Психологической службе нужна
концепция
С 5 по 7 октября во Всероссийском детском центре
«Орленок» прошел семинар-совещание «Служба
практической психологии в системе образования
Российской Федерации: проблемы организации и
управления». Его организаторами выступили
Министерство образования и науки РФ и Федерация
психологов образования России.
Прошедший в июне
семинар-совещание «Проблемы развития
психологической службы в условиях системных
изменений профессионального образования
России» затронул крайне важные для развития всей
психологической службы вопросы. В итоговых
рекомендациях совещания, которые были разосланы
Министерством образования и науки в органы
управления образованием всех субъектов
Российской Федерации, говорилось о
необходимости создания при министерстве рабочей
группы по разработке ведомственной программы
развития Службы практической психологии
образования (см. «Школьный психолог», № 17, 2006).
Такая группа была создана. Более того, ее
работа, несмотря на летнее время, проходила так
интенсивно, что первый вариант программы был
обсужден 5 июля на совещании в министерстве.
Правда, сейчас в связи с изменениями
нормативно-правового поля возникла
необходимость создания не программы, а концепции
развития системы психологического обеспечения
образования Российской Федерации на период до 2010
года. Этот документ и должен стать основой для
разработки новых и приведения в соответствие с
ним уже существующих региональных положений о
психологической службе в системе образования, а
также положений о психологической службе
отдельных образовательных учреждений.
Первый вариант этой концепции был создан
рабочей группой и представлен на обсуждение
участникам совещания в «Орленке». Для многих он
не был принципиально новым, поскольку в его
основу легли материалы разрабатываемого в
течение двух последних лет Положения о
психологической службе в системе образования
Российской Федерации, которое не раз обсуждалось
на совещаниях, семинарах и конференциях,
проводимых Министерством образования и науки РФ
совместно с Федерацией психологов образования
России. Его окончательный вариант опубликован в
«Школьном психологе», № 21, 2006 г.
|
«Обучение
не может проходить в
отрыве от воспитания», –
считает А.Г. Петрынин
|
Обсуждение представленной концепции и
стало лейтмотивом семинара-совещания в
«Орленке». Надо сказать, что состоявшееся
обсуждение было более чем серьезным: среди
участников – специалисты органов управления
образованием субъектов Российской Федерации,
руководители известных ППМС-центров,
педагоги-психологи образовательных учреждений
из 26 субъектов Российской Федерации.
Статусность мероприятию придавало присутствие
руководителей и специалистов Министерства
образования и науки России:
И.К. Беляка (заместителя директора Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей) и Т.Ю. Федотовой (консультанта этого
же департамента). А высокий содержательный
уровень обсуждению обеспечило участие
представителей ряда ведущих вузов страны: Ю.М.
Забродина (проректора по научной работе МГППУ),
Ю.П. Зинченко (и.о. декана факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова), В.В. Семикина (декана
психолого-педагогического факультета РГПУ им.
А.И. Герцена).
Одной из позитивных тенденций, которая
наглядно проявилась на этом совещании, является
то, что представители науки стали подключаться к
разработке стратегии развития психологической
службы образования. Выступления Ю.М. Забродина
(«Вариативность в моделях психологической
службы: демографический, контингентный и
региональный аспекты») и Ю.П. Зинченко («О
необходимости экспертизы и сертификации
профессиональной деятельности психолога в
системе образования») вызвали множество
вопросов у присутствующих в зале практиков –
представителей регионов России, где существуют
сильные психологические службы и центры, имеющие
собственную нормативно-правовую базу и
научно-методическое обеспечение.
Участники совещания в своих выступлениях
продемонстрировали многообразие существующих
моделей работы психологов в системе образования.
|
Президиум совещания:
Е.И. Метелькова, Т.Ю. Федотова,
И.К. Беляк,Ю.М. Забродин
|
С возможностями краевой психологической
службы собравшихся познакомила Н.В. Трушина
(специалист управления по образованию и делам
молодежи Алтайского края). Там больше трех лет
существует коордиционный совет по психологии
образования, который занимается разработкой
программы развития службы, необходимой
нормативной и правовой документации, этических
норм. Алтайские психологи осуществляют также
четкое планирование своей деятельности с
последующей отчетностью.
В Липецкой области координирующая роль в
психологии образования принадлежит областному
Центру диагностики и консультирования, который
не только оказывает необходимую помощь детям, но
и является методическим центром для психологов
области. Об этом подробно рассказала А.И.
Кузнецова (директор ГОУ «Центр диагностики и
консультирования»).
О проблемах и прогнозах развития муниципальной
психологической службы сельских территорий
рассказала И.А. Лучкина (методист-психолог
управления образования администрации
Шурышканского района Ямало-Ненецкого
автономного округа).
Затаив дыхание, слушали собравшиеся
выступление А.Г. Петрынина, директора
легендарного хабаровского ППМС-центра, на тему
«Инновационная модель образовательного
учреждения для детей с проблемами поведения (из
опыта работы Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции)». Александр
Геннадьевич считает, что региональным службам и
центрам для нормальной работы необходимы
федеральные нормативы. В частности, должно быть
разработано подушевое финансирование детей и
штатное расписание для ППМС-центров. А главное –
в обязательном порядке в школы должно вернуться
воспитание!
|
Разговор о судьбе психологов
в образовании был очень серьезным
|
В.П. Стаховская (директор областного центра
диагностики и консультирования, г. Калининград)
наглядно продемонстрировала, как усилиями
небольшого, но сплоченного коллектива можно
организовать помощь всем нуждающимся детям
области.
Вообще на совещании было много ярких и
интересных выступлений. При этом все собравшиеся
были готовы щедро делиться с коллегами своими
наработками. Практически каждый из участников
совещания сумел высказать свои предложения и
поправки к обсуждаемому проекту концепции
развития системы психологического обеспечения
образования. Надеюсь, что они будут использованы
рабочей группой в дальнейшей работе над ней.
Хочется отметить, что присутствующие на
совещании представители министерства были
настроены на самое конструктивное
взаимодействие с профессиональным сообществом
психологов образования. Подтверждение этому
можно найти в рекомендациях семинара-совещания,
которые уже отправлены во все регионы России.
Сейчас, в соответствии с рекомендациями
министерства, проект концепции вынесен на
обсуждение психолого-педагогической
общественности. С ним можно ознакомиться на
сайте www.rospsy.ru
Работа над концепцией будет продолжена на III
Национальной конференции «Психология
образования: культурно-исторические и
социально-правовые аспекты». С учетом
высказанных замечаний и предложений будет
проходить окончательная ее доработка.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|