«Не делайте детей удобными»
При
работе с детьми с СДВГ крайне важны
своевременная постановка диагноза и специальная
коррекция. Но все-таки основной груз в решении
проблем обучения и воспитания таких малышей
ложится на плечи родителей и учителей. Именно от
их понимания, терпения и настойчивости зависит,
насколько ребенок будет успешен в учебе, общении
со сверстниками и взрослыми.
Психологи, а в идеале — и педагоги, работающие с
детьми с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью, должны быть готовы оказывать
родителям таких детей необходимую
консультативную помощь.
Узнать о том, с какими проблемами сталкиваются
родители детей с СДВГ, на какие вопросы они
хотели бы получить ответы специалистов, я решила
у практикующего психолога, ведущего специалиста
благотворительного фонда «Дети города»
(Санкт-Петербург), тренера Института
практической психологии «Иматон», автора
программ «Комплексный подход к решению проблем
ребенка», «Дети с особенностями поведения и
развития»
Галины Борисовны Мониной.
Гетерогенность проявлений СДВГ
зачастую вводит в заблуждение не только
родителей, но и специалистов, работающих с детьми
и подростками с данным синдромом. Поскольку
существует несколько категорий гиперактивных
детей, то и проявления заболевания в разных
случаях могут быть разными. Так, иногда
родителей, пришедших к психологу или врачу,
больше всего беспокоит дефицит внимания ребенка,
имеющего вследствие этого стойкие проблемы с
обучением. Другие родители, особенно если
ребенок — дошкольник, обеспокоены чрезмерной
подвижностью сына или дочери.
Именно поэтому психолог, консультирующий
родителей и ребенка с СДВГ, должен иметь в виду,
что в каждой конкретной семье могут возникать
трудности, не похожие на проблемы других.
Характер и количество трудностей обусловлены
серьезностью проявлений синдрома у конкретного
ребенка, наличием сопутствующих состояний,
особенностями самой семьи и требований,
предъявляемых к ребенку.
Однако существуют и некоторые схожие проблемы.
И одна из них — особенности взаимодействия как
между родителями с ребенком, имеющим этот
диагноз, так и между самим ребенком и его
братьями и сестрами. Причем разрушительный
характер действий ребенка с СДВГ в семье
зачастую приводит к тому, что психолог вынужден
оказывать психотерапевтическую помощь не только
самому ребенку, но и его близким. Часто родители
обращаются с вопросами, как им реагировать на
различные поведенческие проявления сына или
дочери, на их эмоциональные вспышки, как
восстановить силы после очередной «бури» в доме,
как стать «буфером» между гиперактивным
ребенком и другими членами семьи.
Для того чтобы научиться регулировать
отношения в семье и свое собственное состояние,
следует осознать и понять природу СДВГ и
особенности поведения ребенка.
Прежде всего, не все родители сразу верят в
поставленный их ребенку диагноз и в то, что
причиной неадекватного поведения являются
физиологические особенности, а не упрямство и
непослушание. В этом случае они пытаются сделать
ребенка удобным, «причесать» его под
общепринятые каноны с помощью дисциплинарных
воздействий.
Многие родители, особенно мамы, испытывают
постоянное чувство вины за то, что их ребенок не
умеет, по выражению родственников и знакомых,
«прилично вести себя». В детском саду, в школе, в
транспорте, магазинах и поликлиниках всегда
найдутся «доброжелатели», которые, осудив
«неуправляемого» ребенка и родителей, не умеющих
его воспитывать, тут же дадут множество рецептов
по улучшению ситуации. И многие отчаявшиеся,
разуверившиеся в своих педагогических
способностях родители, движимые чувством
безысходности, начинают следовать советам
«доброжелателей». Случается, что ситуация на
время улучшается, однако, как правило, ценой
ухудшения эмоционального контакта между мамой и
ребенком, так необходимого обоим.
Если родители находятся в состоянии стресса,
чувствуют вину, безысходность, отчаяние,
необходимо найти в своем окружении людей,
которые окажут им помощь, как физическую, так и
моральную. В противном случае многим мамам (а
именно на них обрушивается весь груз проблемы)
грозит состояние депрессии и потребуется
медицинская помощь.
Мой сын — первоклассник. У него большие
трудности с письмом, концентрацией внимания. Он
совсем потерял чувство уверенности в себе. В
классе дети относятся к нему как к клоуну,
неудачнику. Что делать?
Действительно, многие дети с СДВГ имеют
проблемы в школе с письмом. Как помочь ребенку
вновь почувствовать себя успешным в такой
трудной для него деятельности?
1. По возможности — вести коррекционную
работу с психологом.
2. В повседневном взаимодействии с ребенком
научиться отмечать малейшие успехи, а не
фиксировать внимание на ошибках и помарках.
3. После выполнения любого письменного
задания помочь ребенку проанализировать работу,
выделить, что получилось удачно, и главное — что
можно сделать еще лучше. Таким образом он
научится позитивно подстраиваться к будущему и
планировать свою деятельность.
4. На первых порах можно снизить требования
к аккуратности в тетради.
5. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он
(без предварительной коррекционной работы)
одновременно выполнял несколько ваших
требований: не делал в письменной работе ошибок,
соблюдал чистоту в тетради и при этом сидел
спокойно (по физиологическим причинам он пока не
в состоянии все это выполнить). Выделите самое
главное, что больше всего беспокоит вас (и его!!!),
и посвятите этому столько времени, сколько
требуется, чтобы добиться результатов. Причем
быстрых успехов не ожидайте: это нелегкий труд и
для вас, и для сына, помогите и поддержите друг
друга.
6. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в
какой области (в школе или вне школы) он успешен, и
помогите именно здесь как можно полнее
реализовать себя. Это научит его самоуважению. А
когда оно появится, то и дети в классе могут
переменить свое отношение к нему. Попросите
учителя, чтобы он (хотя бы иногда) обращал
внимание класса на достижения вашего сына (пусть
даже совсем небольшие). Дома рассказывайте
ребенку о своих маленьких победах: успехах на
работе, дома, в общении с людьми.
7. Но, пожалуй, важнее всего — ваш настрой.
Здесь недопустимо отчаяние, комплекс «плохой
матери». Скажите себе: я — счастливая женщина, у
меня замечательный сын, трудности которого в
школе — это всего лишь первая неудача, которая
постигла его. Проблемы с письмом не могут
помешать ему стать успешным, незаурядным
человеком. Но в связи с его особенностями ему
очень нужна ваша поддержка и помощь. И только
сильная, уверенная в себе мать сможет вдохнуть в
него уверенность и силу. А чтобы быть такой,
постарайтесь не замыкаться на проблемах ребенка,
научитесь доставлять удовольствие не только ему,
но и себе.
А если вы просто устали бороться с ветряными
мельницами, постарайтесь отдохнуть и
расслабиться. Ведь ничего ужасного не произошло:
ребенок здоров, благополучен, поэтому
постарайтесь научиться просто получать
удовольствие от общения с ним!
Моему сыну 2 года. У него уже сейчас сложный
характер. Он совсем не сидит на месте, внимание
концентрирует только на мультиках, игрушки он
держит в руках
1–2 минуты, потом швыряет их. Однажды даже бросил
об пол маленького котенка. Я его сильно нашлепала
по попе, и он, к моему удивлению, только чуть-чуть
хныкнул, но никогда так больше не делал.
Является ли это признаком СДВГ?
Сложный характер (как пишет мама) и СДВГ —
разные понятия. Чрезмерная подвижность ребенка и
неустойчивое внимание в этом возрасте
укладываются в возрастную норму. В два года
ребенок находится во власти зрительного
восприятия: его вниманием управляют предметы,
попадающие в поле его зрения, а неустойчивость
внимания, отвлекаемость связаны с высокой
познавательной активностью малыша, которую
специалисты не рекомендуют подавлять
бесконечными замечаниями. Повышенная активность
ребенка может объясняться и особенностями его
темперамента.
Максимальное время, которое ребенок от 1 года до
3 лет может удерживать на интересующем его
предмете, — 8–10 минут. Взрослые,
стремясь повысить уровень концентрации внимания
у ребенка, могут сами показывать малышу на те или
иные детали игрушки или предмета, интересующего
его в данную минуту. Взрослые могут помочь
ребенку, фокусируя его внимание в нужном
направлении, так как сам он пока еще не умеет
этого делать.
Диагноз СДВГ может быть поставлен только по результатам
медицинского обследования. В любом случае
двухлетний ребенок уже может заниматься с
психологом, который, скорее всего, будет
проводить коррекцию в рамках игровой терапии.
Таким детям полезны также игры с песком, с крупой,
с водой, с глиной. Запреты и замечания ребенку
следует делать спокойным, нейтральным голосом и
стараться предоставлять малышу вместо
запрещенной деятельности альтернативный
вариант. Например: «Сыпать песок на стол нельзя.
Но если ты хочешь, мы можем вместе с тобой
пересыпать песок в большой зеленый таз...»
Чтобы маме или папе научиться сдерживать
бесконечный поток замечаний, которыми
сопровождается жизнь почти каждого
гиперактивного ребенка, можно воспользоваться
такой рекомендацией: записывать в течение дня
(недели) все замечания, которые они сделали или
хотели сделать ребенку, и реакцию малыша на них.
Потом следует проанализировать свои записи.
Очень полезны для гиперактивных детей телесные
игры и упражнения, простой массаж — все это
помогает малышу научиться осознавать свое тело,
а позднее — осуществлять двигательный контроль.
Одним из условий комфортного состояния ребенка
является соблюдение режима дня: обязательные
прогулки перед сном, укладывание в постель в одно
и то же время, недопустимость длительного
просмотра телепередач и др.
Поскольку гиперактивность зачастую
сопровождается агрессивными вспышками,
необходимо научить ребенка нескольким
конкретным способам «выплескивания» негативных
эмоций. Ведь малыш часто ведет себя подобным
образом не потому, что хочет досадить вам, а лишь
в силу того, что его поведенческий репертуар пока
еще очень узок и он не знает, как можно выразить
горе, обиду и пр.
Кроме того, малыш может прибегать к «швырянию»
предметов, пытаясь просто добиться внимания.
Тогда в качестве профилактики можно
посоветовать взрослым почаще играть, общаться с
ребенком (а не только заниматься «полезной» для
развития и здоровья деятельностью). Ведь
гиперактивные дети из-за своих индивидуальных
особенностей не всегда адекватно воспринимают
родительскую любовь. Они чаще, чем другие,
нуждаются в демонстрации со стороны взрослых
«безусловной» любви и принятия.
В качестве одного из вариантов реагирования на
вспышку ребенка можно предложить взрослому в
момент «швыряния» и «битья головой» выйти из
комнаты (или хотя бы отвернуться). Лишенный
зрителя, ребенок быстро успокоится, но только в
том случае, если вы последовательно и спокойно
проводите данную политику.
То, что вы прибегли к физическому наказанию,
стало неожиданностью для него, поэтому он,
вероятно, и запомнил наказание. Но ведь можно
привлечь внимание малыша и другим способом,
которого он не ожидает: начать говорить с ним
шепотом или голосом известного ему героя. И уж
если вы наказываете ребенка (а это неизбежно),
старайтесь делать это как можно спокойнее: пока
вы спокойны, преимущество на вашей стороне.
Мой сын (ему 7 лет) ходит в детский сад и
занимается с логопедом. Диагноз СДВГ поставлен
врачом. Кроме того, он иногда немного заикается.
Перед нами стоит вопрос: стоит ли отдавать его в
школу в этом году?
Ребенку с СДВГ, имеющему к тому же
логопедические проблемы, желательно провести
еще один год в детском саду. Но простое
пребывание в условиях садика может и не принести
желаемого результата: ребенок так и не научится
управлять своим поведением. Поэтому задерживать
его в саду можно и нужно, если:
– для него созданы комфортные условия;
– интеллектуальные нагрузки не превышают
физиологических возможностей ребенка;
– проводится работа по восстановлению
дефицитарной функции (нарушение внимания,
гиперподвижность или импульсивность).
Тики, заикание и другие симптомы могут
действительно свидетельствовать о перегрузке
ребенка. Консультацию по готовности мальчика к
школе желательно получить не только у логопеда и
невролога, но и у психолога, неплохо провести и
коррекционную работу. 5–8 лет — самый
благоприятный для этого возраст, поскольку
компенсаторные возможности мозга велики, а
стойкий поведенческий стереотип пока еще не
успел сформироваться.
Надо ли говорить с учительницей заранее, до
поступления в класс, о наличии СДВГ у ребенка?
Все зависит от личностных качеств самой
учительницы, от степени выраженности
«особенностей» вашего ребенка, от формы, в
которой вы сообщаете ей информацию, и от
конкретной ситуации:
– если это общая беседа учителя с родителями
учеников, лучше не сообщать о СДВГ;
– если это индивидуальная беседа и вы уверены,
что учительница поймет вас, расскажите ей об
особенностях ребенка и попросите совета, как
помочь ему (как готовить уроки, какой режим
выбрать, какую систему поощрений использовать
дома и в школе и т.д.);
– если такой уверенности нет, при первых
встречах постарайтесь рассказать о сильных
сторонах сына или дочери, добавив информацию о
таких особенностях поведения ребенка, которые
учитель может сразу отметить. После этого очень
важно поделиться с учителем (поделиться, но не
поучать) способами решения подобных проблем дома
(например, чтобы ребенок меня услышал, я должна
давать ему инструкции, стоя рядом с ним);
– если вы не уверены в безопасности передачи
информации о СДВГ, можно попросить о помощи
школьного психолога, который в силу
профессиональной этики не будет разглашать
подобную информацию, но зато может, собрав
учителей, дать им информацию о СДВГ и предложить
рекомендации по взаимодействию с такими детьми.
Ведь без подобной информации, к сожалению, далеко
не всегда учителя представляют себе, каким
бывают дети с особенностями развития.
Что бы вы порекомендовали родителям будущих
первоклассников?
– Если ваш ребенок пока еще не может
контролировать свое поведение, часто
капризничает, подвержен смене настроений, с
трудом выдерживает даже непродолжительное
занятие, а у вас есть возможность еще год не
отдавать его в школу, оставьте его в
подготовительной группе, обеспечив ему
комфортное существование, не перегружая
интеллектуальными занятиями.
– Если вы твердо решили отдать ребенка в школу,
постарайтесь выбрать класс, в котором дети будут
обучаться по базовой программе. Будьте спокойны:
пусть ваш сын или дочь не научатся решать
уравнения повышенной сложности, но они «научатся
учиться»: приходить вовремя на урок, поднимать
руку, когда хочешь ответить, нести
ответственность за выполнение посильного на
данном этапе развития задания, выполнять
требования учителя и др. Все это гораздо важнее,
чем «впихнуть» в физиологически и
психологически не готового для этого ребенка
лишнее количество информации.
– Еще вариант: выбирать не школу, а конкретного
учителя, который поймет и примет вашего ребенка.
Один из возможных вариантов: придите в школу во
время перемены и понаблюдайте, как учителя
четвертых классов (которые на следующий год,
когда вы приведете в школу своего ребенка,
возьмут первоклассников) общаются с такими же
«шустриками», как ваш собственный непоседа.
Такое наблюдение даст вам гораздо больше
информации, чем советы и рекомендации подруг и
знакомых: ведь это именно ваш ребенок, и только вы
знаете, что для него лучше выбрать.
– Постарайтесь рассказывать ребенку о школе в
позитивном ключе, но при этом не обещайте, что там
все будет здорово. Ведь школа — это не только
радость общения и познания, но еще и труд!
Рассказывайте о своих школьных годах.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|