Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ВСЕМИРНОЕ ЗАМЕДЛЕНИЕ

Эффект Флинна исчерпан?

Четверть века назад ученый мир был потрясен сенсационным открытием новозеландского социолога Джеймса Флинна, зафиксировавшего поступательное возрастание среднестатистических показателей интеллекта во всем мире на протяжении предшествовавшего полувека. Согласно данным, полученным Флинном на основе анализа огромного массива архивных источников, человечество умнеет буквально с каждым годом — нынешние молодые люди умнее своих отцов и значительно умнее дедов!

Количество ума на планете —
величина постоянная,
а население растет...

Станислав Ежи Лец

Приключения IQ

Еще в начале 80-х Флинн решил тщательно проверить общеизвестные, казалось бы, закономерности, касающиеся человеческого интеллекта. А как известно, нормальному интеллекту соответствует IQ = 100; именно такой коэффициент интеллекта (с небольшими, в несколько единиц, отклонениями в ту и другую сторону) имеет подавляющее большинство населения. Это положение было постулировано еще в 10–20-е годы ХХ века, когда тестирование интеллекта приобрело массовые масштабы.

Об этом должны были бы свидетельствовать многочисленные протоколы тестирования миллионов людей, накопленные за несколько десятилетий. И на протяжении более полувека никто не думал в этом усомниться. Флинн решил данную закономерность уточнить. В американских архивах он поднял огромный массив данных о результатах тестирования с 1932 по 1978 год. И, к своему великому изумлению, обнаружил, что эти данные отнюдь не являются стабильными. С каждым десятилетием средний IQ прирастает на 3 пункта!

В 1984 году Флинн опубликовал результаты своих изысканий. Выявленная им тенденция сразу получила название «эффект Флинна», вызвала большой интерес во всем мире, и это побудило новозеландского энтузиаста продолжить свои исследования в более широком масштабе. С середины 80-х им было опубликовано несколько работ, в которых использовались все более обширные статистические данные.

Последний доклад увидел свет в 1999 году. В нем обобщены данные за более длительный промежуток времени, причем исследованием охвачено более 20 стран, включая не только индустриально развитые, но и такие, как Бразилия, Китай, Кения (по понятным причинам Россия в этот круг не вошла). Новые исследования не только не опровергли тенденцию, ранее выявленную Флинном, но и, напротив, убедительно ее подтвердили, а также позволили несколько уточнить. Выяснилось, что начиная с 70-х годов рост среднестатистических показателей интеллекта даже усилился и составил уже не три единицы в десятилетие, а три с половиной. Причем в разных странах общая тенденция имеет свои особенности. Так, за последнее тридцатилетие ХХ века интеллектуальный коэффициент жителей Швеции и Дании вырос примерно на 10 пунктов, а население Израиля и Бельгии подняло свой IQ аж на двадцать!

Однако, констатировав выявленную тенденцию, Флинн затруднился дать ей какое-либо объяснение. Не сильно преуспели в этом и его многочисленные коллеги — версии были выдвинуты самые разные, но все — очень спорные. (Подробнее о дискуссии на эту тему см.: «Школьный психолог», 2003, № 41; Степанов С. Приключения IQ. — М., 2005). В итоге все, похоже, согласились принимать очевидное явление как данность, а дискуссия о его причинах постепенно сошла на нет.

То же самое в свое время произошло с явлением физической акселерации, впервые отмеченным еще в середине позапрошлого века. Не заметить его было трудно, зато и объяснить совсем непросто. По крайней мере, почти за полтораста лет, в течение которых это явление наблюдалось, исчерпывающего объяснения ему так и не было предложено. И вряд ли уже будет, поскольку проблема свою актуальность потихоньку утратила. Примерно с середины 80-х годов прошлого века происходит снижение темпов физической акселерации, а в наши дни впору и вовсе говорить о ее затухании — современные дети и подростки размерами тела и темпами физического развития не превосходят предыдущие поколения.

Судя по последним данным, темпы интеллектуального роста (даже если признать, что таковой имел место, хотя и это — факт дискуссионный) в последние годы также замедлились, более того — наметилась обратная тенденция: снижение среднестатистических показателей умственного развития. Отмечено это явление, правда, не повсеместно, а лишь в отдельных странах, но отмечено объективно и неоднократно, что позволяет говорить о реальной тенденции. Тут, естественно, сразу встал вопрос о причинах этого явления, и снова поиски ответа напоминают блуждание в потемках. Тем, кто зарабатывает на жизнь учеными спорами, верный кусок хлеба гарантирован еще на много лет. Мы же обратимся к фактам.

Виноват компьютер?

В 2004 году норвежский ученый Йон Мартин Сундет из Университета Осло в соавторстве с коллегами из психологической службы норвежских вооруженных сил опубликовал в журнале «Интеллект» («Intelligence») данные об эволюции результатов тестирования призывников в период с 1950 по 2002 год. Отметив, что на протяжении первых двух десятилетий эффект Флинна имел место, причем даже более выраженный, чем зафиксированный самим Флинном, Сундет указал, что темпы прироста в 70–80-е годы стали заметно замедляться, а к середине 90-х рост и вовсе прекратился. Что же касается частных показателей, а именно результатов тестирования арифметических навыков, то с указанного времени они начали медленно, но неуклонно снижаться.

В прошлом году аналогичное явление было зафиксировано в Дании. Томас Тисдейл из Университета Копенгагена в сотрудничестве с Дэвидом Оуэном из Университета Нью-Йорка тщательно изучил многолетние данные о тестировании датских призывников (что в условиях всеобщей воинской обязанности в Дании означает почти поголовный охват мужского населения страны в возрасте 18 лет). Ими также было отмечено возрастание тестовых баллов на протяжении десятилетий, которое в 90-е годы прекратилось, словно эффект Флинна уперся в свой потолок.

Недавно новые данные поступили из Великобритании. В анонсе еще не опубликованного номера «Британского журнала психологии образования» («British Journal of Educational Psychology») объявлена статья Майкла Шайера, психолога из Лондонского университета, в которой он анализирует динамику умственных способностей учащихся средней школы в период с 1976 по 2003 год. Подробный отчет Шайера еще не напечатан, но уже из аннотации ясна его суть.

Английский ученый рассмотрел результаты тестирования школьников с помощью известных заданий Пиаже, касающихся понимания сохранения объема вещества (с переливанием воды из сосуда в сосуд и раскатыванием пластилиновых колобков в колбаски). С великим изумлением ученый обнаружил 25%-ное снижение результатов за последнюю четверть века: задания, прежде с легкостью выполнявшиеся 8-летними детьми, ныне оказываются не по силам даже 11-летним. С горечью и негодованием Шайер клеймит современную культуру, препятствующую умственному развитию юного поколения, а само это поколение совсем не политкорректно называет — «ушибленные компьютером». (Вероятно, окончательный вариант публикации рискует оказаться приникнутым еще большим пафосом.)

Дискуссия продолжается...

Джеймс Роберт Флинн — открыватель эффекта, названного его именем
Джеймс Роберт Флинн —
открыватель эффекта,
названного его именем

Конечно же, на эти обескураживающие новости не мог не откликнуться открыватель знаменитого эффекта. Джеймсу Флинну, похоже, очень не хочется расставаться со своим «детищем», поэтому и на новые данные он реагирует сдержанно. В частности, он указывает, что открытый им эффект продолжает сохраняться в США. Хотя правильнее, наверное, было бы говорить о том, что его затухание еще никем не отмечено — при том, что последний срез, напомним, имел место семь лет назад. Не разделяет Флинн и пафоса англичанина Шайера (исключительный в истории науки случай, когда полемика по поводу статьи разгорается еще до ее выхода, на основании одной аннотации). Он указывает, что вряд ли допустимо сопоставлять результаты выполнения заданий Пиаже и данные его исследования, основанного, как известно, исключительно на результатах выполнения теста «Матрицы Равена». А вот тестирование по Векслеру, указывает Флинн, никакого снижения интеллекта у английских школьников не выявляет! (Справедливости ради следовало бы отметить, что и роста — тоже, но тут уж не до роста!)

Так или иначе, дискуссия по поводу знаменитого эффекта, в последние годы поутихшая, разгорается с новой силой. Так умнеет человечество или нет? Или, совершив рывок длиною в несколько десятилетий, оно застыло на достигнутом уровне, словно ужаснувшись — чем через сотню лет занять миллиарды Эйнштейнов и кто будет «горшки обжигать»? И не повернуло ли интеллектуальное развитие вспять?

Впрочем, о возможных ответах на эти вопросы большинство здравомыслящих психологов догадывались уже давно. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что возросшая визуализация современной культуры (в широком смысле этого слова) способствовала усиленному развитию определенных способностей, измеряемых, в частности, матрицами Равена. Что же касается массового интеллектуального роста, то вряд ли такое явление вообще имело место. Да, современные дети в чем-то превосходят родителей — полюбуйтесь хотя бы, как управляются с компьютером одни и другие. Означает ли это, что дети становятся всё умнее? Спорный вопрос!

Дискуссия продолжается. Российские психологи от участия в ней пока воздерживаются. А услышать их мнения было бы очень интересно...

Сергей СТЕПАНОВ