Рассказ об адаптивной методике и
«двуполушарных» учебниках Ольги Соболевой
продолжает сегодня учитель из Карелии А.И.
Караваева. Александра Ивановна работает по этим
учебникам четвертый год и уроков русского языка
без них уже не представляет. Недавно обобщила
свой опыт применения инновационных технологий и
решила поделиться мыслями с читателями
«Школьного психолога»: эффективность обучения
она во многом связывает с заложенными в
учебниках психотехниками.
Александра КАРАВАЕВА,
учитель, г. Костомукша, Республика Карелия
КОГДА ПРАВИЛА СОВСЕМ НЕ МЕШАЮТ
Орфография всю мою ученическую,
а потом учительскую жизнь сводилась для меня к
орфографическим правилам — к тому, что их нужно
заучивать, а потом отрабатывать. И было это
настолько привычно, что по-другому и не
мыслилось. Сама так училась и тридцать один год (!)
так учила своих учеников. Встреча с этими
учебниками перевернула мои представления о
причинах ошибок, об источниках грамотности и о
том, как можно учить детей орфографии.
Впервые
услышав о том, что учебники предлагают мягкий
вариант обучения орфографии, сначала не
поняла: как это? Можно писать «трава» через «а», а
можно через «о»? Оказалось, речь совсем о другом:
ребенку предлагают сразу несколько способов, как
ему овладеть грамотным письмом и как не сделать
ошибку в конкретном слове. Когда обучение
начинается с выбора, это уже мягкий вариант —
и в то же время развивающий. Мне это импонирует, и
я попробовала. Оказалось, что одна только
возможность искать свой собственный путь к этой,
казалось бы, труднодостижимой цели — стать
грамотным — уже создает мотивацию и убирает
комплексы у детей. Во всяком случае у моих
учеников это было именно так. Несколько путей
лучше, чем один. «Среди них почти наверняка
найдется и такой, который подойдет именно мне.
Интересно, какой же?» — казалось, это было внутри
каждого ребенка, когда мы делали свои первые
шаги, а точнее, еще только стояли на
орфографической развилке.
Я не представляла, что в семь лет дети способны
столь эффективно пользоваться приемами
самодиагностики — психологической и
орфографической. Это произвело на меня
впечатление. Дело, видимо, в том, что приемы ее
вплетены в материал незаметно, ребенок не
успевает осознать, что его учат, и остается
расслабленным и заинтересованным. Он остается играющим.
Я и не знала, насколько это важно.
Обо
всех путях, ведущих через красочные страницы
«двуполушарных» учебников к детской
грамотности, все равно не рассказать на
нескольких страничках газетной статьи, поэтому
расскажу лишь о том, что оказалось для меня самым
неожиданным — о возможностях, которые открывает
перед ребенком интуитивное письмо.
Никогда прежде не встречала учебников, в
которых, с одной стороны, воспитывалась бы (это
слово больше всего подходит) такая трепетная
любовь к орфографическим правилам, в которых с
ними так нянчились бы, так играли, так
старательно и с разнообразнейшими новыми
приемами отдавали бы ребенку их смысл, а с другой
стороны, учили бы ребенка отключаться от этого
смысла, от всяких правил — и писать, обращаясь
исключительно к собственной орфографической
интуиции.
Не могла даже отдаленно предположить, что для
моих учеников это окажется настолько
эффективным и до такой степени решит многие наши
проблемы. Одна из них — орфография в творческих
работах, в сочинениях и изложениях. Развитие речи
в этих учебниках пронизывает буквально каждую
тему, проникает в каждый фрагмент или задание.
Дети очень много и с огромным желанием сочиняют
и, поскольку барьеры сняты, используют громадное
количество незнакомых по написанию слов, на
неизвестные или несуществующие правила. Ошибок в
таких сочинениях поначалу почти столько же,
сколько незнакомых слов, но постепенно, месяц за
месяцем, их становится все меньше и меньше —
срабатывает последовательная цепочка
уникальных приемов и упражнений на развитие
орфографического чутья.
Гениальной
находкой в этом отношении, как мне кажется, стал
Орчик, подаривший многим моим ученикам свободу
перемещения в орфографическом пространстве. Это
оказало неизмеримо большое влияние на их речевое
творчество: жесткие границы орфографических
познаний в начальной школе благодаря
вымышленному, нарисованному персонажу
растворились и исчезли, а запертое в этих
границах сокровище — письменная речь ребенка
— засияло во всем блеске. Я восприняла это именно
так и помогла это так воспринять своим ученикам.
Для тех, кто не знает: Орчик — это сказка и
реальность в одно и то же время, придуманный
персонаж и действительная способность, которой
обладает ребенок, его чутье, его пробудившаяся на
уроках русского языка интуиция. Я бы сказала — не
только орфографическая. Чувствую, что у моих
ребят орфографическая интуиция — это только
составляющая, только часть их интуитивных
возможностей, которые растут день ото дня и
проявляются на разных школьных предметах, а
вовсе не только во время диктантов и сочинений.
Орчик раскрыл и развил в них что-то очень важное,
что сама я объяснить до конца не могу.
Вот таким, но только ярко-зеленым он появляется
в учебнике в первый раз:
Ребенок с самых первых шагов в мире орфографии
узнает, что у него есть Орч (от ОР.Ч. —
орфографическое чутье), который может показать
ему образ любого слова — нужно лишь научиться обращаться
к нему и понимать его. Система приемов,
видимых и невидимых учительскому глазу,
помогающих ребенку обрести контакт с Орчиком, в
котором воплощена его удивительная способность,
заложена очень глубоко в материале и работает
почти независимо от внешних факторов. Всё
настолько продумано и настолько целостно, что
«изнаночные швы» не видны даже учителю. Я
понимаю, что они есть, читаю о них в методичке, но
сама разглядеть их в материале обычно не могу.
Наверное, с психотехниками так и должно быть.
Я и не знала, что учебники могут создаваться вот
так — как сложный по устройству, но простой в
обращении инструмент, с которым легко ученику и
спокойно учителю. Словно я работаю с чем-то, в чем
предусмотрено и «ручное управление», и
«автоматическое». Я могу расслабиться, если
этого требует мое состояние. Я знаю, что даже если
просто позволить детям делать все то, что
предлагает им Мудрейкин (волшебник—учитель из
их любимого учебника), то все получится и
основные задачи урока будут решены. Зато если
включиться самой и творить урок вместе с мудрым
волшебником—лингвистом, можно ощутить
захватывающую безграничность открывающихся
перед тобой как перед учителем возможностей.
Можно овладеть этим «инструментом» на таком
уровне, чтобы перейти, хотя бы частично, «на
ручное управление» и добиться результатов,
которые по-настоящему тебя удивят, в том числе и в
области правописания. Но для этого нужно
осмелиться время от времени... отпускать
правила, или, как пишет автор в книге для
учителя, «приделать им крылышки». А еще — не
мешать Орчику, а это значит практически
отказаться от отработки орфографических
навыков: от однотипных упражнений, от
комментированного письма, от объяснительных
диктантов и других «вредных привычек» — другими
словами, от регулярного повторения и проговаривания
ребенком орфографических действий. Решиться на
это было непросто...
Нужно
было довериться Мудрейкину, принять как факт, что
в нужном месте и в нужное время ребенок
«дотронется» до каждой орфограммы и проживет ее
смысл и что не стоит заучивать и затем
воспроизводить формулировки правил, а
достаточно понимать их смыслы и играть с ними
— в орфографических сказках, стихах, рисунках,
разнообразных логических и образных сигналах. И
тогда правила не помешают ребенку сохранить
детское воображение, потребность в творчестве и
способность обращаться к своей интуиции. А
учителю не помешают учить детей легко и расслабленно,
«как советуют ему волшебники». Наверное,
потребность учить эффективно за счет качества
технологий, а не за счет количества
упражнений живет в любом творческом учителе.
Нужен толчок — и еще материал, на который можно
опереться. Тогда не страшно. Я благодарна этим
учебникам за то, что они подарили мне чувство
тыла и возможность работать так, как в моем
понимании лучше для детей.
А дети приняли такой способ постижения
орфографии как наиболее естественный для себя — приняли
Орчика, поверили в себя, в силу интуиции,
поэтому и результаты не заставили себя ждать.
Главное, я поняла, насколько велика в них
потребность обращения к своим интуитивным
возможностям. Немыслимо жаль, что у сотен тысяч
ребят они так и остаются невостребованными...
Интересно, что у многих моих учеников время от
времени возникает желание Орчика рисовать. Им
почему-то это нужно. Возможно, это помогает им
«вступить с ним в контакт». Их неумелые рисунки
трогательны, они разные, и Орчик на них немного
разный — дети словно преломляют через себя
воспринятый в учебнике образ. Только одно не
меняется: Орчик всегда зеленый, как трава весной.
И рисунки, какими бы они ни были, передают самое
главное: «Орчик добрый, хороший, волшебный, его
длинный тонкий нос «чует», как избежать ошибок,
он мне нужен, он со мной, он помогает...»
Привлекает то, что эти учебники предлагают не
разрозненные приемы, а систему работы. Внутри
этой системы — лесенка с удобными, широкими
ступеньками, и можно подниматься по ней
непрерывно, меняя по необходимости темп, а можно
подольше поиграть на каждой ступеньке. Невидимая
в самих учебниках, эта лесенка «проявляется» для
меня, становится заметной, когда читаю методички.
Помимо всех особенностей, в них есть особое
свойство — они помогают учителю посмотреть на
всё, что он делал в своей жизни, так, как будто он
видит это со стороны и впервые...
Когда
мне предложили включить в этот материал
какой-нибудь фрагмент из учебников, я почти
растерялась — линия орфографической интуиции в
них настолько яркая, многогранная, что выбирать
очень трудно. В конце концов я решила, что это
будет маленький текст для изложения: сам он об
Орчике и писать его нужно с Орчиком — отпустив
свои любимые правила и обращаясь только к
орфографическому чутью...
В этих учебниках почти все необычно, и не стоит
удивляться, что даже текст изложения снабжен
иллюстрацией. В книге на этом рисунке Орчик
четыре раза меняет свой цвет, и четыре капли
краски как бы скрывают в себе четыре эпизода из
содержания текста. Смотришь на рисунок и
понимаешь: одно и то же содержание можно передать
по-разному, не обязательно словами. А если
словами — то не обязательно совсем такими, как в
этом тесте. Можно найти внутри себя другие слова,
а Орчик покажет их образы и поможет написать без
ошибок. Очень важен настрой...
«Цветная история»
Однажды Орчик увидел на странице рыжую белочку.
Орчик прикоснулся к белочке, хотел её погладить и
стал вдруг рыжим Орчиком.
Он
стал играть с белочкой в прятки и решил
спрятаться в солнечном луче, шагнул в него и
сделался золотым. Орчик посмотрел на свои руки —
и рассмеялся. Вдруг он увидел художника, который
так часто помогал мне в учебнике.
— Послушайте, дорогой художник!
Это Орчик закричал, но мой друг художник еще не
научился его слышать. Он только что-то
почувствовал, обернулся — и у него пролилась
розовая краска... Орчик стал розовым. Что это с ним
сегодня?
Он решил умыться, подошел к ручейку на краю
страницы — и стал прозрачным, как вода в ручье...
Нужно, чтобы Орчик снова стал зеленым — как
звездочки над ловушками. Придумай, как закончить
свой рассказ.
Крылышки вырастают не только у правил, не
только у детей, они вырастают у учителя — даже
спустя тридцать лет с того дня, как он провел свой
первый урок...
Подробный материал
об адаптивной методике Ольги СОБОЛЕВОЙ
можно найти на сайте www.metodika.ru
В статье использована иллюстрация
художника Л.В. Вольницкой
к учебнику О.Л. Соболевой «Русский язык. 4 класс»,
Москва, изд-во «Ювента», 2003 г. |