Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Сказки о буквах, выпавших из словаря

Коррекционно-развивающие занятия

Небольшой цикл «сказочных» занятий рассчитан на детей младшего школьного возраста и может быть включен в любой тренинг на общение или может проводиться в качестве классных часов.
Первая сказка включена в тренинговое занятие и служит примером того, как можно использовать эти истории. К остальным сказкам я предлагаю свой вариант вопросов и заданий. Каждый психолог или педагог может выбрать то, что для него наиболее актуально, и использовать в своей работе.
Сказки были использованы мною и в индивидуальном консультировании детей с проблемами общения. Продолжение сказочных историй мы разыгрывали на песке, создавая эффективные модели поведения, которые помогают ребенку в реальном мире.

Цели: способствовать процессу саморазвития ребенка: посредством сказочной метафоры помочь детям совершенствовать свои нравственные качества — честность, ответственность, дружелюбие, уважение к себе и к окружающим; осознать важность каждого из них для эффективного общения.

Задачи:

— помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в классе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы;

— развивать у детей навыки рефлексии;

— формировать нравственные качества школьников средствами сказкотерапии;

— научить детей формулировать свои ожидания, ценности, мысли через сочинение окончаний сказочных историй.

ЗАНЯТИЕ 1.
История о Толковом словаре

Беседа на тему «Вместе»

— Когда вы слышите это слово, что вы представляете?

— С кем вы любите быть вместе? Почему?

— Чем вы любите заниматься вместе?

— Назовите слова, противоположные по значению слову «вместе».

— Какие сказочные образы подходят к данному понятию? Как вы к ним относитесь?

Игра на сплочение коллектива «Гусеничка»

Команда должна выбрать «голову» и пройти определенный участок с препятствиями так, чтобы гусеничка не разорвалась.

Обсуждение: — Что вам помогало, что мешало? Чему учит эта игра? Все ли зависит от головы? Почему?

История о Толковом словаре

На столе лежал большой Толковый словарь. Он был важным и старым, умным и ворчливым. Его пожелтевшие страницы хранили много интересной и важной информации, но его все реже листали в поисках ответов на вопросы. В доме появился компьютер — вещь универсальная и супермодная. Все-то он мог: и ошибки исправлял, и красные строки выделял, и фразы красиво формулировал...

Долго терпел словарь невнимание к себе, но в один прекрасный день рассердился, зашелестел страницами, заворчал... В этот момент и выпрыгнули из него несколько заглавных букв — Д, Р, У, Ж, Б, А. Разбежались они по полкам, попрятались в другие книжки, начали свою судьбу заново устраивать.

Хотите узнать, что с ними произошло?

Ведущий. О приключениях беглецов мы узнаем на следующих занятиях. А сегодня я хочу, чтобы вы представили, как выглядят эти буквы.

Задание 1. Всей командой выложить из собственных тел все буквы по порядку. На репетицию отводится 10–15 минут.

Обсуждение: — Как вы себя чувствуете? Почему? Что для вас было легко, а что трудно? Почему? Чему учит эта игра?

Задание 2. Представить, как передвигается каждая буква. Какие звуки она любит произносить, каким тембром голоса?

Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 2.
Сказка о том, как Д попала в страну Драки

Недолго думала буква Д о своей судьбе: увидела яркую обложку и нырнула в толстую книжку. Оглядевшись, Д заметила, что улицы города в этой книге пусты, окна и двери редко стоящих домов плотно закрыты, по трассе на огромной скорости проносятся машины с затемненными стеклами. Что-то зловещее витает в воздухе. Ни яркое весеннее солнце, ни деревья, ни цветы не радуют глаз.

Постучав в несколько домов и не получив ответа, Д присела на скамейку в парке и стала ждать. Чего она ждала? Она и сама не знала. Чувствовала, что должно что-то произойти, и не ошиблась. Через несколько минут раздался громкий свист, и из всех отверстий, окон и дверей на улицу стали выскакивать человечки: кто на костылях, кто с подбитым глазом, кто с поломанной рукой. Минут десять они отчаянно о чем-то спорили. Самое интересное, что никто никого не слушал, каждому было важно высказать свои мысли, а не услышать собеседника. Все это напоминало птичий базар.

Через некоторое время яростный спор перерос в толкотню, толкотня в потасовку, а затем завязалась драка. Дрались вначале попарно, затем малыми группами, и наконец образовалась общая куча мала. Крики, ругательства, стоны и треск поломанных костей слышались над толпой.

Но вновь прозвучавший свист быстро очистил улицу. Все так же быстро исчезли, как и появились.

«Отличное местечко! — подумала Д. Взгляд ее упал на указатель «Страна Драки». — Так вот в чем дело! Словом добрым и то не с кем переброситься...»

Вопросы к сказке

— Можно ли здесь найти друзей?

— Что ты посоветуешь букве Д?

— Часто ли ты оказываешься среди жителей этой страны? Почему так происходит?

— Как и что можно изменить в этой стране?

— Можно ли сказать о жителях страны Драки, что они вместе?

Возможные задания к сказке

1. Нарисуйте, как вы представляете себе эту страну (групповой рисунок).

2. Драматизация отрывка из сказки, где жители спорят и дерутся. Обсуждение проигранного (в малых группах).

3. Придумать окончание сказки (каждому), выбрать самое интересное с точки зрения группы.

Рекомендуемые игры «Спорщики»

Дети разбиваются на пары. В каждой паре один ученик произносит «да», другой — «нет». Ограничений в силе голоса, жестах нет. Через две минуты происходит смена фраз в паре. Вновь в течение двух минут игроки «спорят». Провести обсуждение игры.

— Какое слово вам больше понравилось произносить? Почему?

— Что вы чувствуете сейчас? Почему?

— Хотелось ли вам пустить в ход кулаки? Зачем?

— Что хорошего в этой игре? Чему она учит?

«Скульптура»

Выбирают скульптора, который создает из трех учащихся скульптуру под названием «Драка». Задача игроков — подчиняться указаниям скульптора, помочь ему воплотить свой замысел.

Вопросы к участникам, создававшим скульптуру:

— Легко ли вам было подчиняться?

— Хотелось ли изменить позу? Почему?

— Что вы чувствовали, когда были частью скульптуры?

Вопросы к наблюдателям:

— Можно ли было назвать эту скульптуру «Драка»?

— Нужны ли такие памятники в реальной жизни? Почему?

— Насколько точно выполняли указания скульптора игроки?

— Чему учит это игровое упражнение?

ЗАНЯТИЕ 3.
Сказка о том, как Р рычащая превратилась в Р радующуюся

Буква Р страдала строптивым характером. Слегка порыкивая, она долго думала (в отличие от буквы Д), куда бы ей поселиться, с кем бы дружбу завести. И наконец-то удача ей улыбнулась. Она оказалась на прекрасной, просто идеальной полянке: круглая, покрытая мягкой шелковистой травой, везде цветочки, букашечки-козявочки, вокруг поляны огромные темно-зеленые ели как стражники-великаны высятся. Птицы щебечут, слышен звонкий смех детей.

На поляне бегали малыши. Они играли в мяч, прыгали, резвились, громко и весело смеялись. Так надоело Р рычать, что она тоже решила научиться смеяться. Подбежала буква Р к ребятам, те ее приветливо встретили, расспросили, что да как, предложили отдохнуть вместе с ними, а если понравится — так и пожить можно.

За все время игры дети ни разу не поссорились, не накричали друг на друга, не подрались. Улыбка озаряла их счастливые лица.

«Это какие-то особенные дети! Они знают важный секрет!» — решила буква Р.

Вопросы к сказке

— Можно ли назвать этих детей особенными?

— Как вы думаете, в чем их секрет?

— Легко ли вам оказаться среди них на полянке? Почему?

— Можно ли сказать об этих ребятах, что они вместе?

— Почему дети счастливы?

— Можете ли вы сказать о себе, что вы счастливы? Почему?

Возможные задания к сказке

1. Напишите правила, по которым живут дети на поляне Радости (коллективное задание).

2. Нарисуйте, как выглядела Р в начале и в конце сказки. Что изменилось? (Индивидуально.)

3. Назовите как можно больше слов, которые вызывают у вас радость. (Дети выполняют задание индивидуально, а затем обобщают по принципу частотности для всей группы и записывают на плакате.)

4. Сочинить окончание сказки.

5. Назвать известные сказки, где могла бы существовать такая полянка.

Обсуждение.

Рекомендуемые игры «Я радуюсь, когда...»

Дети сидят в кругу. Каждому предстоит закончить фразу, произнесенную ведущим, повторив, что ответил сосед.

Например: «Катя радуется, когда дома собирается вся семья, а я радуюсь, когда...»

Варианты неоконченных предложений для ведущего:

— Я радуюсь, когда в школе...

— Я радуюсь когда дома...

— Я радуюсь, когда родители...

— Я радуюсь, когда друзья...

— Я радуюсь, когда мне...

— Я радуюсь, когда у меня...

— Я радуюсь, когда учитель...

— Я радуюсь, когда все люди...

— Я радуюсь, когда вижу...

— Я радуюсь, когда имею...

«Подбери мелодию»

Ребята прослушивают кассету с музыкальными отрывками. Каждый из игроков имеет право сказать «стоп», когда почувствует, что мелодия выражает радость. Объясняет свой выбор и исполняет танец радости.

Обсуждение

— Почему вы подбирали разные музыкальные отрывки?

— Важно ли понимать и принимать радость другого человека?

ЗАНЯТИЕ 4.
Сказка про то, как У поймала рыбку по имени Удовольствие

Буква У всегда отличалась от всех других букв своей любознательностью. Конечно, ведь у нее была пара крючков, которые легко подцепляли разные вопросы и заставляли искать на них ответы.

И в этот раз буква У не отказала себе в удовольствии и залезла в книгу «Руководство по рыбной ловле». У нее закружилась голова от того количества вопросов, которые повисли у нее на крючке. Через пару часов она решила перейти от теории к практике и направилась к озеру.

Три раза она забрасывала свои крючки, но ничего не ловилось, и только четвертый раз был удачным. О чудо! В воздухе трепыхалась рыбка, да непростая, а волшебная.

Рыбаки со всего озера окружили нашу букву, стали задавать ей вопросы, рассматривать добычу. Рыбка переливалась всеми цветами радуги, приветливо помахивала плавниками и напевала какой-то незатейливый мотивчик.

Как приятно было У внимание окружающих, их добрые слова и улыбки, дружеские рукопожатия и похлопывания по плечу! Какое это удовольствие, когда вокруг тебя единомышленники, готовые выслушать тебя и помочь.

— А вот рыбку-то жаль! Больно хороша! Пожалуй, сделаю фото да отпущу! — проговорила буква У вслух...

Вопросы к сказке

— От чего У получала удовольствие?

— Почему она отпустила рыбку?

— Можно ли сказать, что У «вместе» с кем-то?

— Есть ли у тебя единомышленники, друзья, с которыми ты общаешься с удовольствием? Кто?

Задания к сказке

1. Вылепите удовольствие из пластилина (работа в парах). Во время работы нельзя разговаривать.

2. Покажите удовольствие мимикой лица, жестами, позой.

3. Драматизация отрывка из сказки, когда рыбаки окружают букву с добычей (придумать слова рыбаков, с которыми они обращались к У). Обсуждение проигранного. Акцент на ощущения исполнителей роли У.

4. Коллективное сочинение окончания сказки.

5. Нарисовать рыбку по имени Удовольствие. Какое удовольствие она могла бы доставить вам?

Рекомендуемые игры «Путешествие на облаке»

(интерпретация игры К. Фопеля)

Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.

Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Подул легкий ветерок, и облако медленно поднялось вверх. Рассмотри, что тебя окружает, что слева, что справа, что внизу. Почувствуй запахи, которые окружают тебя, легкое прикосновение ветерка к твоему лицу.

Сейчас ты приземлишься на остров «Удовольствие». Рассмотри его... Пройдись по острову... Найди место, где тебе будет легко и приятно, где ты получишь удовольствие... Посиди в этом месте, насладись ощущениями... (2–3 минуты.)

Теперь ты вновь подходишь к облаку, погружаешься в мягкую облачную подушку, и оно возвращает тебя назад, в эту комнату, ко всем ребятам. Мысленно поблагодари облако за путешествие, спустись с него, понаблюдай, как оно медленно тает в воздухе... Открой глаза, потянись, выпрямись и снова будь бодрым.

«Похлопывающий массаж»

Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому, опускает голову, расслабляет мышцы спины, другой под музыку делает легкие массирующие движения. Затем участники меняются местами.

Обсуждение

— Получили ли вы удовольствие от прикосновений?

— Что вам больше понравилось: получать удовольствие или дарить его?

ЗАНЯТИЕ 5.
Сказка о желаниях буквы Ж

Так как Ж была похожа на жука, то самой главной мечтой ее жизни было встретиться с себе подобными. Медленно перебирая всеми шестью лапками, она спустилась на улицу и остолбенела от увиденного. Огромные дома, люди-великаны, гиганты-растения окружили ее. Что-то скрежетало, шипело, гремело, пищало и жужжало... Никто не обращал на нее внимания. Куда податься? Где искать своих? И вообще, кто свои, кто чужие?

Ее размышления прервал толчок в бок — ее задела своим крылом проползавшая мимо Божья коровка.

«Вот оно, счастье! Мое желание сейчас осуществится! Я встречусь со своими!» — промелькнуло в голове Ж, и она скромно произнесла:

— Здравствуйте, давайте познакомимся!

Божья коровка даже усиком не повела, продолжая свой величественный ход по тропинке.

«Вот те на! — обиделась буква Ж. — Так похожа на меня, а я на нее... Почему же она не остановилась?»

Вопросы к сказке

– Почему не остановилась Божья коровка?

– Кого считать своим, а кого чужим?

– Что означают слова «искать себе подобных»? Легче ли жить среди себе подобных?

– Всегда ли внешнее сходство ведет к дружеским отношениям?

– Часто ли мы ищем друзей где-то, не замечая тех, кто рядом?

– Можно ли сказать, что со своими ты «вместе»?

озможные задания к сказке

1. Индивидуально выписать на листе, кто такие свои, кто такие чужие (лист разделен на левую и правую части). Зачитать. На общем плакате записать чаще всего употребляемые слова. Сделать вывод.

2. Показать продолжение сказки по принципу «Живые картинки».

3. Социометрия. Ведущий (в роли ведушего один из детей) расставляет всех по отношению к себе в следующем порядке: свои ближе, чужие дальше. Отвернуться. Игроки могут по своему усмотрению оценить, насколько они «свои» по отношению к ведущему, и встать дальше или ближе. Повернувшись, ведущий может сделать выводы о желаемом и действительном. Обсуждение всех действий.

Рекомендуемые игры «Рисунок вдвоем»

Разделить детей на пары. Каждая пара получает листок бумаги и один карандаш на двоих. Задача игроков: в абсолютной тишине создать на листе картину.

Обсуждение: — Справились ли вы с заданием? Почему? Что было легко? Что трудно? Чему учит эта игра?

«Распускающийся бутон»

Предложить детям разбиться на группы по пять человек. Каждая пятерка садится на пол в кружок, взявшись за руки. Задача игроков: одновременно встать, не отпуская рук. Можно предварительно обсудить свои действия.

Обсуждение: — Как вы справились с заданием? Какие трудности вы испытывали? Смогли ли использовать обсуждение для получения необходимого результата? Чему учит эта игра?

ЗАНЯТИЕ 6.
Сказка о беде буквы Б

Буква Б была достаточно опытной особой и понимала в жизни больше, чем многие другие буквы. Во-первых, она стояла на почетном втором месте в алфавите, во-вторых, на букву Б очень много слов в словаре, а в третьих, она просто себя любила: любила свой круглый животик, длинный козырек на кепке, ровный позвоночник... Она постоянно всем об этом бубнила.

И в тот самый миг, когда буквы выпадали из словаря, она вовсе не собиралась этого делать. Просто бубнила-бубнила и не заметила, как соскользнула со страницы. И попала она... Куда бы вы думали? В больницу! Да, да! Книга под названием «Больница» стала для нее сущей бедой. Ее окружали истерзанные страданиями лица больных, цепкие и строгие взгляды врачей и недовольные санитары. Так как она тоже бурчала, не переставая, на нее надели белый халат, дали швабру в руки и отвели в детское отделение, назначив новой санитаркой.

Для самовлюбленной буквы Б это была катастрофа. Ну врачом быть она, возможно, и согласилась бы... Врачом во взрослом отделении... А тут дети! Ужас! То — не могут, то — не умеют, а то — просто не хотят...

Вопросы к сказке

– Как протекала жизнь буквы Б в больнице?

– Почему больница стала для нее бедой? Какие трудности она встретила и почему?

– Есть ли среди ваших друзей похожие люди?

– Легко ли быть «вместе» с буквой Б? Почему?

– Что бы вы посоветовали букве?

Возможные задания к сказке

1. Покажите походку, жесты, произнесите слова так, как это делает буква Б. Что вы чувствуете? Удобно ли вам в этой роли? Почему?

2. Напишите букве Б письмо, так, чтобы, прочитав его, она захотела измениться (работа в малых группах).

3. Назовите сказочных героев, которые являются противоположностью букве Б. Докажите.

4. Сочините окончание сказки (сочинение сказки по кругу).

Рекомендуемые игры «Хвасталки»

Каждый участник получает возможность похвастаться своими успехами и достижениями. Слушатели каждому хвастуну отвечают словами: «А мы рады за тебя».

Обсуждение

— Понравилось ли вам хвастаться?

— Что вы чувствовали, когда слышали ответ «А мы рады за тебя»?

— Что вы чувствуете, когда кто-то хвастается?

«Король»

(интерпретация игры К. Фопеля)

Ведущий предлагает одному из детей (робкому, с низкой самооценкой) сыграть роль короля. Остальные выполняют роль слуг. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может приказать носить себя на руках, кланяться ему, подавать разные предметы... (2–3 минуты.) Затем на роль короля назначается ребенок с завышенной самооценкой.

Обсуждение

— Чьи приказы было выполнять приятнее? Почему?

— Легко ли быть в роли слуги?

— Легко ли быть в роли короля? Почему?

— Чему учит эта игра?

ЗАНЯТИЕ 7.
Сказка о том, как А с ангелом встретилась

Буква А, как известно, самая первая в алфавите. Но характер ее отличается от характера буквы Б. Ни о какой самовлюбленности нет и речи. Быстрая, шумная, веселая, активная — вот такой у нее характер. Всю свою жизнь буква А мечтала познакомиться с ангелом. Много слов было в ее разделе, но это потрясало ее и значением, и звучанием. Поэтому, выпав из словаря, буква А стала искать Библию. Она знала, что там точно встретится со своей мечтой.

А вот и ангел. Он похож на маленького кудрявого малыша, в меру упитанного, озорного. Отличают его от обычного ребенка два белых крыла, которые он то расправлял, то прятал за спиною. Ангел озорно посматривал на букву А, как будто заранее зная, о чем та хочет сказать. Излучая любовь, тепло и понимание, ангел поведал букве А о всех ее друзьях, о тех приключениях, что с ними произошли, о том, что только она, самая главная буква, может вернуть друзей в словарь, чтобы восстановить порядок вещей.

Попробуй позвать их в определенном порядке. Так ты произнесешь чудесное волшебное слово, слово, которое помогает людям творить чудеса, быть счастливыми и нужными на прекрасной планете Земля. Не забудь и про себя! — произнес Ангел и подмигнул букве А.

Д-Р-У-Ж-Б-А! ДРУЖБА! – сказала А. И в тот же миг все путешественницы оказались рядом с нею, перед ангелом.

Дружба — вот что вас всех связывает! Это ваше сокровище! Берегите его, — произнес ангел. Легко взмахнув крыльями, он перенес друзей в большой Толковый словарь...

Вопросы к сказке

– Почему рядом с ангелом легко?

– С кем из вашего окружения вам легко?

– Что означают слова «порядок вещей»?

– Почему для мира так важен порядок вещей?

– Какие черты характера помогают вам дружить? Какие необходимо воспитывать в себе?

– Как воспитать положительные черты характера?

– Чему учит нас вся сказочная история? Какой сказочный опыт вы сможете применить в жизни?

Возможные задания к сказке

1. Нарисуйте ангела, расскажите о его характере.

2. Коллективная работа «Мир хаоса и порядка».

3. «Мысли на расстоянии» (работа в парах). Сесть напротив друг друга, соприкасаясь коленями, глядя друг другу в глаза. Один человек в паре о чем-то размышляет, другой пытается понять ход его рассуждений (3–5 минут). Затем меняются ролями. Обсуждение.

4. Сочинить историю о том, как теперь жили беглецы, что изменилось в их жизни.

Рекомендуемые игры «Равновесие»

Это диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении.

Игроки садятся на пол парами, один напротив другого. В паре, взявшись за руки, отклоняются как можно дальше, пытаясь сохранить равновесие. То же из положения стоя на коленях и, наконец, стоя (ступни вплотную придвинуты к ступням партнера)

Упражнение повторяется с другим партнером.

Обсуждение

— О каком партнере ты можешь сказать «вместе»? Почему?

— Что нужно, чтобы игра удалась?

— Важно ли в отношениях с друзьями держать равновесие? Почему?

«Наши сходства»

Дети разбиваются на пары и в ходе беседы находят пять сходств между собой (любим мороженое, голубые глаза, занимаемся спортом...) Время беседы – 5 минут. Результаты зачитываются.

На втором этапе игры каждая пара ищет другую, которая чем-то похожа на нее. Проходит обсуждение и поиск общего в четверках.

На третьем этапе игры вся группа находит то, что объединяет всех.

Обсуждение

— О чем эта игра?

— Какие возможности появляются у людей, имеющих сходство?

Наталья СОЛОВЬЕВА,
психолог,
г. Волгоград