Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2006


РЕПОРТАЖ

Психологической службе нужна концепция

С 5 по 7 октября во Всероссийском детском центре «Орленок» прошел семинар-совещание «Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации: проблемы организации и управления». Его организаторами выступили Министерство образования и науки РФ и Федерация психологов образования России.

Прошедший в июне семинар-совещание «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» затронул крайне важные для развития всей психологической службы вопросы. В итоговых рекомендациях совещания, которые были разосланы Министерством образования и науки в органы управления образованием всех субъектов Российской Федерации, говорилось о необходимости создания при министерстве рабочей группы по разработке ведомственной программы развития Службы практической психологии образования (см. «Школьный психолог», № 17, 2006).

Такая группа была создана. Более того, ее работа, несмотря на летнее время, проходила так интенсивно, что первый вариант программы был обсужден 5 июля на совещании в министерстве.

Правда, сейчас в связи с изменениями нормативно-правового поля возникла необходимость создания не программы, а концепции развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 года. Этот документ и должен стать основой для разработки новых и приведения в соответствие с ним уже существующих региональных положений о психологической службе в системе образования, а также положений о психологической службе отдельных образовательных учреждений.

Первый вариант этой концепции был создан рабочей группой и представлен на обсуждение участникам совещания в «Орленке». Для многих он не был принципиально новым, поскольку в его основу легли материалы разрабатываемого в течение двух последних лет Положения о психологической службе в системе образования Российской Федерации, которое не раз обсуждалось на совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых Министерством образования и науки РФ совместно с Федерацией психологов образования России. Его окончательный вариант опубликован в «Школьном психологе», № 21, 2006 г.

«Обучение не может проходить в отрыве от воспитания», – считает А.Г. Петрынин

«Обучение
не может проходить в
отрыве от воспитания», –
считает А.Г. Петрынин

Обсуждение представленной концепции и стало лейтмотивом семинара-совещания в «Орленке». Надо сказать, что состоявшееся обсуждение было более чем серьезным: среди участников – специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители известных ППМС-центров, педагоги-психологи образовательных учреждений из 26 субъектов Российской Федерации.

Статусность мероприятию придавало присутствие руководителей и специалистов Министерства образования и науки России:
И.К. Беляка (заместителя директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей) и Т.Ю. Федотовой (консультанта этого же департамента). А высокий содержательный уровень обсуждению обеспечило участие представителей ряда ведущих вузов страны: Ю.М. Забродина (проректора по научной работе МГППУ), Ю.П. Зинченко (и.о. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), В.В. Семикина (декана психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена).

Одной из позитивных тенденций, которая наглядно проявилась на этом совещании, является то, что представители науки стали подключаться к разработке стратегии развития психологической службы образования. Выступления Ю.М. Забродина («Вариативность в моделях психологической службы: демографический, контингентный и региональный аспекты») и Ю.П. Зинченко («О необходимости экспертизы и сертификации профессиональной деятельности психолога в системе образования») вызвали множество вопросов у присутствующих в зале практиков – представителей регионов России, где существуют сильные психологические службы и центры, имеющие собственную нормативно-правовую базу и научно-методическое обеспечение.

Участники совещания в своих выступлениях продемонстрировали многообразие существующих моделей работы психологов в системе образования.

Президиум совещания: Е.И. Метелькова, Т.Ю. Федотова, И.К. Беляк,Ю.М. Забродин
Президиум совещания:
Е.И. Метелькова, Т.Ю. Федотова,
И.К. Беляк,Ю.М. Забродин

С возможностями краевой психологической службы собравшихся познакомила Н.В. Трушина (специалист управления по образованию и делам молодежи Алтайского края). Там больше трех лет существует коордиционный совет по психологии образования, который занимается разработкой программы развития службы, необходимой нормативной и правовой документации, этических норм. Алтайские психологи осуществляют также четкое планирование своей деятельности с последующей отчетностью.

В Липецкой области координирующая роль в психологии образования принадлежит областному Центру диагностики и консультирования, который не только оказывает необходимую помощь детям, но и является методическим центром для психологов области. Об этом подробно рассказала А.И. Кузнецова (директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»).

О проблемах и прогнозах развития муниципальной психологической службы сельских территорий рассказала И.А. Лучкина (методист-психолог управления образования администрации Шурышканского района Ямало-Ненецкого автономного округа).

Затаив дыхание, слушали собравшиеся выступление А.Г. Петрынина, директора легендарного хабаровского ППМС-центра, на тему «Инновационная модель образовательного учреждения для детей с проблемами поведения (из опыта работы Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции)». Александр Геннадьевич считает, что региональным службам и центрам для нормальной работы необходимы федеральные нормативы. В частности, должно быть разработано подушевое финансирование детей и штатное расписание для ППМС-центров. А главное – в обязательном порядке в школы должно вернуться воспитание!

Разговор о судьбе психологов в образовании был очень серьезным
Разговор о судьбе психологов
в образовании был очень серьезным

В.П. Стаховская (директор областного центра диагностики и консультирования, г. Калининград) наглядно продемонстрировала, как усилиями небольшого, но сплоченного коллектива можно организовать помощь всем нуждающимся детям области.

Вообще на совещании было много ярких и интересных выступлений. При этом все собравшиеся были готовы щедро делиться с коллегами своими наработками. Практически каждый из участников совещания сумел высказать свои предложения и поправки к обсуждаемому проекту концепции развития системы психологического обеспечения образования. Надеюсь, что они будут использованы рабочей группой в дальнейшей работе над ней.

Хочется отметить, что присутствующие на совещании представители министерства были настроены на самое конструктивное взаимодействие с профессиональным сообществом психологов образования. Подтверждение этому можно найти в рекомендациях семинара-совещания, которые уже отправлены во все регионы России. Сейчас, в соответствии с рекомендациями министерства, проект концепции вынесен на обсуждение психолого-педагогической общественности. С ним можно ознакомиться на сайте www.rospsy.ru

Работа над концепцией будет продолжена на III Национальной конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». С учетом высказанных замечаний и предложений будет проходить окончательная ее доработка.

Ольга РЕШЕТНИКОВА