Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по курсу лекций О.В. Хухлаевой
«РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 января по адресу:
Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165.
Мы просим использовать именно бланк, напечатанный в газете, или его ксерокопию.

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.

Комментарии




Бланк для выполнения тестовых заданий

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ                    

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

Контрольная работа № 2 состоит из двух типов заданий: тестового и творческого. Все ответы на вопросы теста необходимо занести в таблицу. Творческое задание должно быть выполнено на отдельных листах в печатном виде или написано разборчивым почерком.
Оценка контрольной работы будет проводиться по системе «зачет/незачет». За каждый правильный ответ на вопросы теста слушатель получает 1 балл. Творческое задание оценивается по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов за все задания контрольной работы – 15. Для того чтобы работа была зачтена, необходимо выполнить все задания и набрать не менее 10 баллов (не меньше 7 – за тест и 3 – за творческое задание).

Тестовые задания

1. На каких уровнях могут происходить изменения у родителей в процессе проведения консультации (отметьте лишнее)?

а) На уровне чувств;

б) на уровне мыслей, осознания причин возникших трудностей и проблем;

в) на уровне межличностного восприятия;

г) на уровне действий или желания действовать.

2. На каких ключевых понятиях К. Роджерса необходимо строить консультирование (отметьте лишнее)?

а) Активное «включение» психолога в решение проблем клиента;

б) эмпатическое понимание;

в) искренность психолога;

г) безусловное позитивное принятие клиента.

3. Какое количество сессий/встреч наиболее эффективно для улучшения ситуации, устранения трудностей, отклонений в здоровье ребенка?

а) Достаточно и одной встречи, если психолог хорошо владеет методами и приемами ведения консультации;

б) чем больше встреч, тем лучше результат;

в) количество встреч определяется такими показателями, как динамика изменений, готовность родителя работать с психологом и пр.;

г) психолог планирует количество встреч исходя из проблемы.

4. Нарушения психологического здоровья в целом характеризуются такими особенностями, как (отметьте лишнее):

а) агрессивность;

б) отсутствие адаптации к условиям школы;

в) страхи.

5. Нарушение в развитии отдельных компонентов психологического здоровья проявляется (отметьте лишнее):

а) в неумении осознавать причины и последствия своего поведения;

б) нежелании учиться;

в) несформированности необходимых возрасту новообразований;

г) проявлении демонстративной агрессивности.

6. Может ли психолог в процессе консультирования идентифицироваться с ребенком?

а) Нет, так как в этом случае у родителя возникнут негативные чувства (страх, вина, агрессия) в отношении консультанта, что вызовет сопротивление со стороны родителя;

б) да, особенно в ситуации, когда психолог понимает, что родитель своими достаточно жесткими методами воспитания усугубляет проблемы ребенка;

в) нет, поскольку психолог должен идентифицироваться с родителем, чтобы лучше понять причины возникших нарушений у ребенка;

г) да; если у психолога актуализируются собственные детские впечатления и переживания, связанные с собственными родителями, то его помощь будет более эффективной;

7. Почему неблагоприятным для развития ребенка является контакт-слияние (отметьте лишнее)?

а) у ребенка в период взросления возникает чувство вины и гнев из-за сопротивления родителя отделению ребенка от семьи;

б) при таком типе отношений ребенок переживает чувство вины за эмоциональное благополучие в семье;

в) ребенок пренебрегает своими желаниями и живет желаниями родителя;

г) со стороны родителей проявляется недостаточный контроль за ребенком.

8. Чем может быть вызвано сопротивление со стороны родителя во время проведения консультации (отметьте лишнее)?

а) Проблема представляется родителю не острой и не значимой;

б) отсутствием времени из-за чрезмерной занятости родителя;

в) родитель чувствует свою вину, и ему неприятно осознавать это;

г) родитель осознает наличие проблемы у ребенка, но не готов отказаться от своих установок на воспитание и стереотипов поведения.

9. Каким образом можно мотивировать родителя на изменение отношений с ребенком (отметьте лишнее)?

а) Сделать для родителя понятным содержание нарушения;

б) показать неблагоприятные последствия возникших проблем в развитии ребенка;

в) обратиться к значимой для родителя сфере – здоровью ребенка;

г) показать родителю, что его воспитательные воздействия наносят вред здоровью ребенка.

10. Определите этапы проведения консультативной работы с родителем (отметьте, какой из них первый, второй и т.д., например 1а, 2в, 3б):

а) подведение родителя к принятию имеющихся проблем в психологическом здоровье у ребенка;

б) принятие родителем решения о действиях, направленных на изменение проблемной ситуации;

в) определение типа нарушений у ребенка и сообщение о них родителям;

г) осознание родителем причин имеющихся нарушений.

Творческое задание

Опишите из своего опыта:

1) ребенка с определенными отклонениями психологического здоровья (укажите возраст ребенка и проявления нарушений).

2) Особенности контакта родителя с данным ребенком (на основе классификации, изложенной в лекции 5).

3) Проанализируйте, каким образом родительский стиль взаимоотношений связан с нарушениями у ребенка.