно в формате газеты, отойти от описания внешних проявлений и столь же внешней помощи. Мы постараемся копнуть глубже — добраться до причин и механизмов (естественно, доступных пониманию психологов и педагогов) того явления, которое носит название «гиперактивность», попробуем разобраться, как отличить это состояние от других, столь похожих на него.

Ну а насколько это нам удалось — судить вам, дорогие читатели.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук