C момента выхода
тематического номера «Гиперактивный ребенок» (в
январе 2000 г.) прошло уже больше шести лет. За это
время появились многочисленные статьи и пособия,
огромное число коррекционных программ, целые
монографии, посвященные проблемам
гиперактивного ребенка. Но все равно в редакцию
поступают письма с просьбой помочь, подсказать,
рассказать об этом еще раз. В чем же здесь дело? На
наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, две
причины. Первая — явно неудовлетворительное
состояние методического обеспечения,
недостаточная эффективность многих из
предлагаемых коррекционных разработок. Вторая,
как нам видится, лежит в плоскости значительных
изменений детской популяции в целом, появлении
очень похожих на гиперактивность по внешним
признакам, но принципиально других вариантов
отклоняющегося развития, в работе с которыми и
оказываются неэффективными коррекционные
программы, «заточенные» под так называемых
гиперактивных детей. Ведь и отдельные варианты
тотального недоразвития, и многочисленные
аффективные нарушения, и последствия
психической травмы, и процессуальные
психические заболевания вполне могут рядиться в
одежды гиперактивности. И нельзя, недопустимо
просто, не очень задумываясь, посмотрев 10–15
минут на то, как ведет себя ребенок, «назвать
неизвестное известным именем», тем более что
выбор подходящих ярлыков широк: от «аутизма» до
«ребенка индиго». Еще раз скажу: важны не внешние
проявления, но механизмы и причины наблюдаемого,
весь путь развития, который прошел ребенок,
прежде чем попасть к специалисту.
Наверно, именно этот комплекс причин, а также
сомнения психологов и педагогов и вызвали к
жизни наш тематический номер. На этот раз мы
постараемся, насколько возможно в формате
газеты, отойти от описания внешних проявлений и
столь же внешней помощи. Мы постараемся копнуть
глубже — добраться до причин и механизмов
(естественно, доступных пониманию психологов и
педагогов) того явления, которое носит название
«гиперактивность», попробуем разобраться, как
отличить это состояние от других, столь похожих
на него.
Ну а насколько это нам удалось — судить вам,
дорогие читатели.
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
|