Взлеты без падений
Одним из основных показателей
качества любого начинания является
стабильность. В начале октября произошло
событие, которого многие психологи ждали с
нетерпением. Я имею в виду Всероссийскую неделю
школьной психологии, которая третий год подряд
проходит на базе Всероссийского детского центра
«Орленок» и основными организаторами которой
являются Центр психологического сопровождения
образования «Точка ПСИ», газета «Школьный
психолог», Всероссийский детский центр
«Орленок» и секция школьной психологии
Федерации психологов образования России.
|
Бессменный «рулевой»
Недели Марина Битянова
|
О том, что это мероприятие является значимым
для психологов, работающих в образовании,
говорит хотя бы тот факт, что число желающих
принять в нем участие растет с каждым годом. Если
два года назад на первую Неделю, приехали около 70
человек, то участников третьей Недели было 264.
Причем география самая обширная: в «Орленке»
собрались представители 74 городов и населенных
пунктов России — от Калининграда до
Петропавловска-Камчатского, а также гости из
ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии,
Германии, Латвии, Молдавии, Украины.
Почему же Неделя школьной психологии
пользуется у специалистов такой популярностью?
Ведь многие серьезные институты и центры,
занимающиеся повышением квалификации, жалуются
на падение интереса слушателей к курсам,
декадникам, семинарам и тренингам
психолого-педагогической тематики. Почему
мероприятие в «Орленке» за три года своего
существования стало настоящим событием в жизни
сообщества психологов образования? Да и не
только их: участниками Недели становятся
педагоги, воспитатели, логопеды и даже
руководители учреждений образования.
Неделя — это «маленькая жизнь» со своим
сюжетом, прологом и эпилогом. Активно участвуя в
разнообразных мероприятиях, человек задействует
весь свой интеллектуальный, личностный и
эмоциональный потенциал. А это приводит к тому,
что у него проявляются и развиваются самые
неожиданные возможности и способности.
|
«Мэтры» на отрядном построении
|
Всероссийская неделя была задумана и
воплощена как целостное и, можно сказать,
саморазвивающееся явление. Свою высокую
профессиональную планку и развивающий потенциал
она получила в самом начале. Еще на первой Неделе,
которая носила название «Открытие», стало
понятно: у профессионального сообщества
достаточно знаний и ресурсов для того, чтобы дать
участникам возможность стать творцами. Тематика
второй Недели — «Восхождение» — предполагала не
только напряженную работу по саморазвитию на
самом мероприятии, но и задавала импульс для
дальнейшего профессионального и личностного
роста каждого. Ведь, совершив восхождение, надо
еще удержаться на вершине!
В этом году лейтмотивом встречи в «Орленке»
было «Погружение», которое предполагает
глубинное проникновение в суть стоящих перед
психологами образования задач. Каждая Неделя
давала участникам новый стимул к постижению
профессии. И это, мне кажется, одно из ее главных
достоинств. Практически все участники были
единодушны в том, что увозят с собой не только
конкретные методы и приемы работы, но и желание
творить, что-то менять в своей жизни. Часто это
|
Новой формой работы
стали стендовые доклады
|
желание получает реальное воплощение:
участники встреч в Орленке представляют
впоследствии на суд коллег собственные
наработки.
На встречах в «Орленке» органично сочетаются
практическая и научная, точнее, методологическая
составляющие работы психолога в образовании.
Нередко отсутствие серьезной базовой подготовки
по психологии и смежным наукам создает
методологический вакуум, проявляющийся в том,
что человек не осознает целей своей деятельности
— для чего он находится в школе, какие задачи
должен здесь решать? Отсюда и чрезмерное
увлечение спонтанной диагностикой, тренингами и
другими формами групповой работы, цель и смысл
которой ему самому не ясен. Для того, чтобы
прояснить цели и задачи деятельности психолога,
и существуют «Прологи» и «Монологи дня», а также
проблемные лекции, круглые столы и дискуссии,
которые занимают все больше места в структуре
этого мероприятия.
Кстати, изменения, происходящие здесь, отражают
общую ситуацию в практической психологии
образования. Первая Неделя состоялась тогда,
когда эра тотальной «диагностики ради
диагностики» уже прошла. Наступил резкий дефицит
методов практической работы. Поэтому ее
участники были в первую очередь ориентированы на
их получение. Это, безусловно, важно и нужно, но
сейчас и этот вакуум во многом заполнился
благодаря большому количеству всевозможных
обучающих семинаров, массе практической
литературы и самому многотиражному
психологическому изданию «Школьный психолог».
К сожалению, все имеет свою обратную сторону, и
чрезмерное увлечение копированием чужих, пусть
даже самых достойных образцов вылилось в
своеобразный «кризис жанра». Стали
тиражироваться одни и те же разработки, игры,
упражнения и метафоры. Неделя школьной
психологии предоставляет специалистам
уникальную возможность встретиться с настоящим
творчеством. Ведь для того чтобы попасть в ее
программу, ведущие мастер-классов и авторских
мастерских проходят жесткий отбор.
В этом году многие участники отмечали, что
качество представленных мастерских и
мастер-классов заметно улучшилось по сравнению с
первой и даже со второй Неделями, кстати,
увеличилось и их количество. Приятно было видеть
яркую работу не только признанных «мэтров»:
Марины Битяновой, Михаила и Натальи Семаго, Ольги
Хухлаевой, Ольги Кардашиной, Татьяны Клюевой,
Людмилы Лебедевой, Александра Савенкова, Натальи
Сакович, Александра Шадуры, Игоря Вачкова, но и
«восходящих звезд», которых было немало.
На рефлексию своей деятельности, построение
собственной модели взаимодействия с окружающим
были ориентированы круглые столы, дискуссионные
клубы и проблемные лекции, которым в этом году
было уделено гораздо больше внимания, чем раньше.
Они, кстати, пользовались не меньшим успехом, чем
многие из практических занятий. Вопросы, которые
там обсуждались, были самые серьезные.
Назову лишь несколько: «Норма в психологии
развития» (В. Слободчиков), «О современных
подходах к периодизации развития» (М. Семаго),
«Арт-терапия в теории и на практике. границы
метода, или Погружение без снаряжения» (Л.
Лебедева), «Актуальные проблемы современного
детства, или Психолог как русский левша» (О.
Хухлаева), «Психология индоктринации»
(А. Савенков), «Психолог в школе — пока не обучили
педагога?» (М. Битянова).
В этом году возникла новая форма — стендовые
доклады, которые вызвали большой интерес,
продолжились выступления в появившемся год
назад «гайд-парке». Каждый из заявивших проблему
для обсуждения работал в собственном помещении,
поэтому появилась возможность выслушать мнения
всех желающих и даже организовать дискуссию.
|
Мастер-класс можно было провести
прямо «на натуре»: «Игры с песком»
Натальи Сакович
|
Участников порадовали и зарубежные гости.
Как всегда яркими были мастерские и
мастер-классы белорусских коллег (Н. Сакович, Э.
Осипчук,
Е. Осиповой, Е. Набойкиной), которые на в этот раз
прибыли целой делегацией.
Органично влились в работу Недели и коллеги из
Германии, которые пришли в восторг от всего, что
происходило вокруг. А методы, представленные ими
на мастер-классах «Консультирование в школьной
системе: тренинг компетентности для учителей» (М.
Рёлле), «Многогранный тренинг для учителей и
директоров: теоретический концепт с
практическими упражнениями» (А. Бервольфф),
«Помехи (нарушения) на уроке — программа
укрепления личной ответственности» (Х. Брюндель),
пополнили арсенал российских специалистов.
|
Традиционный «капустник»:
психологи из Беларуси
и здесь на высоте
|
Вообще в этом году программа оказалась
чрезвычайно насыщенной. Ушли в небытие неспешные
послеобеденные «философско-маринистские»
прогулки: работа начиналась в 9.45 утра и
заканчивалась поздним вечером. Моральный дух и
единение участников поддерживались
неформальными мероприятиями, на которых
желающие могли продемонстрировать свою фантазию
и, конечно же, юмор. Кроме традиционных
«капустников» на открытии и закрытии Недели
одним из ярких воспоминаний останется
психологический КВН, шутки и афоризмы которого
разъехались вместе с участниками по всей стране.
Кроме того, были не менее остроумный «Вечер
вопросов и ответов», романтические «Вечерние
профессиональные посиделки и сказки на ночь» и,
конечно же, общение, иногда продолжавшееся до
утра.
«Погружение» закончилось «всплытием» — в мир,
ставший неузнаваемым при свете внезапно
разгоревшегося прощального костра, буквально
вырвавшего всех нас из глубин психологии, куда
некоторые участники погрузились достаточно
глубоко... Глядя на знакомые и одновременно
незнакомые лица, я подумала: может быть,
названием следующей Всероссийской недели
школьной психологии будет «Озарение»?
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|